Четверг
18.04.2024
11:16
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
Предания и легенды в Холмском уезде »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа




    Предания и легенды в Холмском уезде

    Предания и легенды иногда приближают нас
     к исторической истине...
     


    В Холмском уезде особенно много существует преданий и сказаний о различных верованиях, урочищах и кладах, связанных в народной памяти с тем или другим историческим событием или памятником старины. Курганы, церковница, печища, крутые овраги и дикий бор создают в народной фантазии, переходящей из рода в род, различныя легенды и предания, которыя нередко не лишены местнаго интереса.

    Даже в г. Холме, как и в уезде,относятся с полным доверием к так называемым записям о кладах в таких местностях, которыя почему-либо останавливают на себя внимание наблюдателя.

    В 1860 годах, по одной записи, производили раскопки в Холме на Татиловском городище, хотя труд этот, не доведенный до конца, не увенчался успехом. По настоящее время на городище находят куски окаменелой муки, зерноваго хлеба и человеческие черепа и кости, а также дождем и тающим снегом вымываются деревянные обрубы и бревна, что дает основание предполагать об искусственном устройстве этого укрепления и о существовании в нем погребов, в которых, по народной фантазии, таятся "сокровища" города. Археологическое общество, вероятно, когда нибудь обратит внимание на этот памятник глубокой старины.
    Также указывают и на местность - в версте от городской черты - известную под именем "Миронежа", весьма живописную по природе, на берегу Ловати (в 1495 г. здесь существовала дер. Миронежская Лука), в которой находят остатки древняго поселения и какия-то жилища на берегу Ловати, в обрывах.

    Летом 1888 г. производили раскопки при речке Шульге, где была в 1600 и 1700 годах дер. Шульга, тоже по одной записи, которая, хотя и оправдывалось, но труд раскопки докончен не был.

    Что же касается до кладов монет, то, по народным сказаниям, они положены со страшными заклятиями и условиями различных жертв, нередко и человеческих.

    - Время кладов приписывают к "Литовскому разорению". Клады эти имеют и вещественные признаки: например, камни с различными изображениями и знаками.

    Церковница и печища подтверждают народные сказания о храмах, когда либо существовавших. Так указывают на существование церквей в Морхове, Бросне, Осинове, Агафине (близ Киевич) и пр. Народ глубоко убежден в своих преданиях и верует, что действительно здесь были церкви, котоыя только "ушли в землю" (провалились) и даже в пасхальное утро слышит звон под землею. У дер. Осиновки найден колокол и крест, переданный в Медовскую приходскую церковь. Также много преданий относят к погостам (бывшим монастырям) Немчинову (известен во времена появления "ереси жидовствующих"), Троице Хлавице, к Каменке, Конищеву и Билову.

    Близ с. Конищева, при дер. Изори, погребен богатырь с любимым конем. Проезжие по сю пору бросают сено на курган, которое с наступлением весны сжигают. Здесь, по преданию, погибла конница отряда Батория.

    Близ села Билова, в 30 в. от Холма, при с. Горивицах по сю пору видны укрепления, сделанные для обороны Холма во время нападений Батория; предание с достоверностью говорит о схватке Холмитян с Литовцами в этом месте. В начале октября 1581 г. пан Тронский от Торопца прямо направился к Порхову, на пути имел стычки с 1500 русских, бывших под начальством Оболонского, который был взят в плен и его отряд разбит.

    Также некоторыя предания относят к с. Старому (имение ген.-майора А. Н. Муравьева) и с. Заостровью (б. имение князя М. К. Шаховскаго), в котором завтракал Император Александр I Благословенный во время путешествия своего по России после Отечественной войны 1812 г.

    Из явленных икон известны: "Всех Скорбящих Радости В. М.," близ п. Жукович, в 23 вер. от Холма и при д. Прейбород, в 5 вер.; "Тихвинской Божией Матери", в 4 вер. от п. Каменки и 29 вер. от Холма; и "Параскевы Пятницы", в с. Билове, в 30 вер. Празднование по сю пору совершается в июне (26-го) и июле (в первое воскресенье после Петрова дня и в последнюю пятницу пред этим днем). Интересныя легенды сохранились в с.с. Данькове и Опольце (упом. 1496 г.) В Данькове находится колокол, отлитый в Ополеце, а в Опольце - отлитый в Даньково. Когда подняли колокола на колокольню, как ни бились - но звону не было. Тогда мастер переменил колокола, приказав даньковцам не начинать звонить, пока не услышат звона в Опольце. После молебствия раздался звук колокола, услышали Даньковцы и обрадовавшись, начали благовесть. С того времени и слышен благовест Даньковского храма в Опольце и в Данькове-Ополецкаго.

    В историко-археологическом отношении следует обратить внимание на три городища: в Холме, в Курске и Бедринске (Ветошки) и на многочисленные курганы ("сопки"), во множестве рассеянные в обширном Холмском уезде.


     

    Бульвар. Май 2016

     

    Бульвар. Май 2016

     

    МАЙ 2016

     

    Бульвар. Май 2016

     

    МАЙ 2016