Вторник
30.04.2024
21:09
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
СКОЛЬКО ЛЕТ ХОЛМУ НА ЛОВАТИ? »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа

    В.В. Котов

    СКОЛЬКО ЛЕТ ХОЛМУ НА ЛОВАТИ?

    Да ведают потомки православных

    Земли родной минувшую судьбу...

    А. С. Пушкин

    Холм на Ловати - третий по древности после Великого Новгорода и Старой Руссы город Новгородской области. Точная дата его основания, как и других древнерусских городов, неизвестна. В таких случаях принято считать годом возникновения города его первое упоминание в летописях или других письменных источниках. Но и в этом плане в отличие от Ст. Руссы, Лук Великих или Торопца Холму не повезло. Город лишь один раз упоминается в Новгородской летописи, и то только через сто лет после присоединения Новгородской земли к Московскому государству.

    Города, как и люди, имеют свою судьбу. Они возникают, растут, развиваются, и, увы, одни уходят в небытие навсегда, другие, наперекор всему, возрождаются вновь.

    В эпоху Великого водного торгового пути «из варяг в греки» в IX-XI вв. по всей трассе располагались укрепленные сторожевые поселения, обеспечивавшие безопасность движения. Как правило, они ставились на наиболее сложных участках, на перекрестках, близ волоков, у порогов и т.д. Вполне возможно, что такое поселение было и на месте слияния Ловати с Куньей, однако летопись о нем не упоминает, и на звание его, если таковое было, навсегда кануло в лету. Холм, по словам А. А. Войнакуринского, «составлял тогда незаметную точку, и поселенцы его края, заброшенные судьбою в дикие, лесистые дебри, вовсе ускользнули от исторической известности».

    Отсутствие летописных известий восполняется преданиями и легендами. По одной из них, Холм был известен уже в 997 г. Эта дата указывалась в надписи на деревянной свече из клинской часовни в устье р. Куньи. По другой, - холмитянин, «ремеслом разбойник”(?) по имени Лука заложил город «Лукы на Ловати». А поскольку Луки впервые упоминаются в Новгородской летописи под 1166 годом, то делается вывод о том, что Холм старше Великих Лук.

    Но не только в преданиях наблюдается разноголосица относительно письменного упоминания о Холме на Ловати. При этом называются и 1134 г. (М.В. Муравьев, 1927), и 1341-65 гг. (княжение в Холме кн. Александра Всеволодовича), и 1405 г. (Н.В. Затейщиков-Второй; А.А. Попов о нашествии и захвате Холма Витовтом), и 1449 г. (о взимании дани с Холминского погоста в пользу Литвы). Отметим, однако, сразу, ни одна из указанных дат не находит документального подтверждения. Так, Новгородская летопись под 1134 годом действительно сообщает о пожаре 4 августа, когда сгорела вся торговая сторона от ручья Плотничного «до конца холма». Это упоминание о холме (т.е. возвышен ном месте) вырывается из контекста и совершенно произвольно переносится на название города и выдается за год его первого упоминания в летописи. В данном случае ошибочность суждения является следствием логической ошибки, заключающейся в элементарной подмене понятий. То же происходит и с князьями, якобы, жившими и княжившими в Холме в XIV в., но это отдельный вопрос, и мы вернемся к нему позднее.

    Известие о нашествии и захвате Великих Лук и Холма литовским князем Витовтом в 1405 г. не подтверждается ни летописями, ни другими источниками. Под этим годом и новгородская и псковская летописи сообщают, что 5 февраля Витовт захватил и разорил пограничную псковскую крепость Коложе на одноименном озере (15 км восточнее Опочки), а затем и Воронич. А 28 февраля последовал ответный поход псковичей на литовский г. Полотск. При этом около Лук Великих и Ржевы они отняли у литовцев коложское знамя, а сами города опустоши ли и привели много пленных. Таким образом, Луки и Ржеву опустошили не литовцы, а псковичи, потому что эти города тогда уже были подвластны не только Новгороду, но и Литве.

    В то же время ни летопись, ни автор первой «Истории Российской» В.Н. Татищев, подробно излагающий череду исторических событий начала ХV в., ни знаток древних актов и хранитель Сенатского и старых дел архива И.Д. Беляев (1810-1873) в своей «Истории Новгорода Великого от древнейших времен до падения» (М.,1864) не упоминают о нашествии и захвате Холма Витовтом в 1405 или 1406 годах.

    Авторы сборника «Великие Луки. 800 лет» (Л.,1966, с.17-18) указывают, что по московско-литовскому договору 1449 г. Холминский погост обязан был выплачивать дань одновременно и Новгороду и Литве. Автор этих строк в своей книге о Холме повторил эти сведения, однако они оказались ошибочными. Проведенная позже проверка не подтвердила указанную в сборнике информацию. В «Докончании вел. князя Василия Васильевича с королем польским и вел. Князем литовским Казимиром» от 1 августа 1449 г. о Холминском погосте вообще нет речи.

    Но чаще всего, видимо с легкой руки Н.В. Затейщикова-Второго, указывается 1144 год, под которым якобы Холм на Ловати впервые упоминается в Новгородской летописи. Под этим годом летопись сообщала о пожаре, когда «погоре[л] холм весь и церковь св. Ильи». Но из этого известия вовсе не следует, что речь идет о Холме на Ловати. Более того, дальнейшие известия самой летописи подтверждают, что речь идет не о городе Холме, а о холме на Славноконце Новгорода, на котором находилась и церковь св. Ильи.

    Та же самая летопись содержит перечень всех существовавших в Нов городской земле XI-XV вв. храмов, но в нем нет упоминания о какой-либо церкви в Холме на Ловати. В то же время летопись неоднократно упоминает о церкви св. Ильи на холме в Славноконце под 1144, 1231, 1252 и 1369 годами. А что касается Холмской деревянной Ильинской церкви, на месте которой в 1826 г. будет построен Богоявленский собор, то она известна лишь с XVII в. Поэтому сообщение о пожаре, когда погорел холм и церковь св. Ильи, не имеет никакого отношения к упоминанию гор. Холма. (См. об этом подробнее в кн. «Холм на Ловати и его земля»).

    Справедливость этого заключения подтверждается и списком всех городов русских под названием «А се имена всемъ градомъ рускымъ, дальнимъ и ближнимъ». По оценке В.Л. Янина, он был составлен не позднее 1381 г., а окончательную редакцию получил в 30-е или 40-е годы ХV в. В этом списке мы находим все ближайшие к современному Холму города и городки: Русу, Кур на Ловати, Лукы, Велиль, Мореву, Молвотице, Демяну и др. - все, кроме Холма. Из этого следует только одно: в 30-40-е гг. ХV в. Холм на Ловати как город еще не существо вал. Не упоминается он также ни в одном из новгородских актов XII - нач. ХV вв. На самом деле, если бы он был известен с 1144 г., то, как объяснить, почему его не оказалось в списке всех древнерусских городов.

    Нет также основания связывать и 1234 год с годом упоминания Холма в Новгородской летописи. Наоборот, известие летописца об отступлении «поганых» литовцев от Русы на Клин свидетельствует, что в 1234 г. Холма еще не было. А Клин, равно как Медово или забытый Миронеж, был самостоятельным поселением. Частью города он стал лишь 5 декабря 1778 г. при утверждении первого генерального плана застройки уездного города.

    Со времен Витовта (княжение: 1392-1430) Вел. Новгород с каждым новым литовским князем заключал договор о «мире по старине» и о границе «по старому рубежу земли и воде». Из них до нашего времени сохранилось только три: грамота 25.01.1431 г. с литовским вел. князем Свидригайлом; грамота 1441-42 г. с литовским вел. князем Казимиром и грамота 1471 г. с королем польским и вел. князем литовским Казимиром IV . Для нас эти договоры интересны тем, что в них указываются названия порубежных земель.

    Напомним, что граница Новгородской земли с Литвой (с Торопецкой землей, которая входила в состав Великого княжества Литовского) проходила от Куньи на восток к Селигеру между р. Сережей и М. Тудром по линии: Понизовье на Сереже - погост Столопно (Краснополец) - погост Балогой (Бологово, Сережино) - погост Даньково - Лопастицы - Стерж - Селигер.

    Порубежные новгородские территории (Морева, Молвотичи, Лопастицы, Бу-ицы и др.) относились к числу спорных, поскольку на них претендовала Литва. И по договору 1441-42 г. Литва получала с них дань. Холмская земля находилась на новгородско-литовском рубеже, и, по словам В.Л. Янина, она, без сомнения, также входила в состав спорных земель. Однако в указанном договоре ни в числе спорных, ни в числе бесспорных, т.е. «собственно новгородских» земель, она не упоминается. Что это может означать? Если Холм не упоминается ни в списке всех древнерусских городов, ни в договорной грамоте 1441-42 г. и других новгородских актах XII - нач. ХV вв., то это может означать только одно: в начале 40-х годов ХV в. Холм как самостоятельная административно-территориальная единица еще не существовал.

    Впервые под именем Холмовьского погоста он дважды упоминается в «Договорной грамоте короля польского и вел. князя литовского Казимира IV с Великим Новгородом», которую акад. В.Л. Янин датирует мартом-маем 1471 года. Эта грамота подтверждала принадлежность Холмовски погоста к новгородской территории: «А что Ржова, и Великие Луки и Холмовски погост... а то земли новгородские».

    Однако Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» (М, 1903, т. 6, с. 16) приводит вариант этой же грамоты, которая содержит дополнение, отсутствующее в известном ныне тексте, а именно: «Ржева, Великие Луки и Холмский погост остаются землями новгородскими; но платят дань тебе, честному королю».

    Договор 1471 г. подтверждал также существовавшую границу: «А Ржеве, и Лукам, и Холмовьскому погосту, и иным землям новгородцким и водам от литовской земли рубежь по старине».

    Аким Афанасьевич Войнакуринский в своих очерках о Холме, опубликованных в «Псковских Губернских Ведомостях» за 1840 г., один из первых, если не первый, указал 1471 год как год первого упоминания Холма в письменных источниках. Не подвергал сомнению эту дату и самый авторитетный из дореволюционных исследователей-краеведов, действительный статский советник, почетный гражданин г. Пскова Иван Иванович Василёв (1836-1901). См. его труд «Псковская губерния. Историко-географические очерки как пособие народным учителям по предмету родиноведения» (1896). Документально аргументированную позицию по излагаемому вопросу занимают и наши современники (см. очерк В.И. Олисова в сб. «Достопримечательности Новгородской области», Л., 1982; историческую справку А.А.Фролова к карте Холмского района 2003 г. и др.) Большая Советская Энциклопедия, не называя года, отмечает, что город Холм Новгородской области известен с ХV в.

    Таким образом, изначально в историографии Холма на Ловати не было разноголосицы относительно времени его первого упоминания в письменных источниках. Однако в конце XIX в. в краеведческую литературу проникает уже упоминавшийся 1144 год. С тех пор и до наших дней вопреки очевидной недостоверности он время от времени дает о себе знать. Но как бы ни был заманчив этот год, принцип исторической справедливости требует и в краеведении объективно достоверного изложения событий и фактов и их документального обоснования.

    Конечно, 1471 год - это не год основания Холмского погоста, а год его упоминания в историческом документе. Следовательно, возник он раньше. Но насколько раньше? Во всяком случае, в указанных выше документах 40-х гг. ХV в. Холмский погост еще не упоминался. И не только в конце ХV в., но даже и в конце XVI в. он был еще малоизвестным поселением. Об этом красноречиво свидетельствует приписка к тексту «Духовной грамоты царя Ивана Васильевича IV», составленной в июне-августе 1572 г. Так, после слов завещания: «Да сына же своего Ивана благословляю великим княжеством Новгородским, Новым городом (так в тексте. - В. К.), со всеми пятью пятинами, и с пригородами...» - следует примечание переписчика: «Зде городки Высокой, Деман, Куреск, Кошкин, где были, ныне неизвестно и ... ХОЛМ, Велики (Велила - В.К.), Бунцы, Лапостицы, о которых может быть где-либо в гисториях сыщется».

    Итак, мы располагаем только одной документально подтвержденной датой - 1471-м годом как годом первого упоминания Холма на Ловати в письменных источниках. Других, более ранних документов, где бы упоминался Холм, на сегодняшний день не обнаружено. И, судя по указанным выше источникам, до 30-40-х годов ХV в. Холмская земля как самостоятельная административно-территориальная единица еще не была известна.

    После присоединения Вел. Новгорода к Московскому государству в 1478 г. на территории Холмского погоста-округи был образован уезд и назначен наместник Ивана III. Но и после этого Холм продолжал именоваться погостом. Так он называется и в «Переписной оброчной книге Деревской пятины» (около 1495 г.) и в «Докончании вел. Князя Ивана Васильевича с вел. князем литовским Александром Казимировичем” от 5 февраля 1494 г.

    И только в «Духовной грамоте вел. Князя Ивана Васильевича» (не ранее 16 июня 1504 г.) Холмский погост впервые назван городом. Иван III завещал старшему сыну Василию Вел. Новгород со всеми «с пятью пятинами, с волостьми, и с погосты, и с путми, и з селы, и со всеми пошли нами, и з городы: ... Демон город, Куръгород, Руса город...город Холм, и Велилю, и Буец, и Лопастицы,.. да город Луки Великие... да город Торопец...да волости Данково... Жижетцкая, Озерская, Казариновская”. И, тем не менее, до преобразования Холма в уездный город в письменных источниках он продолжал называться не городом, а посадом. И лишь только при образовании Холмского уезда указом Екатерины II от 3 августа 1777 г. Холмский посад был окончательно переименован в город.

    Холм - ровесник создания Русского централизованного государства. Это один из немногих малых городов России, имеющий более чем пятисотлетнюю историю. На его долю выпала трудная, порою драматическая судьба. Дважды за свою историю он был стерт с лица земли и дважды возрождался вновь. И пусть заново отстроенный в Холме храм во имя чудотворной иконы Тихвинской Богоматери будет залогом нового возрождения древней холмской земли.

    (Журнал «Псков» №28 2008 год)