Четверг
12.12.2024
10:43
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
Судьба лётчика »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Форма входа


Судьба лётчика

Холмские поисковики провели исследования о судьбе экипажа самолёта Пе-2, разбившегося в нашем районе во время Великой Отечественной войны.

— О том, что полвека назад около деревни Каменки (Красноборское сельское поселение) лежали обломки советского самолёта, одному из поисковиков, Юрию Голубеву, рассказал Геннадий Карбасов. То, что самолёт советский, было ясно по большой красной звезде на одном из обломков,— пояснил командир поискового отряда «Пирамида» Михаил Брынёв.

Поисковики исследовали предполагаемое место падения самолёта и обнаружили множество мелких частей. Среди прочего был найден крупный обломок водяной помпы двигателя с номером. К сожалению, номер двигателя недостаточно хорошо читался, но все-таки удалось установить номер самолёта и список экипажа.

В результате поисков выяснилось, что у Каменки были обломки самолёта Пе-2, сбитого 24 марта 1943 года. В составе экипажа — командир звена, капитан Анатолий Вуколович Сердюк, штурман звена, капитан Василий Акимович Дегтярёв, воздушный стрелок, радист, старшина Степан Петрович Шилов.

— Мы обратились в Государственный архив Тамбовской области, откуда получили данные на Василия Дегтярёва, — рассказал командир поискового отряда.

Василий Акимович Дегтярёв родился в 1915 году в селе Калаис Кирсановского района Тамбовской области. В 1940-м закончил Мелитопольское военное авиационное училище. С 22 июня 1941 года участвовал в боевых операциях. 24 марта 1943 года самолёт, в составе экипажа которого был Василий Акимович, при полёте в глубокую воздушную разведку был сбит. Дегтярёв получил тяжёлое ранение, попал в плен. 1 июля 1943 года бежал из плена, но был пойман. За время пребывания в плену носил вымышленную фамилию и имя — Виктор Березин.

Потом был направлен в Лодзинский лагерь военнопленных советских лётчиков. При подходе советской армии к Варшаве вместе с другими военнопленными был переброшен в Кенигсберг.

В марте 45-го Василий Дегтярёв опять бежал, но снова был схвачен и посажен в центральную политическую тюрьму в Праге, откуда 5 мая совместными действиями советской армии и чехословацких партизан был освобождён.

— К сожалению, о судьбе других двоих лётчиков из экипажа Пе-2 ничего не известно. Мы только знаем, что они не погибли во время крушения. Человеческих останков среди обломков самолёта не обнаружено. Тяжело раненный в бою Василий Дегтярёв не помнит, что случилось с его товарищами,— рассказывает Михаил Брынёв.

Задание ставки выполнено

Тем не менее холмским поисковикам удалось найти описание событий, происходивших недалеко от Каменки в 1943 году.

Удалось узнать, что накануне вылета, 23 марта 1943 года, капитан Василий Дегтярёв был награждён орденом Красного Знамени. А на следующий день экипаж получил трудное и ответственное задание. Нужно было углубиться далеко в тыл враг.

Маршрут был такой: Новгород — Сольцы — Старая Русса — Тулебля — Парфино. Затем по реке Ловать на юг до Великих Лук. Далее: Новосокольники — Идрица — Псков — Порхов — станция Дно — аэродром Гривочки.

Объекты нужно было сфотографировать. Обо всём, что будет обнаружено на шоссейных и железных дорогах, на аэродромах и станциях следовало передать открытым текстом.

Разведчики вылетели в половине шестого утра. Сделали фотографии движения железнодорожных эшелонов и группу взлетавших самолётов с аэродрома в Сольцах. Направились к Великим Лукам. Облетели весь выжженный Холм, сфотографировали железнодорожную станцию Псков и повернули на Порхов.

Здесь их атаковала группа «мессершмиттов». Немецких самолётов было четыре, и они имели преимущество в высоте. Однако наш Пе-2 сбил один из самолётов. Остальные три пошли вслед. Вероятно, истребители долго патрулировали в воздухе, и горючее у них было на исходе.

Наши лётчики долетели до аэродрома Гривочки. Сделали фотографии аэродрома с зенитными батареями и тут же сообщили об этом по радио. Полёт подходил к концу, когда штурман заметил, что с северо-запада им вдогонку быстро набирают высоту четыре истребителя. Они стремились перехватить наш самолёт. Это были «ФоккеВульф- 1 9 0 » . Е щ ё не набрав высоты, они открыли мощный пулемётный огонь.

Наши лётчики вступили в бой. Один из преследователей по инерции вышел вперёд и, пока он делал разворот, был сбит. Другой истребитель попал снарядом в центральный бак, но разведчики продолжали вести огонь.

Самолёт горит, и прыгать нельзя. Внизу — вражеские войска. Линия фронта совсем рядом. Впереди ещё Ловать. Скорость всё падает, самолёт рассыпается. Тяжело раненный Дегрярёв срывает кислородную маску и видит землю. Машина ударилась консолью крыла о землю, прокатилась несколько метров и застряла в окопе. До линии фронта оставалось меньше километра…

Стрелок Степан Шилов вытащил штурмана из кабины и помог ему проползти несколько метров в сторону. Самолёт пылал, а фашистский лётчик (поисковики проследили и его судьбу: он погиб на фронтах войны) продолжал расстреливать экипаж с воздуха до тех пор, пока Пе-2 не взорвался. В себя Василий Дегтярёв пришёл на следующий день среди раненых советских военнопленных…

После войны Василий Акимович вернулся в родное село в Тамбовской области, работал учителем средней школы.

— Советские лётчики сражались за наш город и погибали здесь. Среди обломков самолётов можно найти останки геройски погибших пилотов. Важно, чтобы они были похоронены с воинскими почестями. Просьба ко всем жителям района, кто помнит, где находились обломки советских самолётов, передать эту информацию в поисковый отряд. Ждём ваших сообщений по телефону 51–251 (Дом народного творчества), или можно обратиться в редакцию газеты «Маяк», — обращается к землякам Михаил Брынёв.

Елена Александрова

(Публикация в газете "Маяк". Август 2017 года)