История пожарного дела Холмского уезда (2)
В 1856 году,
согласно «Нормальной табели составу пожарной части в городах» (1853 г.
изд.), в Холме была сформирована команда в числе одного
брандмейстерского ученика и пяти человек нижних чинов всё той же
инвалидной команды из желающих, с содержанием из казны. Лошадей по–
прежнему назначали от жителей.
После отмены крепостного права в 1861
году в России участились пожары. Таким положением дел обеспокоился сам
государь Император. В 1864 году вышло предписание МВД «О мерах к
предупреждению пожаров», во втором пункте которого говорилось о
необходимости приглашать городские и сельские общества устраивать ночные
караулы и дневные обходы.
Холмский уездный исправник Нефедьев высказал
свои соображения: «Необходимо устройство в каждой населенной местности
ночных караулов и дневных обходов, особенно в летнее время... сам город
разделить на 4 или 7 участков, полагая участок в более населенных улицах
до 10 домов, улицы же менее населённые и имеющие менее 10 домов, должны
составлять отдельные участки; в этих участках обязанность ночных сторожей и дневных обходчиков возложить на обывателей поочерёдно, так как наем сторожей на каждый участок может быть обременительным для жителей, в особенности бедных. Что же касается деревень, то, имея в виду, что сельские общества состоят из нескольких селений, отдалённых друг от друга на значительные пространства, необходимо, чтобы в каждом селении взрослые поочерёдно несли на себе обязанность караульных – на 10 дворов 1 квартальный».
Кроме того он сообщил о наличии в Холме общественной пожарной команды, сформированной из горожан по общественному избранию9 (такие команды создавались в соответствии с циркулярами МВД от 1860 и 1861 гг., в которых рекомендовалось прекратить комплектовать пожарные команды нижними чинами инвалидных команд).
В 1874 году на основании 139 статьи городского положения и постановления Холмской городской Думы годовое содержание пожарной части определили в 520 рублей. Жалованье брандмейстеру назначили 120 рублей в год, его помощнику – 60 рублей, двум сторожам при Татиловском и Клинском пожарных сараях – 30 рублей, на очистку трех прудов – 10 рублей, на ремонт пожарных инструментов и пожарных сараев – 75 рублей.
В отчете за 1882 год городской голова П. М. Томилин указал количество рабочих при пожарной команде – 14 человек, содержание которым составляло 280 рублей в год на всех, то есть 20 рублей в год каждому. Столь незначительное жалованье заставляло пожарных обращаться к городскому голове с просьбой об увеличении платы. Так, в марте 1883 года было заслушано прошение помощника брандмейстера Василия Ивановича Балагина (он же сторож при главном сарае) и пожарного служителя мещанина Никандра Николаевича Соловьева, который часто в отсутствие брандмейстера Воронцова занимал его должность во время пожарных случаев. Учитывая продолжительность работы обоих и их добросовестное и «весьма исправное служение делу», городская Дума постановила поднять жалованье В.И. Балагину на 24 рубля в год, а Н. Н. Соловьеву выдать поощрение в размере 10 рублей.
В октябре того же года к городскому голове обратился брандмейстер Воронцов с просьбой о повышении жалованья до 15 рублей в месяц, тем не менее в смете расходов на 1884 год его жалованье осталось без изменения – 120 рублей в год. В смете расходов за 1894 год жалованье брандмейстеру составляло 200 рублей в год, его помощнику – 60 рублей, 12-ти пожарным по 20 рублей (в 1900 г. после неоднократных прошений подняли на 4 рубля) и двум пожарным – по 30 рублей в год. Незначительное жалованье платили и сторожам при пожарных сараях.
Глеб Александрович Воронцов занимался сапожным ремеслом. При создании общественной пожарной команды в городе был избран пожарным служителем. Проработал в этой должности 8 лет. И далее долгие годы работал брандмейстером. Через 12 лет службы в качестве брандмейстера стал страдать заболеванием глаз, но пожарное дело не оставил. В 1900 году его стаж на пожарном поприще составил 37 лет. Его коллега по пожарной службе Никандр Николаевич Соловьев к тому времени также отслужил более 30 лет. Пожарные служители Константин Васильевич и Иван Васильевич Харинские – более 15 лет. Долго работал Константин Ильич Почуев. Из материалов за 1900 год известны ещё несколько имен холмских пожарных: Дмитрий Егорович Орехов, Иван Фёдорович Соколов, Михаил Иванович Орехов, Василий Нилович Румянцев. В 1916 году упоминается имя помощника брандмейстера Холмской общественной пожарной команды Е. М. Соловьёва, стаж работы которого к тому времени составил 25 лет, и его здоровье изрядно расшаталось.
О состоянии пожарного депо городская Управа докладывала в 1881 году: «Пожарный обоз находится в ведении городского хозяйства. И городская Управа считает, что по количеству и качеству, по местным условиям жизни пока удовлетворяет своему назначению. Но ввиду некоторых случаев на пожарах и как меру нераспространения огня есть необходимость в приобретении для пожарного депо 1 или 2 щитов».
В 1882 году пожарное депо состояло из: 9 труб, 20 рукавов, 14 летних дрог, 30 зимних дрог, 21 бочек, 4 ухватов, 10 лопат, 21 ведер, 5 лестниц, 17 багров, 20 топоров. В 1884 году поступили две водокачальные машины завода Лангензипен с принадлежностями. Прежде они прибыли железной дорогой в Старую Руссу и были доставлены в Холм крестьянином Старорусского уезда д. Зехино Алексеем Павловым. В 1885 году в уезд поступили 3 щита, обработанных огнеупорной жидкостью «Антипирем».
Через десять лет, в 1895 году, пожарный обоз состоял из: 7 труб, 17 рукавов, 35 ходов, 15 бочек, 3 ухватов, 2 лопат, 20 вёдер, 4 лестниц, 15 багров и 5 топоров. Содержался он на ассигнуемые по сметам суммы и на средства вольного пожарного Общества. Обозом с середины лета 1889 года вместе с общественной командой пользовалось пожарное Общество.
Пожарные инструменты размещались в сараях Никольской, Татиловской и Клинской частей города. При пожарном сарае в Татиловской части в 1882 году решили устроить помещение (повет) «для установки в нем в летнее время тех частей обоза, которые обыкновенно употреблялись зимой и которые без надобности затесняли сарай».21 В 1895 году перестроили пожарный сарай в Клинской части, сделали его отапливаемым. В тот же 1895 год для общественной пожарной команды купили две лошади.
В 1891 году в городе построили каланчу, израсходовав на эти цели 200 рублей.24 Двум сторожам при каланче назначили содержание 96 рублей в год каждому, в 1896 году подняли до 108 рублей в год. Возможно, это было связано с дополнительными функциями, возложенными на них. В 1896 году город приобрёл часы для каланчи и набатный колокол 3 пуда 4 фунта весом для звона в набат и звона каждого часа времени.
Из всех существующих уездов в Псковской губернии Холмский уезд был наименее горим в пожарном отношении. Возможно, поэтому вольное пожарное Общество в городе Холме возникло позднее других – в 1889 году. 21 мая был утверждён Устав Общества, с лета начали действовать, официально открылись 3 октября. Задачей Общества было охранять от пожаров город Холм, все слободы при нём и селение Мёдово в двух верстах от города. Первым начальником Холмского вольного пожарного Общества был избран председатель Управы губернский секретарь Валериан Сергеевич Объедов.
Общество разместилось во флигеле бывшего дома Татьяны Матвеевны Кляпиной. Пожарное имущество, принадлежавшее городу, было передано Обществу и, как и прежде, помещалось:
1) в пожарном сарае при женском училище Никольской части города: 3 машины, 9 бочек;
2) в пожарном сарае при Воскресенском училище в Татиловской части: 2 машины, 3 бочки;
3) в отдельном сарае Клинской части: 2 машины, 2 бочки.
Кроме этого, вольное пожарное Общество имело свою одну машину, производства Берта, 2 бочки, багровый ход, топоры, вёдра, на свой счёт содержали 4 лошади и конюха к ним в пожарном сарае при Никольской части. В 1896 году городская Управа приняла решение нанять второго конюха с содержанием 96 рублей в год с целью оказания помощи врачу для обслуживания населения по причине разбросанности построек в городе Холме и большого количества заявок. При этом один конюх всегда находился при пожарном сарае. Последовавшие пожары в тот год обнаружили большой недостаток в пожарном обозе, а если взять в отдельности обоз каждого сарая во время несчастного случая, то город мог оказаться в беспомощном положении, в особенности Татиловская и Клинская части, когда весной и осенью не было переправы. Городская Управа пришла к выводу, что имеющиеся 8 машин, 16 бочек, багровый ход, топоры, вёдра и 4 лошади пожарного Общества не достаточно для успешной локализации огня, и предложила увеличить число бочек до 30 штук, купить одну машину для Татиловской части, 2 щита, увеличить число рукавов для машины и гаек для свинчивания, для пожарных лошадей сделать сбрую для возки воды, увеличить число пожарных прудов во всех частях города, привести в надлежащий вид существующий на площади колодец и установить насос при нём, купить две лошади для возки воды; причем эти лошади должны содержаться вместе с лошадьми вольного пожарного Общества за их же счёт и во время плохой переправы через реку Ловать находиться при пожарном сарае Татиловской части. Для подвозки пожарных принадлежностей к месту пожара назначались по очереди от граждан Холма на каждую четверть года по 44-45 лошадей. Первоначально же делался выезд на 4 лошадях пожарного Общества и двух городских. Среди населения города наиболее усердными в поставке лошадей с упряжью, а иногда и со своими бочками были холмские купцы: А. М. Красильников, В. С. Захаров, К. А. Котельский и М. И. Захарова. По сигналу набата они всегда первыми подъезжали к пожарному сараю. Гласный городской Думы Л. А. Красильников также отметил особое усердие на пожаре не состоящего пожарным Николая Лаврентьева, который основную службу нёс у Ф. А. Суворова. Городская Дума постановила: выдать ему в награду 25 рублей, а Ф. А. Суворову объявили благодарность «за бесспорный отпуск на пожар служащего у него Николая Лаврентьева».
В 1909 году Суворов отличился своей благотворительностью. В богадельне произошёл пожар, выгорел первый этаж. В 1909-1910 годах было построено новое каменное здание. Активное участие в этом приняли члены попечительного комитета Ф. А. Суворов, Н. М. Челпанов и С. С. Захаров. Председатель попечительного комитета М.В. Бобарыхин ходатайствовал о их награждении.
Надо заметить, что во время несчастных случаев ощущался большой недостаток воды. Поэтому городская Управа предложила увеличить число пожарных прудов во всех частях города. Также было обращено внимание на всегдашний недостаток лиц, находившихся в местах накачивания воды из прудов в бочки для доставки её к месту пожара. Городская Управа выразила пожелание, чтобы накачивающим платили. В Холме содержались 4 взвоза: Мосягинский, Старорусский, Псковский и Клинский. Кроме того, для соревнования частных лиц к скорейшей поставке воды городская Управа предложила назначить выдачу награды каждому первому лицу, явившемуся с бочкой воды на каждый пожар в размере одного рубля.
В 1896 году были выкопаны три новых пруда: один около «городца» в Татиловской части шириной 3 и длиной 6 саженей, другой по Полевой улице в Ильинской части города близ Лютеранской кирхи мерой 8х4 сажени и третий – за Васюковым ручьём при выезде из города по дороге к с. Долгуш – 6х3 сажени. Пруды эти были замощены с боков камнем, обложены несколькими венцами деревянного сруба, обнесены валиками из земли и деревянными перилами.