Первым делом самолёты
В жизни каждого человека бывают неординарные события, память о которых остаётся навсегда. Таким событием для Александра Никитина стало создание знаменитых пилотажных групп «Русские витязи», «Стрижи» и «Небесные гусары».
Как-то в кабинете начальника нашей пожарной части я обратил внимание на картинку рабочего стола его компьютера. На мониторе красовался знакомый по телевизионным репортажам с различных авиашоу истребитель Су-27. На его борту надпись «Русские витязи». У крыла самолёта – группа мужчин. Среди четверых, позирующих у знаменитого истребителя, – двое знакомых: Андрей Бульбах и Александр Никитин. На мой вопрос о том, как они оказались на этой фотографии, Александр Иванович рассказал о поездке в Кубинку к своим боевым друзьям-однополчанам. В октябре 2009 года он показывал Андрею Бульбаху и старорусским парапланеристам быт и работу знаменитых пилотажных групп.
Разговор о фотографии навеял воспоминания. Это сейчас, спустя годы, осознаёшь значимость происходивших тогда событий, а тогда они были обычной рутинной работой...
В Кубинку Александр Никитин попал по распределению после окончания Калининградского военного авиационно-технического училища в 1978 году. В гвардейском Краснознамённом орденов Кутузова и Александра Невского Проскуровском истребительном авиаполку имени Ленинского Комсомола молодой лейтенант начал службу техником радиолокационных станций самолётов. В годы Великой Отечественной войны заместителем командира этого полка был знаменитый ас – трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.
- Мне посчастливилось много раз встречаться с этим воистину великим человеком, провести в общении с ним много часов, - вспоминает Никитин. – Иван Никитович обладал исключительными душевными качествами. Добрый и чуткий, простой и скромный, с неуёмной жизненной энергией и неиссякаемым чувством юмора.
Как раз в то время к трём штатным боевым эскадрильям полка прибавилась четвёртая с невиданной доселе задачей показа техники на земле и в воздухе. Пилоты и техники трёх первых эскадрилий в поте лица учились воевать на штатных боевых истребителях. На вооружении четвёртой находились все типы боевых машин, применявшихся тогда в Военно-воздушных Силах. Это и истребители всех образцов, и лёгкие фронтовые бомбардировщики, и штурмовики, называвшиеся тогда истребителями-бомбардировщиками.
Уже впоследствии специализация «сверхштатной» эскадрильи станет основной для всего полка, который в начале девяностых годов преобразуется в центр показа авиационной техники имени И.Н.Кожедуба, сохранив при этом гвардейское знамя, все былые звания и награды...
Точка отсчёта
1991 год считается годом рождения пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи». К тому времени Александр Никитин побывал на должности секретаря комитета комсомола базы аэродромного технического обеспечения, окончил Львовское высшее военно-политическое училище, стал старшим офицером. В звании подполковника и на ответственной должности секретаря парткома авиационно-истребительной дивизии встретил он весну 1991 года. Несмотря на высокое положение, по-прежнему дружил с пилотами и техниками своего полка, радовался их успехам. В той части была своя фишка – групповой пилотаж. По личной инициативе и в свободное от служебных обязанностей время пилоты-энтузиасты с увлечением осваивали сложную технику высшего пилотажа в составе четвёрки, пятёрки, шестёрки и даже девятки штатных боевых истребителей. Групповые показательные выступления на спортивных самолётах были обычными, а вот на боевых машинах до сих пор это никому не удаётся.
К весне 1991 года лётчики первой эскадрильи гвардейского центра показа авиатехники с командиром подполковником Владимиром Баженовым выступили с инициативой – создать пилотажную группу на истребителях Су-27. Эту инициативу горячо поддержал командующий ВВС Московского военного округа генерал-лейтенант Антошкин. Так родились «Русские витязи».
- От идеи до официального приказа было море бумажной работы, которую взял на себя партком дивизии, - вспоминает Александр Никитин. – Это сравнимо с созданием бизнес-плана. Потребовалось множество обоснований и согласований от командира дивизии до главкома ВВС и министра обороны СССР.
5 апреля – официальная дата рождения «Русских витязей». 6 мая того же года на базе второй эскадрильи, вооружённой истребителями МиГ-29, создана пилотажная группа «Стрижи». И в её оформлении принял активное участие партком дивизии. А уже перед самым увольнением Никитина из армии, лётчиками третьей эскадрильи создана пилотажная группа «Небесные гусары» на штурмовиках Су-25...
Не порывает связи с боевыми товарищами Александр Иванович до сих пор. Приглашают его на торжества центра, дивизии. Не может забыть первых из группы «Русские витязи» уроженца города Острова Псковской области Бориса Григорьева, с которым считались земляками, своего доброго соседа Сашу Сырового, Николая Гречанова, Виктора Кордакова. В декабре 1995 года они погибли при посадке на вьетнамский аэродром в Камрани. Тогда из группы уцелели Саша Личкун и Владимир Ковальский. В августе 2009 года при подготовке к авиасалону МАКС на своём истребителе разбился командир центра, командир пилотажной группы «Русские витязи» отличный парень и старый приятель Игорь Ткаченко...
Тяжела горечь потерь. Но в душе живёт гордость за причастность к боевому братству, за мастерство однополчан, которое изумляет и потрясает весь мир.
Анатолий ПИМАНОВ
(Опубликовано в газете "МАЯК". Октябрь 2012 г.)
Александр Никитин (второй слева) у истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» в октябре 2009 года
Фото из личного архива Александра Никитина


