Любовь Бенгарт (1998 г.)
Двадцать лет назад при Холмской детской музыкальной школе
открылась небольшая изостудия. Руководила ею молодая еще художница Г.В. Смелко,
после окончания учебного заведения по распределению попавшая в наш район.
Галина Викторовна начинала с азов, она же подготовила первых своих выпускников,
которые сегодня имеют свое имя в художественном мире. Так сложилось, что
известная художница Г.В. Смелко уехала, а своих учеников передала художнику
Н.А. Демидову, возглавившему четыре года назад художественное отделение школы
искусств. За прошедшие с начала создания отделения годы пришли опыт, создана
прочная база для подготовки и развития учащихся в художественном творчестве.
Выпускник Палехского художественного училища Николай
Анатольевич Демидов внес новое направление в художественное образование
учащихся. Кроме основных предметов – рисунка, живописи, истории искусств,
болшьшее внимание стало уделяться скульптуре. Появились молодые начинающие
преподаватели.
Три года назад пришла в школу искусств Елена Панченко,
художник – керамист. Сегодня она утверждает себя на педагогической стезе,
заканчивая учебу в Санкт-Петербургском университете. А начинала с обычного
детского увлечения – любила рисовать и лепить из пластилина.
Немного из истории. Одним из первых проявлений творческого
начала в человеке стали сделанные им предметы из глины. Древние люди лепили из
глины различные сосуды, домашнюю утварь, фигурки богов и богинь, птиц,
животных, предметы культа. С изобретением колеса начался расцвет гончарного
искусства. Сочетание высокого художественного вкуса с практичностью, всегда
лежавшее в основе прикладного искусства, вызывало к жизни самые изысканные
формы. С тех самых пор, совершенствуясь, это искусство владения глиной и придания
ей в сочетании с другими материалами самых различных форм, названное уже в наше
время кермикой, высоко ценится во всем цивилизованном мире. Богатым
художественным воображением обладают люди, избирающие для себя раз и навсегда
эту профессию. Художники, музыканты, писатели – люди искусства, первыми
взращивают в окружающем мире все чистое, доброе, вечное.
Именно такой представляла и представляет свою профессию,
видит свою задачу художник-керамист Елена Алексеевна Панченко. Еще десять лет
назад, заканчивая среднюю школу, Елена не думала, что маленькое детское
увлечение приобретет масштабы будущности, и она, сама того не желая, станет
студенткой художественного училища. До переезда в Казахстан родители жили на
Дальнем Востоке, где в городе Зея и родилась их младшая дочь Лена. Потом на
долгие годы судьба семьи оказалась связана с южной республикой. Здесь дочери
ходили в школу и в музыкальное училище. Сестра Лены занималась на фортепиано, а
ее, как несмышленыша еще, отдали на художественное отделение, чтобы занять хоть
чем-то полезным и определить под присмотр сестры. Караганда – огромный город, и
маленькую девочку должен кто-то опекать. Но ходила на занятия недолго, строгие
правила, почти как в школе, ей наскучили: стала посещать другие кружки. Девочка
хорошо училась, успешно закончила школу, и когда пришло время выбора, почему-то
остановилась на художественном училище. Послушалась советов мамы и своего
классного руководителя – поступила в Иркутское училище искусств. И тут не
избежала выбора: отделений много, на всех интересно учиться, но выбрать
необходимо какое-то одно. Снова послушалась совета преподавательницы, которая
порекомендовала выбрать отделение керамики, как самое перспективное в будущем.
Учеба увлекла с первых дней, четыре года пролетели быстро.
Вернулась в Караганду, получила работу в художественном
фонде. По-настоящему ощутила себя счастливой, когда получила право на участие в
первой выставке. Поняла, что нашла себя в этом деле, получила профессию,
которая сродни ее духовному миру и мировоззрению. Вскоре решила продолжать
учебу, поступила в вуз.
О судьбе огромного художественного фонда, созданного
профессионалами-художниками, теперь мало что известно. Наступили другие
времена, и почти все, кто работал в художественно-производственных мастерских
города Караганды, вынуждены были искать другие места для жительства. Республике
стало ненужным русскоязычное население, десятками лет несшее культуру в
малоразвитые окраины огромной страны. Люди уезжали десятками, сотнями.
Художники Орловы, Шульга, Рябовы приехали в наш город. Переехала сюда с
родителями и Елена Панченко. Вскоре пригласили на работу в школу искусств. Она
с удовольствием взялась за новое для себя дело.
Двадцать мальчиков и девочек, которые обучаются в 1-м и 3-м
классах художественного отделения, ведет Елена; 2-й и 4-й классы, тоже 20 ребят
– Н.А. Демидов. В первый класс впервые прошел набор 7-летних детей, хотя
возрастной уровень для учащихся «художки» - 12 лет. Решили провести
своеобразный эксперимент, и его нельзя назвать неудачным – многое у детей
получается. Главное, закладываются основы привязанности к избранному занятию.
Для тех, кто решил в будущем избрать профессию, связанную с
искусством, работает 5-й класс обучения. Желающие есть ежегодно, дополнительный
пятый класс работает в полную силу, так же, как основные. Дети с удовольствием
изучают все предметы, но уже со второго-третьего класса ясно видно, у кого
какие склонности – живопись или керамика. Многие ребята испытывают настоящее
чувство восторга, когда из бесформенного куска глины под чуткими и точными
действиями рук мастера рождается чудо-вещь. И уж, конечно же, сразу возникает
желание и самому сделать что-то необычное: так появляются на свет диковинные
игрушки, бусы, скульптурки людей и животных. Больших вещей не сделать – печь
для обжига маленькая. А из глин, имеющихся в районе, можно делать уникальные
вещи: сосуды, посуду, фигурки, украшения.
Немного вещей удалось с собою привезти, большинство осталось
в мастерских как художественное достояние республики. Было много вещей
красивых, необычных. Они экспонировались на республиканских выставках. Вместе с
другими художниками Е.А. Панченко принимала участие в выставках уже на
Новгородчине: четыре были оформлены в районном историко-краеведческом музее,
две – в областном центре, побывали с выставкой и в Торопце. У посетителей
экспозиции оставляют массу приятных впечатлений, только вот искусство сейчас не
востребовано в полной мере, как заслуживает.
Начинается занятие. В крохотной комнатке, специально
оборудованной для занятий с глиной, начинается особое таинство, какое-то
священнодействие: кусок глины прямо на глазах как бы плавится, становится
податливой массой. Ее по кусочкам разбирают детские ручонки, и вот уже
замелькали пальцы, разминая каждую крупинку. Кусочек глины становится теплым и
влажным, и таким чувствительным, что кажется, только прикажи ему, и он сам
превратится в игрушку. Готовые изделия ставят на просушку, потом над ними
поработает высокотемпературная печка, и уж затем снова поколдуют руки маленьких
умельцев. От занятия к занятию полки заполняются все новыми образцами готовых
чудо-вещиц. Вокруг радостные лица, возгласы одобрения. И пусть не каждый из них
в будущем свяжет судьбу именно с этим занятием, видеть прекрасное они будут
всегда. Этому научились в стенах школы, с этим необычным видением окружающего
мира пойдут в жизнь. А это уже хорошо!
#постраницамгазетыМАЯК
"Рождество в Старой Руссе"
Художник Елена Золотарева (Панченко)
Уходящее лето...
"Вид на Никольский храм через речку Малашку" графика
Художник Елена Золотарева
Город Старая Русса