По материалам 9-ой краеведческой конференции
Автор Алексеева Н. И.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОЧТА В ХОЛМСКОМ
УЕЗДЕ
Холм – старинный
русский город при слиянии рек Ловати и Куньи. Во времена Древней Руси здесь
проходил путь «из варяг в греки», древнерусская сухопутная дорога «из Руси в
Руссу», здесь сходились тракты из Великих Лук, Торопца, Осташкова и Старой
Руссы. Указом Екатерины II от 3 августа 1777 года Холму был присвоен статус
уездного города Псковской губернии, благодаря чему город мог пользоваться
такими благами цивилизации как почта. В 19-м веке в Холме была правительственная
почтовая контора, которая, по исторически сложившейся в России традиции,
принимала корреспонденцию на весь уезд.
«Почт-словарь
Российского государства» чиновника Павла Орлова, изданный в 1820 году
свидетельствует, что Холм был связан почтово-дорожным трактом с Торопцем. В нём
Орлов описал восемь торопецких дорог, соединивших в разное время древнерусский
Торопец с Валдаем, Ржевом, Осташковым, Великими Луками, Белым, Велижом,
Духовщиной и интересующим нас Холмом. Автор указывает: «Торопец, город
Псковской губернии, в нём Торопецкая городская почтовая экспедиция ведомства
Псковской Губернской почтовой конторы. Дорога от него в Холм – Шейна 28,
Снопова 28 и г.Холм 30, всего 86 вёрст, где Холмская уездная почтовая
экспедиция ведомства Псковской губернской почтовой конторы».
Топограф, потом
прапорщик Николай Емельянович Куропаткин, отец генерала А. Н. Куропаткина,
отметился в этих местах участием в топосъёмке. Одновременно трудился отряд
полковника Генерального штаба Семеки. Материалы вошли в «Военностатистическое
обозрение Российской Империи» (Псковская Губерния, т.3, ч.2, СПб, 1852, с.407).
Полковник бережно описал почвы, растительность, животный мир, строение
поверхности, собрал данные о реках, занятиях населения. В разделе о дорогах, в
частности, сообщается, что в 1847 году между Торопцем, Холмом и Старой Руссой
учреждён для ускорения доставки письменной корреспонденции конно-почтовый
тракт. В качестве «вольных
почтосодержателей» состояли помещики, купцы, ямщики и крестьяне. Торги(тендер)
на выкуп станций проводились один раз в три-четыре года.
Направление
Торопец-Холм отнесено к Военно-стратегической сети дорог Российской Империи.
Особое внимание уделено переправам через реки и деревням, способным принять на
постой войсковые соединения. Из пространного отчёта выделим именно эту часть.
За Торопцем в 13 верстах погост Нишавицы и река Ока. Через неё мост на сваях
длинной 11 метров. Отсюда до погоста Шеин 15 ½ версты. За погостом 1 ½ версты
тракт снова пересекает реку Оку шириной в 12 метров, что заставило возвести
мост на клетях протяжённостью в 50 метров. За Окой в одной версте погост
Манушкин. На 43 версте от Торопца у реки Серёжи деревня Тяполово (село
Холмского уезда, ныне Плоскошь Торопецкого района). Ширина Серёжи 25 метров в
половодье, «крепкий мост на клетях, длиною в 60 метров, поднят высоко над
водою». Реку Столепенку с мостом на сваях тракт встречает у деревни Зыково (3 ½
версты). Отсюда до переправы через реку Алёшню у Снопова восемь с половиной
вёрст, а до Холма 41 ½ версты.
Полковник Семека
отметил также, что торопецкие тракты на обочинах отделялись канавами дренажного
типа. От тракта торные дороги вели только к погостам или дворянским имениям. От
деревни к деревне крестьяне ездили «как попало». Между Торопцем и Холмом была
пробита просёлочная дорога с заходом в Чистое и Загорье, но большим вниманием
не пользовались.
С 1850 года
регулярно выходили «Памятные книжки Псковской губернии», в которых, по мнению
Ю.Г. Попова, достойно представлен и Холмский уезд. Особенно повезло должностным
лицам. В нашем случае – это фамилии людей, связанных со всем, что совершалось в
Тяполово. Это объясняется открытием здесь почтовой станции, потом почтовой
конторы и почтово-телеграфного отделения. В 1872 году почтовое ведомство
сообщало, что Тяполовская приёмная станция осуществляет приём простой
корреспонденции. Благодаря этому «Тяполово – село Холмского уезда. От Москвы
610 вёрст» попало на страницы «Всеобщей статистики Российского государства».
Смотрителем почтовой станции состоял И.В. Марковский.
В 60-е годы 19-го
столетия Холм уже был связан почтово-дорожными трактами с Псковом, Торопцем и
Старой Руссой. Почтовая станция Холма
находилась в собственности купца Захарова. Перевозку почты и пассажиров
осуществляли пять ямщиков, в распоряжении которых было десять лошадей. Заметим,
что корреспонденция, высланная из Пскова, доставлялась ямщиками в Холм на
второй день после её отправки.
В 1887 году по
Псковской губернии торжественно путешествовал Великий Князь Владимир
Александрович. В свите находился корреспондент «Московских ведомостей» К.К.
Случевский. 21 июня он отметил: «С переездом Серёжи возле Тяполова открылась
одна из самых красивых по пути местностей: только что орошенная ливнем долина,
в вечернем освещении. За пять минут до нашего приезда молния ударила в один из
столбов; стоявшая подле приготовления под поезд тройка разбежалась, и коней
пришлось ловить».
Дальнейший путь
до Холма носил пересечённый характер. Леса и поля, холмы и долины быстро
менялись. В Билове состоялось представление депутаций от дворянства и местных сельских
обществ. До Билова Великого Князя сопровождал и смотритель Тяполовской почтовой
конторы Дмитрий Иванович Иванов. В 1888-1900 годы за почту отвечал коллежский
секретарь Константин Павлович Соколов. В 1901 года в Тяполове
почтово-телеграфное отделение с В.П. Шерепановым во главе и заместителем
почтово-телеграфным чиновником Константином Дмитриевичем Чирковым. Почта
прибывала в Тяполово 4 раза в неделю. По воскресеньям и четвергам в 12 часов
пополудни из Холма, а по понедельникам и пятницам в 4 час.10 мин. пополудни из
Торопца. В 1914 году были уточнены расстояния между станциями: Холм-Новый Двор
(21 ¼ версты) – Тяполово (22 ¾ версты) – Пожня (20 ¼ версты) – г. Торопец (23
версты).
«Почтовый
дорожник Российской Империи» за 1908 год напоминает, что прогонная плата с
версты для проезжающих, за доставку почты и эстафет составляла 3 копейки.
Расстояние от Холма до Торопца 86 вёрст, за что надо было заплатить 2 р. 58
коп. Сумма довольно приличная по ценам того времени. Почтовую повозку везли две
лошади. На Тяполовской почтовой станции для этих целей держали 6 лошадей.
Отдельная тема
почтовой эпопеи – это фамилии корреспондентов-пользователей. По любезному
разъяснению композитора М.П. Мусоргского, он просил своего приятеля, тоже
композитора М.А. Балакирева писать ему в 1862 году по адресу: Псковская
Губерния, Холмский уезд, станция Тяполово, в село Волок. Через руки почтовых
работников прошли письма к окрестным дворянам Антоновым (Савино), Арбузовым
(Успенское), Бенуа (Жуково), Куропаткиным (Романовское, Шешурино), Кушелёвым
(Волок), Сакович (Вашурово), Чириковым (Бончарово), Игнатьевым (Краснополец),
Голенищевым-Кутузовым (Конищево), Зелёным (Кузьминское), Войнакуринским
(Успенское), земским присяжным заседателем Филиппу Михайлову из Тяполова,
Шаховским (Канищево), Палибиным (Петрово) и другим. В крепких почтальонских
мешках приходили весточки от солдат японской и германских войн. По великим
православным праздникам на поздравительных открытках можно было прочитать имя
о. Иоанна Кронштадского, основателя Воронцовского Благовещенского женского
монастыря. От почтовой станции Тяполово обитель находилась всего в 20 верстах.