Забытые холмские художники
Ночью 8 марта 1826 года в Холме разыгралась трагедия.
Дворовый человек из деревни Болохова Мисинского прихода Петр Алексеев решил
убить купцов Кособрюховых: Ивана Степановича и Наталию Ивановну. Попытка не
удалась. Супруги, хотя и сильно изрубленные топором, задержали злодея. Мужа
отправили в больницу Санкт-Петербурга, жена осталась в Холме. Местный священник
Воскресенской церкви Максим Безсребрянников посоветовал ей пожертвовать деньги
на создание иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Живописец Афанасий
Семенович Воробьев написал такую икону. Икона была освящена, принесена в дом
больной, совершено молебное пение с водоосвящением. И произошло чудо! Страшные
раны на голове зажили. Вылечился в Петербурге и муж. И впоследствии чудотворный
образ Богоматери оказывал помощь, исцеление и заступничество скорбящим.
Пожалуй, А.С. Воробьева можно считать первым художником, а
вернее иконописцем Холмского уезда. Во многих окрестных храмах прихожане
молились иконам, вышедшим из-под кисти самородка. Как сложилась судьба
подвижника? Уцелела ли хотя бы одна его икона или картина? На эти вопросы
ответа пока нет.
В соседнем городке Торопце был свой талантливый рисовальщик
Григорий Михайлович Лохов. Тоже прославился как иконописец, как мастер живописного
искусства с религиозными сюжетами. Еще в 1786 году Г.М. Лохов через совет
Академии Художеств добился присвоения ему звания художника. Холмский помещик
адмирал Г.Г. Кушелев, о котором я писал неоднократно, был в большой дружбе с
этим энтузиастом красок. Так, в одном из писем он сообщает, что «приехал в
Торопец 25 мая 1807 года, вечером в 12 часов, ночевал у Гаврилы Лохова». Лохов
расписывал некоторые кушелевские церкви, в том числе и домашний храм во имя
Святого Дмитрия Ростовского в Краснопольце. Кроме того, ученик Г.М. Лохова
Андрей Митрохин (1766 – 1845) в 1797 году в Санкт-Петербурге создал портрет
императора Павла I и
торопецкого помещика генерал-лейтенанта Г.А. Кушелева. Такое вот переплетение
судеб, их скрещение наблюдалось в описываемый период.
Недалеко от Краснопольца находилось имение Волок Ивана
Кушелева. Здесь в 1807 году родился Василий Егорович Раев. Сын крепостных
родителей, самоучкой уже в детстве проявил недюжинные способности. Кушелев
отправил Василия Раева учиться в Арзамас в школу живописи Ступина. В 1829 году
члены совета Академии Художеств признали в художнике из Холмского уезда
наклонности и способности к живописи пейзажа. Впоследствии В.Е. Раев был
отпущен на волю, стал свободным художником, поступил в Академию Художеств. В 1837
году на помощь меценатствующих лиц посетил Урал, Алтай, Кавказ.
Художник А.В. Перовский выделил ему средства на поездку в
Италию. В 1851 году В.Е. Раеву присвоено звание академика за шедевры, созданные
им в мозаичной мастерской для облицовочных работ в Исакиевском соборе. И теперь
каждый из холмичей, кто бывает в Санкт-Петербурге, пусть знает, что в
прекраснейшем облике этого чуда искусства есть детали, выполненные руками их
земляка. Умер В.Е. Раев в Кунцеве под Москвой в 1870 году. В специальной
литературе он характеризуется как исторический живописец, пейзажист и мозаист.
Считается, что всего сохранилось 14 его картин.
Когда работаю над холмскими материалами, то всегда держу под
рукой книгу Н.В. Затейщикова «Город Холм и его уезд». 1891 года издания.
Давайте откроем сегодня страницу 265, где приведен городской список
однофамильцев. С большим отрывом впереди шля мещане и купцы Захаровы – 127
человек. На втором месте Ивановы – 70 персон. Так вот мощный захаровский род
постарался вырастить для холмской летописи знаковую фигуру. В 1821 году здесь
родился Семен Логинович Захаров. Как ученик иконописца А.С. Воробьева скоро
прославился. Рисовал пером. Князь К.Я. Шаховской отвез его рисунки в Петербург
в Академию Художеств. Бесспорно талантливый юноша в 16 лет был принят сюда
учиться, причем, за казенный счет. Навыки шлифовал в классе Н.И. Утина. Уже в
1839 году он за гравюру «Дьявол искушает спасителя» награжден большой
серебряной медалью. В 1842 году создает по картине Гвидо Рени гравюру «Похищение
Европы» и по работе Ф. Бруни гравюру «Моление о чаше», оцененных малой и
большой золотыми медалями. Впоследствии отмечен рядом золотых наград.
Все гравюрные работы С.Л. Захарова отличаются чистотой и
изяществом резца. Таковы «Человек, сидящий спиной», «Спаситель мира показывает
свои раны», «Портрет Петра I»
выполнен в виде медальона и подарен Г.Д. Строганову. Другой такой же медальон
Петра I вручен был Т.В.
Надержинскому. Повторил он «Похищение Европы». Потом появились «Четыре ангела и
три херувима пред всевидящим оком». За портрет генерала Ермолова он удостоен
звания академика Императорской Академии Художеств в 1843 году (ему было всего
22 года!). Умер от чахотки 22 августа 1847 года в возрасте 26 лет. Последнюю
гравюру «Моление о чаше» закончил уже его учитель Н.И. Уткин. Отпечатки с этой
гравюры продавались в Санкт-Петербурге и Москве.
Другие, совершенно неизвестные имена холмских жителей,
имеющих отношение к этому виду культуры. В ноябре 1862 года в Холме умер
вольнопрактикующий архитектор, выпускник Академии Художеств М.С. Владимиров.
После него остались «книги, чертежи и лотерейный билет Швейцарского займа».
В 1890 году в деревне Курило Канищевской волости Холмского
уезда поселился «классный художник» Матвей Федорович Варухин. 26 сентября 1909
года газета «Псковская жизнь» сообщила, что на выставку в Холме крестьянин
погоста Жуковичи Василий Петров представил «блюдо с головой, вырезанное из
дерева». До 1905 года В. Петров Обучался в Академии Художеств в классе профессора
Мате.
Я только чуть-чуть затронул тему живописи. Творение рук
первых холмских художников, иконописцев, скульптуров ждет вдумчивого
профессионала-исследователя.
Юрий Попов.
Газета «Маяк»