Понедельник
25.11.2024
02:25
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
«Стал и я старше многих живущих…» (ЧАсть 4) »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Форма входа

«Стал и я старше многих живущих…»

(Часть 4)

Со специальностью в руках

Машиноведение у нас (не следует забывать, что мы как «хрущёвские дети», по замыслу руководства страны, должны были выходить из стен школы со специальностью в руках) традиционно вёл Ефим Савинович Жеребцов. Однако к началу постижения нами этого предмета в школу пришёл Евгений Александрович Захаров, муж математички Полины Захаровны. Во‑первых, он имел высшее образование, работал до этого главным инженером в леспромхозе; во‑вторых, исповедовал активную жизненную позицию. Вскоре Захаров вытеснил своего напарника на вторую роль — преподавание практического вождения. Учили нас долго и серьёзно. Приходилось даже двигатели перебирать, делать им ка‑ питальные ремонты в гаражах и мастерских предприятий города под руководством опытных наставников‑механиков. В общем, это никому не помешало в жизни, не говоря уже о тех, кто стал работать непосредственно по этой специальности. Остальные в наш век сплошной автомо‑ билизации уверенно чувствуют себя за рулём в качестве водителей-любителей.

Добавлю, что в нашей группе занимались даже две девочки — Люда Орехова и Нина Лобанова: бывают такие боевые девчата. Этот курс мы вспоминали с удовольствием. Кроме всего прочего, он позволял нам развеиваться и отдыхать от кабинетных наук. Так что спасибо Евгению Александровичу за его науку.

Был ещё и такой предмет — «Труд». В средних классах мы учились держать в руках рубанок, стамеску, ножовку и молоток, элементарно работать на токарном, сверлильном станках, как положено настоящему мужчине. Девочки, естественно, овладевали в это время тайнами домоводства, тоже нужное для жизни дело. Хоть и кривобокую, но табуретку изготавливать мы научились, а это, как выяснилось,— вовсе не последнее дело в будущей взрослой жизни. И прививать стремление к чисто мужской работе действительно надо с 5–6 классов. В то время с полной отдачей трудился в школьной мастерской уважаемый Сергей Матвеевич Глухарев, не давая спуску ученикам нерадивым и невнимательным. Запомнились его натруженные, многократно изуродованные руки, бывшие как бы живым пособием по технике безопасности. С работой на металлообрабатывающих станках знакомил нас его напарник Зуев.

 

Как большая семья 

Рассказ о нашей школе той поры был бы неполным без упоминания об учительском коллективе в целом. А он в те времена был очень сильным и авторитетным, имел своё мнение по принципиальным вопросам образования и воспитания. Также известно немалое число случаев, когда наши особо уважаемые учителя в разное время являлись депутатами местных Советов, принимали активное участие в жизни города и района. С коллективом считалось районное и городское начальство всех уровней.

Любой трудовой коллектив славен прежде всего своими специалистами. Педагогический, как большая и дружная семья,— не исключение. Во все времена за успехи своих детей больше самих школяров переживают их родители, дедушки и бабушки. В наши годы профессиональная компетентность педагогов очень редко ставилась под сомнение. Если говорить об учителях-предметниках, как называют в школе специалистов того или иного профиля, то это были авторитетнейшие педагоги. В частности, Надежда Николаевна Красильникова (Квасова) и Лариса Павловна Райтенберг, которые преподавали математику. По признанию моего младшего брата Николая, первая из них привила ему вкус и любовь к геометрии, вторая — к алгебре и математике в целом. После чего брат побеждал на всех математических олимпиадах, в том числе областных, и даже попал, в конце концов, в математическую школу при Ленинградском госуниверситете, где, правда проучился, недолго: привязанность к дому подкосила парня.

В кои веки в школе работал тогда математический кружок, который вела Лариса Павловна. Для провинциальной школы это было круто, как сказала бы сейчас молодёжь. Работали очень сильные, по свидетельству очевидцев, специалисты-литераторы Серафима Ивановна Тихонова и Анастасия Васильевна Мусиенко. Недаром, видимо, им поручали делать доклады по прикладным проблемам педагогики и воспитания на партийных форумах и учебных сборах при ОБЛОНО, Институте усовершенствования учителей.

Начинала тогда работать у нас талантливый учитель иностранного языка Антонина Михайловна Быстрова, в девичестве — Хлямова. После института она преподавала немецкий язык в Каменской и Дунаевской сельских школах, затем пришла в ХСШ. Она в совершенстве владела двумя языками, много раз бывала за границей, что очень важно для преподавателя данного профиля. Сейчас это называется «носитель языка». Кроме ссылок на глубокое владение и искусное преподавание своих предметов, была такая категория учителей, которые остались в памяти, потому как пользовались в школе большим авторитетом. Это прежде всего Мария Матвеевна Беляева, Александра Александровна Панова, старейший педагог школы Степан Васильевич Козлов, Людмила Александровна Орехова, чуть позже — наша Клавдия Анисимовна Алексеева.

Благодаря наличию в коллективе таких специалистов школа пользовалась авторитетом в глазах местной власти, общественности города и района, в области. В её стенах практически постоянно работали учителями супруги районных и городских руководителей. Стало быть, положение дел в ней было хорошо известно «в верхах». Авторитет школы формировал у населения доверие ко всему педагогическому коллективу.

Это доверие школа неизменно оправдывала делами. Наши выпускники без всякого репетиторства и дополнительной помощи поступали в избранные, зачастую самые престижные, вузы. А это — один из важнейших критериев качества работы преподавателей, школы. Если говорить о системе образования в целом, не будет преувеличением заметить, что уровень науки, образования, в том числе высшего, в то время был гораздо выше. Подтверждением тому — небывалый прогресс советской науки и техники в 60– 80‑е годы (сейчас многое бездарно упущено). Тем весомее были заслуги ХСШ тех лет, которая по шкале всесоюзной системы образования никогда не плелась в хвосте. Говорят, и не зря, что наши западные недоброжелатели сделали всё, чтобы подорвать уровень образования в стране, «любезно» навязав нам свои не лучшие подходы и стандарты. Обращаю на это внимание вовсе не из-за того, чтобы усомниться в современных усилиях и заслугах школы. Просто хочу подвести черту под вкладом школы нашего времени и в то же время отметить подчас запредельные усилия современной школы в благородном исполнении своего прямого предназначения. Школа помимо того, что давала нам твёрдые знания, формировала в нас и зрелое мировоззрение, уверенность, что мы никогда, ни при каких обстоятельствах не имеем права подвести её, а значит, и репутацию педагогов. Наоборот, все наши достижения в жизни и деятельности в различных отраслях лягут в копилку достоинства и славы родной школы. К этому в идеале должны стремиться все её выпускники.

 

Наш класс и наши сверстники

Через наш «Б» класс прошло много народа, во всяком случае, гораздо больше, чем выпускалось в 1966 году. С кем-то мы прошли с 1‑го по 11‑й класс. Так, с Валерием Пихо я сидел за одной партой практически все годы учёбы. Мой друг и товарищ на все времена — одноклассница Аня Кляпина (Краля). С 1‑го по 11‑й класс учились с Мишей Петровым, Людой Ореховой, Тамарой Вишняковой, Валей Плеухиной, Ниной Семёновой, Зоей Анущенковой, Таней Ершовой, до 8‑го — с Юрой Валдановым, Колей Савельевым, Геной Аксёновым, Сашей Цивилёвым, Ваней Васильевым, Тоней Васильевой, Тоней Степановой. Начиная с 5‑го и — особенно — 8‑го класса к нам пришла группа новых ребят: Вася Нилов, Коля Михайлов — из ближайшей к городу начальной школы; Ваня Родионов, Серёжа Спиров, Саша Лукин, Володя Андреев, Галя Со‑ ловьёва, Люда Завьялова, Валя Максимова — из 8‑х классов других школ. В то же время друзья по предыдущим годам учёбы уже отправились в самостоятельную жизнь. При этом, независимо от срока совместного обучения, все они (здесь перечислены далеко не все) — наши одноклассники. Тесные связи поддерживаем и с параллельным 11 «А», а также с тремя десятыми классами, которые выпускались вместе с нами. Тогда, в год нашего выпуска, в соответствии со школьной реформой осуществлялся переход опять на 10‑летний срок обучения. Так что у нас был двойной выпуск, что создало известные трудности при поступлении в вузы.

С некоторыми одноклассниками мы регулярно встречаемся, перезваниваемся, с другими — реже, а с иными — очень редко. Жизнь разбросала нас по всей стране и даже более того — по миру. Кого-то из наших одноклассников, к сожалению, уж нет. Но всех нас объединяет самое главное: мы прожили, теперь уже можно так сказать, жизнь порядочными и полезными людьми, нигде не уронив человеческого достоин‑ ства. Наша Клавдия Анисимовна, помнится, всегда при встрече подчёркивала это и гордилась нами, хотя главная заслуга в этом, без‑ условно, принадлежит ей…

 

О друзьях-товарищах

В этом рассказе, или, как сейчас говорят, формате, было бы непростительно не вспомнить и старших по выпускам товарищей. Так уж повелось, что старших всегда лучше знают и помнят. Начнём с тех, кто посвятил свою жизнь службе. Я уже называл Юрия Дмитриевича Кокорева — заслуженного офицера флота. Есть большая заслуга Кокорева в том, что несколько его воспитанников стали адмиралами, не говоря уже о целом отряде замечательных офицеров. Его по праву чтут и уважают бывшие ученики. Всегда на моей памяти имена офицеров старшего поколения Григория Цейтлина, Анатолия Константинова, Валентина Семёнова. помимо того, что они были достойными представите‑ лями современного офицерского сословия, помнятся ещё и тем, что глубоко чтили и уважали своих учителей, навещали свою школу при любой возможности. Их я застал, будучи ещё учеником. Далее полковники Анатолий Михайлов, Павел Волков, двумя-тремя годами старше нас по выпуску, находившиеся по службе на самом переднем крае обороны Родины. Так, Анатолий Михайлов в своё время командовал полком истребителей МИГ‑31 у нас на Камчатке. В то время это были самые современные самолёты в нашей истребительной авиации. Подполковник Валерий Копылов служил в войсках, а позднее стал военкомом. Некоторые выпускники офицеры сложили головы, выполняя свой воинский долг, в том числе за границей. Светлая им память. Кстати, служили офицерами и наши выпускники-одноклассники: Михаил Петров, Иван Родионов, Василий Нилов.

Яркими выпускниками, помнится, были Владимир Красовский, Виктор Колесников, Геннадий Воронцов, Николай Петров выпуска 1963 года, Виктор Беляев — выпуска 1964 года.

Отдельно нужно упомянуть самых блестящих выпускников школы, среди которых — Александр Цивилёв и Станислав Жегалов. На них возлагались надежды именно в науке. Десятки и сотни выпускников нашей школы, впоследствии — выпускники вузов и техникумов (как и завершившие своё образование здесь, в ХСШ), честно и добросовестно, зачастую самоотверженно, исполняли свой трудовой долг во благо Родины, народа, строили благополучие этой страны, и не их вина в случившемся с нею впоследствии.

В заключение следует отметить, что обращение к этой теме возвращает нас к непреложной истине, к мысли о том, что именно воспитание молодёжи, работа над этой проблемой — первичны во всей нашей человеческой деятельности, всё остальное, в конечном счёте, отступает перед этой задачей на второй план, ибо в руках нашей молодёжи наше будущее. Об этом свидетельствует и весь мой собственный немалый опыт. В моей деятельности для меня всегда главным были, как ни странно, не ракеты, торпеды, ядерные реакторы и турбины, нюансы космической навигации и связи, таинства вычислительной техники, а флотская молодёжь, её подготовка по самым высоким критериям до уровня достойного обращения с этой техникой

…Рассчитываю на снисхождение читателей, которые в чём-то со мной не согласятся или выявят неточности, принимая во внимание, что память человеческая конечна.

 

Юрий КИРИЛЛОВ

Фото из архива Сергея Цветкова

Опубликовано в газете "Маяк" (Декабрь 2020)




«Стал и я старше многих живущих…»Часть 1. »

«Стал и я старше многих живущих…» Часть 2. »

«Стал и я старше многих живущих…» Часть 3. »

«Стал и я старше многих живущих…» (ЧАсть 4) »