Вторник
30.04.2024
21:38
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
Холмская средняя школа »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа

    Холмская средняя школа

    В начале 2020 года Холмская средняя школа отпраздновала свой 120- летний юбилей.

    За точку отсчета была взята дата открытия в Холме в 1900 году женской прогимназии.

    До начала 19 века учебных заведений на территории Холма и уезда не было совсем. Первые школы в Холме открылись после реформы 1804 года. «Устав народных училищ» провозглашал право на обучение в них детей «всякого состояния», «без разбору пола и лет». Первыми учебными заведениями Холма были Николаевское приходское (по названию прихода одноименной церкви) и Холмское уездное (1814 г) училища. Позднее, в 1850 году на Татиловской стороне города было открыто второе приходское училище - Воскресенское. Все они были мужскими.

    Очередная земская реформа 1864 года создала новые выборные органы местного самоуправления – уездные и губернские земские Собрания и Управы, в ведение которых переходило и народное образование. Первым этапом в первое пореформенное двадцатилетие было открытие в Холме женских учебных заведений. Второе двадцатилетие ознаменовалось возникновением в уезде церковно-приходских школ.

    Но, несмотря на принятые меры, к концу 19 века положение народного образования оставалось довольно низкое. Учебные пособия были плохие, их не хватало, и уклон в обучении был направлен больше на изучение Закона Божия.

    На тот момент обучением грамоте в уезде было охвачено 24% детей, а общая грамотность составляла лишь 12%.

    Знаменательным событием в Холме стало открытие женской прогимназии. (Прогимназия - общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. В прогимназии было четыре класса образования, соответствовавших четырём младшим классам гимназии. Прогимназии учреждались в городах, где не было гимназий).

    В журнале Холмского очередного Уездного Земского Собрания сессия за 5-6 октября 1899 года документально изложено:

    «Прочтено собранию обращение г. городского головы (С.С.Захарова) к председателю собрания и постановление училищного совета относительно учреждения в г.Холм прогимназии.

    Собрание по обсуждению вопроса, признавая, что для уезда по причине нахождения города на окраине, прогимназия полезна лишь при условии интерната для учениц из уезда, постановило: ассигновать в помощь предполагаемые к ассигнованным городом средствам 600 руб. и просить пособия губернского земства.

    Причем на ведение ходатайства уполномочить земскую управу, рекомендуя действия совместные с городскою думою.

    Вопрос об ассигновании 600 руб. баллотирован и разрешен 19 голосами против 9 утвердительно».

    Прогимназия была открыта сразу в составе трех младших классов. В следующем учебном году был открыт четвертый класс. Всего в 1900/01 учебном году в четырех классах обучалось 70 учениц, в т.ч. в 1 классе - 23, во 2 классе - 22, в 3 классе - 17, в 4 классе 8 учениц.

    События начала 20 столетия (русско-японская война и революция 1905-1907 гг.) задержали открытие старших классов, т.е. реорганизацию прогимназии в гимназию.

    До 1908 года прогимназия существовала в самостоятельном режиме в составе первых четырех классов. Но затем к 1910 году прогимназия переросла в гимназию с семилетним обучением. Восьмой класс гимназии имел педагогическую специализацию и готовил народных учительниц для сельских начальных школ.

    Учебный год в гимназии начинался 16 августа и заканчивался 1 июня. Руководительница гимназии избиралась попечительским советом на конкурсной основе.

    В 1911 году состоялся торжественный акт первого выпуска учениц, окончивших семь классов гимназии. Таких оказалось 11 человек. Из них две воспитанницы получили золотые медали, одна серебряную.

    Девушки, выпускницы 8-го педагогического класса имели право поступить на высшие педагогически курсы в Петербург без экзаменов.

    1910/11 учебный год для Холмской женской гимназии был знаменателен не только юбилеем (10 лет со дня открытия) и первым выпуском, но и тем, что гимназия в сентябре 1910 года получила новое, специально построенное для нее двухэтажное здание.

    Честь открытия нового здания была предоставлена влиятельному человеку города, председателю попечительского совета, крупному землевладельцу Николаю Ивановичу Микляеву.

    Таким образом, последнее десятилетие земского периода было связано с открытием в Холме первых средних учебных заведений. Наряду с гимназией, в 1913 году открылось еще и мужское реальное училище.

    Всего накануне Первой мировой войны в Холме действовало 7 разного типа учебных заведений: женская гимназия, реальное училище, высшее начальное училище, Николаевское приходское мужское училище, Николаевское приходское женское двухклассное училище, Воскресенское приходское мужское училище и Воскресенское приходское женское училище.

    После Октябрьской революции все учебные заведения Холма были преобразованы в школы. Холмскую женскую гимназию преобразовали в школу 2-ой ступени им. Н.А. Некрасова, в здании которой в 1930 году был открыт педагогический техникум, а в 1938 - 41 годах – педагогическое училище.

    Холмское уездное училище стало школой 1-ой ступени им. Н.А. Некрасова, которое в 1926 году было преобразовано в школу - семилетку. В год открытия школы-семилетки наплыв учеников был такой большой, что открыли шесть пятых классов. Принимались и сельские дети. Наполняемость классов составляла 38-40 человек.

    Для семилетки отвели здание бывшего дворянского собрания, а также верхние этажи бывшего дома миллионера Микляева. В 1933 году семилетка была преобразована в среднюю школу.

    В 1927 году в Холме произошло радостное событие, была введена в строй электростанция. Она работала на дровах, дрова экономили. Поэтому свет горел только с момента наступления темноты и до 24 часов. Но зато домашние задания ученики могли делать в более комфортных условиях.

    За успехи в учебе детям ставили только две оценки: «удовлетворительно» или «неудовлетворительно», или «успевал» - «не успевал».

    Систему учебы в школе сделали кабинетной.

    Позже знания стали оценивать по трехбалльной системе: «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Затем появилась оценка «отлично». Чтобы стимулировать учебу по итогам четверти ввели премирование в виде недорогих книг, тетрадей, геометрических наборов.

    В 1939 году газета «Колхозный путь» писала о том, что в Холмской средней школе в пяти зданиях и 23 классах обучалось 850 учеников.

    С началом войны занятия в школах прекратились вплоть до осени 1944 года. К этому времени в родной Холм вернулась выпускница педагогического института Шеляпина Зоя Михайловна, ей и было поручено возобновить обучение детей грамоте.

    Дети собирались в одной из комнат единственного уцелевшего здания города, где одновременно размещалось руководство района и пекарня.

    Следует отметить, что в годы войны, кроме взрослого населения, погибло более 60 холмичей - школьников разных возрастов: от разорвавшихся снарядов, от осколков, от голода, а так же много было расстрелянных и повешенных.

    Возвращавшиеся в город жители ютились кто где мог, рыли землянки, обживали уцелевшие подвалы. Восстановление города началось в 1946-47 годах, и к 1948 году открылись начальные классы, которые занимали половину только что отстроенного дома № 6 на улице Съездовской. С 1950 года маленькие холмичи учились в деревянном здании на пересечении улиц Комсомольской и Октябрьской.

    В это же время началось строительство нового каменного 2-х этажного здания школы, которое было открыто в 1955 году.

    Школу эту строили всем миром. Каждому классу давалось определенное задание: кто-то разгребал руины разрушенных зданий в поисках уцелевшего кирпича. Кто-то помогал мастерам -каменщикам, кто-то обустраивал территорию. Отопление школы было дровяное. Освещение - керосиновые лампы.

    А вскоре после открытия школы на заросшем сорняками пришкольном участке был разбит огромный фруктовый сад, в котором росли яблони, вишни, клубника. В парниках и на грядках – огурцы, помидоры, капуста, морковь, свекла.

    Все работы в саду и огороде дети делали сами, вручную. Копали, сажали, поливали, собирали урожай. На летние каникулы составлялся план приусадебных работ и график, по которому каждый учащийся должен был отработать 30 часов.

    Контроль был строгий, за нарушение графика шло наказание. Однажды летом целый класс не явился на субботник. А первого сентября всем ученикам этого класса в новом журнале и новых дневниках выставили 30 двоек.

    В 1957 году в 10а и 10б классах училось 61 человек. Из них 45 человек девушки и 16 юноши. С золотой медалью окончило школу два ученика, с серебряной медалью тоже два ученика. На экзаменах разрешалось писать только обыкновенной деревянной ручкой с пером и обязательно фиолетовыми чернилами. За сочинение кроме грамматики и синтаксиса, ставилась оценка и за каллиграфию. Экзамены в то время были обязательными ежегодно с 4 по 10 класс.

    С момента своего открытия и по сегодняшний день средняя школа заметно изменилась к лучшему. Преобразилось, расширилось, похорошело само здание. Отопление заменили на паровое. Улучшилась методика преподавания. Но стало с годами уменьшаться число учеников школы.

    Так, в 1999 году численность учащихся сократилась с 908 до 861 человека (41 класс - комплект).

    На сегодняшний день в школе обучается около 480 учеников

    (19 класс – комплектов).

    Материал подготовлен библиотекарем пункта выдачи д.Ельно Морховской сельской библиотеки Лидией Жуковой.

    Источник: https://vk.com/@b.kholm-holmskaya-srednyaya-shkola



    Мы вспомнили так же стихи местных авторов. Несколько слов о них.

    Евдокия Григорьевна Захарова – родилась в 1940 году в Устьевском сельсовете. Окончила Московский электротехнический институт. 35 лет отработала на почте, последние годы начальником цеха связи.

    Иван Григорьевич Лапшин – родился в 1917 году в Холме, участник войны. Закончил педагогический и физкультурный техникум. Работал учителем физкультуры.

    Смирнова Галина Дмитриевна – родилась в 1933 году в Холмском районе. Окончила Себежский сельхозтехникум. Работала в отделе кадров управления сельского хозяйства.

    Григорий Борисович Цейтлин – родился в 1939 году в Ленинграде. Окончил зенитное училище, военнослужащий, полковник в отставке.

    Григорий Кузьмич Пиманов – родился в 1915 году в Себежском районе. Участник Великой Отечественной войны. Работал редактором районной газеты «Колхозный путь».

    П. Семенов. Информации нет.


    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

    -Книга Памяти. Новгород, 1995 г.;

    -Котов В.В. Холм на Ловати и его земля. Псков, 2004 г.;

    -Антонов В.А. Холм. Лениздат, 1984 г.;

    -Затейщиков-Второй Н.В. Город Холм Псковской губернии и его уезд. Историко-статистический очерк. СПб, 1891 г.;

    -Прикосновение к душе. Великий Новгород, 2003 г.;

    -Цейтлин Г.Б. Возрождался из пепла. Великий Новгород, 2007 г.;

    -Цейтлин Г.Б. Живу под звуки вдохновения. Великий Новгород, 2012 г.;

    -Холм на Ловати. Начало XX века. Открытки. Великий Новгород, 2007 г.;

    -Холм на Ловати. Начало XXI века. Открытки. Великий Новгород, 2008 г.;

    -Соединяя высокие берега. Маяк № 43 от 13 ноября 2015 г.;

    -Музею – четверть века. Маяк №26 от 17 мая 2008 г.;

    -Холм и холмичи. Маяк № 35 - 37 август 2008 г.;

    -Бескин И. Правда фронтового разведчика. Москва, 2013 г.;

    -Первые краеведы  http://toropec.tverlib.ru/sites/default/files/PDF/

    -Персональный сайт Холм Новгородской  http://lyudmila-pimanowa.narod.ru/index/



    К СОДЕРЖАНИЮ