«Стал и я старше многих живущих…»
(Часть 4)
Со специальностью
в руках
Машиноведение у нас (не следует забывать, что мы как «хрущёвские дети», по замыслу руководства страны, должны были
выходить из стен школы со специальностью в руках) традиционно вёл Ефим Савинович
Жеребцов. Однако к началу постижения нами этого предмета
в школу пришёл Евгений Александрович Захаров, муж математички Полины Захаровны.
Во‑первых, он имел высшее образование, работал до этого
главным инженером в леспромхозе; во‑вторых, исповедовал
активную жизненную позицию.
Вскоре Захаров вытеснил своего напарника на вторую роль —
преподавание практического
вождения. Учили нас долго и серьёзно. Приходилось даже двигатели перебирать, делать им ка‑
питальные ремонты в гаражах
и мастерских предприятий города под руководством опытных
наставников‑механиков. В общем, это никому не помешало
в жизни, не говоря уже о тех, кто
стал работать непосредственно
по этой специальности. Остальные в наш век сплошной автомо‑
билизации уверенно чувствуют
себя за рулём в качестве водителей-любителей.
Добавлю, что в нашей группе
занимались даже две девочки —
Люда Орехова и Нина Лобанова:
бывают такие боевые девчата.
Этот курс мы вспоминали с удовольствием. Кроме всего прочего, он позволял нам развеиваться
и отдыхать от кабинетных наук.
Так что спасибо Евгению Александровичу за его науку.
Был ещё и такой предмет —
«Труд». В средних классах мы
учились держать в руках рубанок, стамеску, ножовку и молоток, элементарно работать на токарном, сверлильном станках,
как положено настоящему мужчине. Девочки, естественно, овладевали в это время тайнами домоводства, тоже нужное для жизни
дело. Хоть и кривобокую, но табуретку изготавливать мы научились, а это, как выяснилось,— вовсе не последнее дело в будущей
взрослой жизни. И прививать
стремление к чисто мужской работе действительно надо с 5–6 классов. В то время с полной отдачей
трудился в школьной мастерской
уважаемый Сергей Матвеевич Глухарев, не давая спуску ученикам
нерадивым и невнимательным. Запомнились его натруженные, многократно изуродованные руки,
бывшие как бы живым пособием
по технике безопасности. С работой на металлообрабатывающих
станках знакомил нас его напарник Зуев.
Как большая семья
Рассказ о нашей школе той
поры был бы неполным без упоминания об учительском коллективе в целом. А он в те времена
был очень сильным и авторитетным, имел своё мнение по принципиальным вопросам образования
и воспитания. Также известно немалое число случаев, когда наши
особо уважаемые учителя в разное время являлись депутатами местных Советов, принимали
активное участие в жизни города и района. С коллективом считалось районное и городское начальство всех уровней.
Любой трудовой коллектив
славен прежде всего своими специалистами. Педагогический,
как большая и дружная семья,—
не исключение. Во все времена
за успехи своих детей больше самих школяров переживают их
родители, дедушки и бабушки.
В наши годы профессиональная
компетентность педагогов очень
редко ставилась под сомнение.
Если говорить об учителях-предметниках, как называют в школе специалистов того или иного
профиля, то это были авторитетнейшие педагоги. В частности, Надежда Николаевна Красильникова (Квасова) и Лариса
Павловна Райтенберг, которые
преподавали математику. По признанию моего младшего брата
Николая, первая из них привила
ему вкус и любовь к геометрии,
вторая — к алгебре и математике в целом. После чего брат побеждал на всех математических
олимпиадах, в том числе областных, и даже попал, в конце концов, в математическую школу при
Ленинградском госуниверситете,
где, правда проучился, недолго:
привязанность к дому подкосила парня.
В кои веки в школе работал
тогда математический кружок,
который вела Лариса Павловна.
Для провинциальной школы это
было круто, как сказала бы сейчас молодёжь. Работали очень
сильные, по свидетельству очевидцев, специалисты-литераторы Серафима Ивановна Тихонова и Анастасия Васильевна
Мусиенко. Недаром, видимо, им
поручали делать доклады по прикладным проблемам педагогики
и воспитания на партийных форумах и учебных сборах при ОБЛОНО, Институте усовершенствования учителей.
Начинала тогда работать у нас
талантливый учитель иностранного языка Антонина Михайловна Быстрова, в девичестве —
Хлямова. После института она
преподавала немецкий язык
в Каменской и Дунаевской сельских школах, затем пришла
в ХСШ. Она в совершенстве владела двумя языками, много раз бывала за границей, что очень важно для преподавателя данного
профиля. Сейчас это называется
«носитель языка». Кроме ссылок
на глубокое владение и искусное преподавание своих предметов, была такая категория учителей, которые остались в памяти,
потому как пользовались в школе
большим авторитетом. Это прежде всего Мария Матвеевна Беляева, Александра Александровна
Панова, старейший педагог школы Степан Васильевич Козлов,
Людмила Александровна Орехова, чуть позже — наша Клавдия
Анисимовна Алексеева.
Благодаря наличию в коллективе таких специалистов школа
пользовалась авторитетом в глазах местной власти, общественности города и района, в области. В её
стенах практически постоянно работали учителями супруги районных и городских руководителей.
Стало быть, положение дел в ней
было хорошо известно «в верхах».
Авторитет школы формировал
у населения доверие ко всему педагогическому коллективу.
Это доверие школа неизменно
оправдывала делами. Наши выпускники без всякого репетиторства и дополнительной помощи
поступали в избранные, зачастую
самые престижные, вузы. А это —
один из важнейших критериев качества работы преподавателей,
школы. Если говорить о системе образования в целом, не будет преувеличением заметить,
что уровень науки, образования,
в том числе высшего, в то время
был гораздо выше. Подтверждением тому — небывалый прогресс
советской науки и техники в 60–
80‑е годы (сейчас многое бездарно
упущено). Тем весомее были заслуги ХСШ тех лет, которая по шкале всесоюзной системы образования никогда не плелась в хвосте.
Говорят, и не зря, что наши западные недоброжелатели сделали всё,
чтобы подорвать уровень образования в стране, «любезно» навязав нам свои не лучшие подходы
и стандарты. Обращаю на это внимание вовсе не из-за того, чтобы
усомниться в современных усилиях и заслугах школы. Просто хочу
подвести черту под вкладом школы нашего времени и в то же время отметить подчас запредельные
усилия современной школы в благородном исполнении своего прямого предназначения. Школа помимо того, что давала нам твёрдые
знания, формировала в нас и зрелое мировоззрение, уверенность,
что мы никогда, ни при каких обстоятельствах не имеем права подвести её, а значит, и репутацию
педагогов. Наоборот, все наши достижения в жизни и деятельности
в различных отраслях лягут в копилку достоинства и славы родной
школы. К этому в идеале должны
стремиться все её выпускники.
Наш класс
и наши сверстники
Через наш «Б» класс прошло
много народа, во всяком случае,
гораздо больше, чем выпускалось
в 1966 году. С кем-то мы прошли
с 1‑го по 11‑й класс. Так, с Валерием Пихо я сидел за одной партой практически все годы учёбы.
Мой друг и товарищ на все времена — одноклассница Аня Кляпина
(Краля). С 1‑го по 11‑й класс учились с Мишей Петровым, Людой
Ореховой, Тамарой Вишняковой,
Валей Плеухиной, Ниной Семёновой, Зоей Анущенковой, Таней
Ершовой, до 8‑го — с Юрой Валдановым, Колей Савельевым, Геной Аксёновым, Сашей Цивилёвым, Ваней Васильевым, Тоней
Васильевой, Тоней Степановой.
Начиная с 5‑го и — особенно —
8‑го класса к нам пришла группа
новых ребят: Вася Нилов, Коля
Михайлов — из ближайшей к городу начальной школы; Ваня Родионов, Серёжа Спиров, Саша
Лукин, Володя Андреев, Галя Со‑
ловьёва, Люда Завьялова, Валя
Максимова — из 8‑х классов других школ. В то же время друзья
по предыдущим годам учёбы уже
отправились в самостоятельную
жизнь. При этом, независимо
от срока совместного обучения,
все они (здесь перечислены далеко не все) — наши одноклассники. Тесные связи поддерживаем
и с параллельным 11 «А», а также
с тремя десятыми классами, которые выпускались вместе с нами.
Тогда, в год нашего выпуска, в соответствии со школьной реформой осуществлялся переход опять
на 10‑летний срок обучения. Так
что у нас был двойной выпуск,
что создало известные трудности
при поступлении в вузы.
С некоторыми одноклассниками мы регулярно встречаемся, перезваниваемся, с другими — реже,
а с иными — очень редко. Жизнь
разбросала нас по всей стране и даже более того — по миру.
Кого-то из наших одноклассников, к сожалению, уж нет. Но всех
нас объединяет самое главное:
мы прожили, теперь уже можно
так сказать, жизнь порядочными и полезными людьми, нигде
не уронив человеческого достоин‑
ства. Наша Клавдия Анисимовна,
помнится, всегда при встрече подчёркивала это и гордилась нами,
хотя главная заслуга в этом, без‑
условно, принадлежит ей…
О друзьях-товарищах
В этом рассказе, или, как сейчас говорят, формате, было бы
непростительно не вспомнить
и старших по выпускам товарищей. Так уж повелось, что старших всегда лучше знают и помнят. Начнём с тех, кто посвятил
свою жизнь службе. Я уже называл Юрия Дмитриевича Кокорева — заслуженного офицера
флота. Есть большая заслуга Кокорева в том, что несколько его
воспитанников стали адмиралами, не говоря уже о целом отряде замечательных офицеров. Его
по праву чтут и уважают бывшие
ученики. Всегда на моей памяти
имена офицеров старшего поколения Григория Цейтлина, Анатолия Константинова, Валентина
Семёнова. помимо того, что они
были достойными представите‑
лями современного офицерского
сословия, помнятся ещё и тем, что
глубоко чтили и уважали своих
учителей, навещали свою школу
при любой возможности. Их я застал, будучи ещё учеником. Далее
полковники Анатолий Михайлов,
Павел Волков, двумя-тремя годами старше нас по выпуску, находившиеся по службе на самом
переднем крае обороны Родины.
Так, Анатолий Михайлов в своё
время командовал полком истребителей МИГ‑31 у нас на Камчатке. В то время это были самые
современные самолёты в нашей
истребительной авиации. Подполковник Валерий Копылов служил
в войсках, а позднее стал военкомом. Некоторые выпускники офицеры сложили головы, выполняя свой воинский долг, в том
числе за границей. Светлая им память. Кстати, служили офицерами
и наши выпускники-одноклассники: Михаил Петров, Иван Родионов, Василий Нилов.
Яркими выпускниками, помнится, были Владимир Красовский, Виктор Колесников, Геннадий Воронцов, Николай Петров
выпуска 1963 года, Виктор Беляев — выпуска 1964 года.
Отдельно нужно упомянуть
самых блестящих выпускников
школы, среди которых — Александр Цивилёв и Станислав Жегалов. На них возлагались надежды
именно в науке. Десятки и сотни
выпускников нашей школы, впоследствии — выпускники вузов
и техникумов (как и завершившие
своё образование здесь, в ХСШ),
честно и добросовестно, зачастую
самоотверженно, исполняли свой
трудовой долг во благо Родины,
народа, строили благополучие
этой страны, и не их вина в случившемся с нею впоследствии.
В заключение следует отметить, что обращение к этой теме
возвращает нас к непреложной
истине, к мысли о том, что именно воспитание молодёжи, работа
над этой проблемой — первичны
во всей нашей человеческой деятельности, всё остальное, в конечном счёте, отступает перед этой
задачей на второй план, ибо в руках нашей молодёжи наше будущее. Об этом свидетельствует
и весь мой собственный немалый
опыт. В моей деятельности для
меня всегда главным были, как
ни странно, не ракеты, торпеды,
ядерные реакторы и турбины,
нюансы космической навигации
и связи, таинства вычислительной техники, а флотская молодёжь, её подготовка по самым
высоким критериям до уровня
достойного обращения с этой
техникой
…Рассчитываю на снисхождение читателей, которые в чём-то
со мной не согласятся или выявят
неточности, принимая во внимание, что память человеческая конечна.
Юрий КИРИЛЛОВ
Фото из архива Сергея Цветкова
Опубликовано в газете "Маяк" (Декабрь 2020)
-
«Стал и я старше многих живущих…»Часть 1. »
-
«Стал и я старше многих живущих…» Часть 2. »
-
«Стал и я старше многих живущих…» Часть 3. »
-
«Стал и я старше многих живущих…» (ЧАсть 4) »