Вторник
07.05.2024
13:35
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
НАС ПЕРЕПИСАЛИ… »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа


    НАС ПЕРЕПИСАЛИ…

    2 августа 2002 года произошло уникальное событие. Утром у Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге был дан старт гонок Кубка мира Международной Автомобильной Федерации (FIA) и Международной Мотоциклетной Федерации (FIM) по внедорожным ралли – «Мастер-ралли 2002». Первый этап гонок – 530-километровый участок Санкт-Петербург – Холм. Во второй половине дня вереница ярких гоночных автомобилей и ревущих мотоциклов въезжала на стоянку, организованную на бывшем аэродроме на Татиловской стороне. Тогда я давал репортаж об этом событии в «Маяк» и вместе с толпой холмичей встречал участников гонки. Естественно, для нашего маленького городка международные соревнования стали настоящей сенсацией. Помню восторг мальчишек, с которым они рассматривали мощные внедорожники и мотоциклы, грузовики, принимавшие участие в состязаниях, многочисленные специальные автомобили сопровождения и обслуживания. Разноцветные палатки, яркие комбинезоны, разноязыкая речь...

    В состязаниях участвовали 38 мотоциклов, 46 автомобилей и 6 грузовиков из 21 страны мира: Франции, Германии, Бельгии, Великобритании, США, Голландии, Испании, Италии, Польши и других. Вместе с обслуживающими автомашинами на площадке бывшего аэродрома собралось более 280 единиц разнообразной техники. Вся трасса, а это более пяти тысяч километров, проходила по территории России – от Санкт-Петербурга до Новороссийска.

    Родоначальники ралли – французы. Поэтому и французское руководство, которое осуществлял Рене Метж, и французское обеспечение: передвижная автомастерская, кухня, информационный центр, вертолёты «Робинсон».

    Уже к вечеру судьи подвели итоги первого этапа гонок, которые были вывешены на специально развёрнутых стендах. Возле них собирались группки разноязычных пилотов и бурно обсуждали замысловатые графики, вычерченные компьютером и распечатанные на широких листах бумаги. На них с любопытством и завистью смотрели местные мальчишки, кто посмелее – брали автографы. Несмотря на кажущуюся сутолоку, лагерь жил чётко размеренной жизнью. За столами под широким навесом завершался поздний ужин. А на импровизированной эстраде уже устанавливалась звукоусилительная аппаратура. И через минуту началось зажигательное выступление фольклорного ансамбля «Ловатяночка». Каждый новый номер гонщики и обслуживающий персонал встречали бурей аплодисментов. А самые заводные из интернационального товарищества спортсменов уже лихо отплясывали под русские народные мелодии…

    А когда на небе уже зажигались первые звёзды, на эстраде появился руководитель ралли и объявил результаты первого этапа. Лучшими стали французы Кристоф Тинзо, Николя Мисслин и Эрик Вигуру, четвёртой была немка Андреа Майер. Пятый результат на этапе показал российский экипаж Александр Хроль – Александр Марзалюк. Лучшими среди новичков были латвийский экипаж Янис Наглис – Модрис Метерс и российский Алексей Беркут – Антон Николаев, а чисто женский экипаж Элизабет Жасинту из Португалии финишировал двадцать восьмым. В мотогонке лучше всех прошёл дистанцию швед Пер-Гуннар Лундмарк, совсем немного проиграли ему голландец Гарри Остинг и португалец Нуно Сантуш. Среди грузовиков лучшее место показал КамАЗ Ильгизара Мардеева. В память о первом этапе холмичи подарили его победителям сувениры - деревянные ковши в виде ладьи.

    По ходу всех этих мероприятий беру короткие интервью у руководителей гонок и французской группы обеспечения. Заместитель руководителя ралли, исполнительный директор Валерий Бортновский в нашей беседе выразил признательность новгородцам и холмичам за хорошую организацию. На всём пути гонщиков встречали восторженно и доброжелательно. По словам руководителя ралли Рене Метжа, незабываемое впечатление произвел тёплый приём, оказанный спортсменам на гостеприимной Холмской земле.

    Утром следующего дня, а это была суббота, 3 августа, когда ещё не рассеялся туман над остывшим за ночь асфальтом, автомобили и мотоциклы участников ралли с рёвом покидали наш город. Спортсменов аплодисментами провожали сотни холмичей. Гонка укатила на восток, а в Холме начинался праздник Дня города, и, когда солнце развеяло утренний туман, о спортивном международном событии напоминал специально отставший от ралли вертолёт R-44.

    Праздничная толпа, гуляя по Владимирскому бульвару и площади Победы, смогла увидеть весьма колоритную выставку техники. Ярко-жёлтый вертолётик R-44, а немного поодаль собранные местными умельцами из металлических отходов тракторы и вездеходы. Экспонаты буквально облепили детишки. С восторгом они забирались в кабину «Робинсона» и с разрешения его добродушного пилота с наслаждением дёргали и трогали рычажки и кнопочки, а затем уже крутили баранку и давили педали оригинальных самодельных машин…

    Международное авторалли на улицах Холма было первым и пока единственным подобным событием в его истории. А вот выставка самодельной и старой колёсной техники на центральной площади города проводилась уже второй раз. В отличие от предыдущего показа в тот юбилейный год экспозиция была более представительной. Известный холмичам мастер-умелец Александр Петров уже тогда активно демонстрировал свой инженерно-конструкторский талант, представив на суд компетентного жюри из сотрудников ГАИ, гостехнадзора и авторитетных городских автолюбителей две оригинальных самоделки. Это собранный из списанных узлов и деталей трактор и вездеход на базе мотоцикла ИЖ. Вся хитрость вездеходности созданной машины в её больших и лёгких резиновых колёсах. Благодаря такой ходовой части мотовездеход свободно передвигался по любому бездорожью: воде, прибрежному песку, канавам и болотным кочкам. Большой интерес вызвала похожая конструкция болотохода, который из мотоцикла ИЖ соорудил мастер-умелец Владимир Царёв. Самодельный трактор с широким диапазоном применения в личном хозяйстве продемонстрировал Николай Синяков. А пенсионер Виктор Тихонов выставил легковой автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец», образно называемый в народе «табакеркой», 1968 года выпуска. Несмотря на 34-летний стаж, этот автомобиль был не только на ходу, но и в отличном техническом состоянии, при этом имел блестящий внешний вид.

    К полудню, когда основная масса праздничных горожан переместилась в городской парк, где начиналось открытие юбилейных торжеств, посвящённых 225-летию со дня присвоения Холму статуса уездного города, R-44 поднялся над центральной площадью и взял курс на восток…

    На церемонии открытия чествовали хирурга Павла Анцыгина, удостоенного звания «Заслуженный врач Российской Федерации», заместителя председателя комитета культуры и кино Елену Илларионову, удостоенную звания «Заслуженный кинематографист Российской Федерации», директора муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Виталия Саляева, награждённого медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, победителей и призёров различных конкурсов.

    В понедельник, 5 августа, мне позвонили из Новгородской телерадиокомпании «Славия» и попросили прямо по телефону прокомментировать подведение итогов первого этапа ралли в Холме. От бравшей интервью журналистки я узнал, что 3 августа в результате несчастного случая погибли два немецких гонщика - пилот Хорст Годель и штурман Грегор Хауг, выступавшие на грузовике "Мерседес". Трагедия произошла неподалёку от города Холма, где на асфальтовой связке между двумя специальными участками их автомобиль вылетел с дороги, вероятно, не удержавшись на скользком после прошедшего ливня асфальте. Машину немецкой команды занесло в кювет, она несколько раз перевернулась. Помощь была немедленно вызвана другими участниками, однако немецкие гонщики скончались до её прибытия.

    В номере за 7 августа мой репортаж о подведении итогов первого этапа «Мастер – ралли – 2002» и праздновании Дня города занял всю первую полосу. Дальнейшее прохождение ралли по трассе уже к нашему городу и району не имело отношения. Поэтому в «Маяке» ни о третьем, ни о последующих днях гонок не появилось ни строчки. А центральные СМИ освещали гонку весьма скупо. И только спустя десять лет, готовя материал, посвящённый десятилетию того памятного события, на сайте «Мастер-ралли – 2002» я нашёл подробный дневник всех дней гонки со 2 по 11 августа, опубликованный пресс-центром ралли на русском, английском и французском языках. Победителями стали экипажи французов Жан-Луи Шлессера – Анри Маня в общем автомобильном зачёте, россиян Ильгизара Мардеева, Айдара Беляева и Владимира Чагина в зачёте грузовых автомобилей и швед Пер-Гуннар Лундмарк в мотогонке.

    7 августа мы с заместителем главы района Татьяной Прокофьевой, начальником отдела администрации района по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Анатолием Коваленко, директором лесхоза Анатолием Акимовым и главным лесничим Александром Брусовым в очаге лесного пожара в окрестностях деревни Красный Бор. Моя цель – репортаж на первую полосу субботнего номера. Лесные пожары – главная и злободневная тема. В тот день я становлюсь свидетелем безуспешных попыток ликвидировать разрастающийся очаг. На 19 августа в районе уже семь крупных очагов лесных пожаров. В тот же день на совещании в районной администрации положение называется критическим. В области и районе введён режим чрезвычайной ситуации. Весь август и первую половину сентября на первой полосе каждого номера мы освещали пожарную обстановку в лесах. С конца августа над Холмом висел сизый дымок тлеющего торфа с непосредственно прилегающего к городу болота. А уже в начале сентября дымок превратился в сплошную удушливую завесу. К 16 сентября удалось переломить ситуацию. Чрезвычайные меры и начавшиеся дожди позволили ликвидировать очаги возгораний. С того дня был отменён и режим чрезвычайной ситуации.

    12 сентября в Холме с рабочим визитом губернатор Михаил Прусак. Я готовлю в очередной номер подробный репортаж об этом событии. Как всегда, состоялась обстоятельная и откровенная беседа с жителями райцентра в доме культуры. Среди животрепещущих вопросы ликвидации лесных пожаров, водоснабжения населения. В тот день губернатор провёл личный приём граждан.

    16 октября завершилась перепись населения, которая прошла в районе без эксцессов. В переписи приняли участие 7706 жителей района, из них 4322 человека в городе и 3384 – на селе. А 20 ноября впервые в Холме открылись дни искусств областных учреждений культуры. На торжестве холмичей приветствовали председатель областного комитета культуры Юрий Шубин, глава нашего района Николай Михайлов, председатель районного комитета культуры Валентина Витязева. Мероприятия дней искусств продлись до 4 декабря. За это время зрители оценили выступления оркестра народных инструментов под руководством Виктора Бабанова, солисток Новгородской филармонии Галины Ивановой и Антонины Бирюковой, творческих коллективов областного училища искусств имени Рахманинова. Завершились дни искусств спектаклем «Беда от нежного сердца» в постановке Новгородского театра драмы имени Достоевского.

    С 9 по 13 декабря в районе второй раз прошёл фестиваль «Моя любовь – кино». В отличие от прошлогоднего, на открытии не было помпезности. Обошлось без представителей областного Киносервиса, приветственных речей районного руководства. На сей раз, фестивальная программа состояла из премьерных лент. Событием стала встреча наших зрителей с народным артистом России Анатолием Кузнецовым, сыгравшим роль красноармейца Сухова в знаменитом фильме «Белое солнце пустыни». Кроме Холма, фестивальные фильмы демонстрировались в Красном Бору, Дунаеве, Морхове, Находе и Тогоди.

    Накануне 300-летия Российской печати, которое отметили 13 января 2003 года, Госдума сохранила десятипроцентную льготу по НДС для печатных средств массовой информации. Этой приятной для нас новостью и завершился 2002 год.