Четверг
12.12.2024
17:21
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЧТА В ХОЛМСКОМ УЕЗДЕ »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Форма входа

По материалам 9-ой краеведческой конференции

Автор Алексеева Н. И.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОЧТА  В  ХОЛМСКОМ  УЕЗДЕ

   Холм – старинный русский город при слиянии рек Ловати и Куньи. Во времена Древней Руси здесь проходил путь «из варяг в греки», древнерусская сухопутная дорога «из Руси в Руссу», здесь сходились тракты из Великих Лук, Торопца, Осташкова и Старой Руссы. Указом Екатерины II от 3 августа 1777 года Холму был присвоен статус уездного города Псковской губернии, благодаря чему город мог пользоваться такими благами цивилизации как почта. В 19-м веке в Холме была правительственная почтовая контора, которая, по исторически сложившейся в России традиции, принимала корреспонденцию на весь уезд.

    «Почт-словарь Российского государства» чиновника Павла Орлова, изданный в 1820 году свидетельствует, что Холм был связан почтово-дорожным трактом с Торопцем. В нём Орлов описал восемь торопецких дорог, соединивших в разное время древнерусский Торопец с Валдаем, Ржевом, Осташковым, Великими Луками, Белым, Велижом, Духовщиной и интересующим нас Холмом. Автор указывает: «Торопец, город Псковской губернии, в нём Торопецкая городская почтовая экспедиция ведомства Псковской Губернской почтовой конторы. Дорога от него в Холм – Шейна 28, Снопова 28 и г.Холм 30, всего 86 вёрст, где Холмская уездная почтовая экспедиция ведомства Псковской губернской почтовой конторы».

     Топограф, потом прапорщик Николай Емельянович Куропаткин, отец генерала А. Н. Куропаткина, отметился в этих местах участием в топосъёмке. Одновременно трудился отряд полковника Генерального штаба Семеки. Материалы вошли в «Военностатистическое обозрение Российской Империи» (Псковская Губерния, т.3, ч.2, СПб, 1852, с.407). Полковник бережно описал почвы, растительность, животный мир, строение поверхности, собрал данные о реках, занятиях населения. В разделе о дорогах, в частности, сообщается, что в 1847 году между Торопцем, Холмом и Старой Руссой учреждён для ускорения доставки письменной корреспонденции конно-почтовый тракт. В  качестве «вольных почтосодержателей» состояли помещики, купцы, ямщики и крестьяне. Торги(тендер) на выкуп станций проводились один раз в три-четыре года.

     Направление Торопец-Холм отнесено к Военно-стратегической сети дорог Российской Империи. Особое внимание уделено переправам через реки и деревням, способным принять на постой войсковые соединения. Из пространного отчёта выделим именно эту часть. За Торопцем в 13 верстах погост Нишавицы и река Ока. Через неё мост на сваях длинной 11 метров. Отсюда до погоста Шеин 15 ½ версты. За погостом 1 ½ версты тракт снова пересекает реку Оку шириной в 12 метров, что заставило возвести мост на клетях протяжённостью в 50 метров. За Окой в одной версте погост Манушкин. На 43 версте от Торопца у реки Серёжи деревня Тяполово (село Холмского уезда, ныне Плоскошь Торопецкого района). Ширина Серёжи 25 метров в половодье, «крепкий мост на клетях, длиною в 60 метров, поднят высоко над водою». Реку Столепенку с мостом на сваях тракт встречает у деревни Зыково (3 ½ версты). Отсюда до переправы через реку Алёшню у Снопова восемь с половиной вёрст, а до Холма 41 ½ версты.

     Полковник Семека отметил также, что торопецкие тракты на обочинах отделялись канавами дренажного типа. От тракта торные дороги вели только к погостам или дворянским имениям. От деревни к деревне крестьяне ездили «как попало». Между Торопцем и Холмом была пробита просёлочная дорога с заходом в Чистое и Загорье, но большим вниманием не пользовались.

     С 1850 года регулярно выходили «Памятные книжки Псковской губернии», в которых, по мнению Ю.Г. Попова, достойно представлен и Холмский уезд. Особенно повезло должностным лицам. В нашем случае – это фамилии людей, связанных со всем, что совершалось в Тяполово. Это объясняется открытием здесь почтовой станции, потом почтовой конторы и почтово-телеграфного отделения. В 1872 году почтовое ведомство сообщало, что Тяполовская приёмная станция осуществляет приём простой корреспонденции. Благодаря этому «Тяполово – село Холмского уезда. От Москвы 610 вёрст» попало на страницы «Всеобщей статистики Российского государства». Смотрителем почтовой станции состоял И.В. Марковский.

     В 60-е годы 19-го столетия Холм уже был связан почтово-дорожными трактами с Псковом, Торопцем и Старой Руссой.  Почтовая станция Холма находилась в собственности купца Захарова. Перевозку почты и пассажиров осуществляли пять ямщиков, в распоряжении которых было десять лошадей. Заметим, что корреспонденция, высланная из Пскова, доставлялась ямщиками в Холм на второй день после её отправки.

    В 1887 году по Псковской губернии торжественно путешествовал Великий Князь Владимир Александрович. В свите находился корреспондент «Московских ведомостей» К.К. Случевский. 21 июня он отметил: «С переездом Серёжи возле Тяполова открылась одна из самых красивых по пути местностей: только что орошенная ливнем долина, в вечернем освещении. За пять минут до нашего приезда молния ударила в один из столбов; стоявшая подле приготовления под поезд тройка разбежалась, и коней пришлось ловить».

     Дальнейший путь до Холма носил пересечённый характер. Леса и поля, холмы и долины быстро менялись. В Билове состоялось представление депутаций от дворянства и местных сельских обществ. До Билова Великого Князя сопровождал и смотритель Тяполовской почтовой конторы Дмитрий Иванович Иванов. В 1888-1900 годы за почту отвечал коллежский секретарь Константин Павлович Соколов. В 1901 года в Тяполове почтово-телеграфное отделение с В.П. Шерепановым во главе и заместителем почтово-телеграфным чиновником Константином Дмитриевичем Чирковым. Почта прибывала в Тяполово 4 раза в неделю. По воскресеньям и четвергам в 12 часов пополудни из Холма, а по понедельникам и пятницам в 4 час.10 мин. пополудни из Торопца. В 1914 году были уточнены расстояния между станциями: Холм-Новый Двор (21 ¼ версты) – Тяполово (22 ¾ версты) – Пожня (20 ¼ версты) – г. Торопец (23 версты).

     «Почтовый дорожник Российской Империи» за 1908 год напоминает, что прогонная плата с версты для проезжающих, за доставку почты и эстафет составляла 3 копейки. Расстояние от Холма до Торопца 86 вёрст, за что надо было заплатить 2 р. 58 коп. Сумма довольно приличная по ценам того времени. Почтовую повозку везли две лошади. На Тяполовской почтовой станции для этих целей держали 6 лошадей.

    Отдельная тема почтовой эпопеи – это фамилии корреспондентов-пользователей. По любезному разъяснению композитора М.П. Мусоргского, он просил своего приятеля, тоже композитора М.А. Балакирева писать ему в 1862 году по адресу: Псковская Губерния, Холмский уезд, станция Тяполово, в село Волок. Через руки почтовых работников прошли письма к окрестным дворянам Антоновым (Савино), Арбузовым (Успенское), Бенуа (Жуково), Куропаткиным (Романовское, Шешурино), Кушелёвым (Волок), Сакович (Вашурово), Чириковым (Бончарово), Игнатьевым (Краснополец), Голенищевым-Кутузовым (Конищево), Зелёным (Кузьминское), Войнакуринским (Успенское), земским присяжным заседателем Филиппу Михайлову из Тяполова, Шаховским (Канищево), Палибиным (Петрово) и другим. В крепких почтальонских мешках приходили весточки от солдат японской и германских войн. По великим православным праздникам на поздравительных открытках можно было прочитать имя о. Иоанна Кронштадского, основателя Воронцовского Благовещенского женского монастыря. От почтовой станции Тяполово обитель находилась всего в 20 верстах.