Четверг
28.11.2024
19:21
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
РДЕЙСКО-ПОЛИСТОВСКИЙ КРАЙ »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Форма входа

РДЕЙСКО-ПОЛИСТОВСКИЙ КРАЙ

(Из книги В. В. Котова "Холм на Ловати и его земля"

Есть на границе Новгородской и Псковской земель по левобережью Ловати уникальный, к счастью, не изуродованный "преобразованиями" малоизвестный уголок природы с древнерусским звучным названием Рдейско-Полистовский край. В настоящее время его рдейская часть относится к Холмскому и Поддорскому районам Новгородчины, а полистовская – к Бежаницкому району Псковщины. Однако с 1777 г. и по 1927 г. Полисто-Ратчинская и Цевельская (с. Цевло) волости полностью входили в состав Холмского уезда.


В южном Приильменье болот много повсюду, но самым большим является Рдейско-Полистовский болотный массив, протянувшийся с юго-запада на северо-восток от Подберезья и Гоголева до Белебелки и Поддорья. Его территория, включая площадь озер и островов, – девяносто три тысячи гектаров, из которых 60-70 % занимают болота.

Рдейско-Полистовский массив отличается значительной древностью. В приледниковый период его территория была занята одним из заливов древнего Приильменского озера. После его стока вода осталась в естественных понижениях – ложбинах и впадинах. Так образовались обширные, но мелководные озера.

В дальнейшем мелководность озер способствовала их быстрому зарастанию, заболачиванию и образованию верховых болот. По мнению исследователя массива И.Д. Богдановской-Гиенэф, этот процесс проходил следующим образом. Вначале вокруг водоемов развивалась преимущественно травянистая растительность, а с понижением уровня воды началось зарастание и самих озер, но не путем нарастания над водой "растительного ковра", а путем активного развития придоннной растительности ("гипнового ковра"). При этом заросли гипнов достаточно быстро заполняли мелководный водоем. Таким образом, почти все болота Полисто-Ловатского массива -озерного происхождения. Отметим также, что мощность торфяного пласта, как правило, здесь не превышает двух метров, хотя в районе озера Русского она достигает более восьми метров.

Позднее болота, покрытые моховым ковром, зарастили лесом. Какие же древесные породы произрастали здесь в далекие от нас времена? Специальные исследования по содержанию пыльцы древесных пород, сохранившейся в разных слоях торфяника, показали, что самый нижний слой торфа в верховье р. Порусьи содержит максимум пыльцы ели, выше преобладает пыльца сосны. Несколько выше сосна перекрывается березой. В это же время отмечается максимум ольхи и других широколиственных’ пород, которые представлены преимущественно дубом и вязом. Кроме того, здесь также обнаружены единичные зерна пьгльцы лиственницы и граба.

Приведенные данные позволяют восстановить общую картину состава и распространения различных видов древесных пород не только на территории болотного массива, но и на всей территории южного Приильменья в разные периоды послеледниковой эпохи.

Рдейско-Полистовские болота – это огромные естественные запасы воды, которые питают реки Полисть, Редью, Порусью, Холынью, Хлавицу и другие малые реки и ручьи.

Характернейшей и интереснейшей особенностью болотных рек и речек является то, что наряду с реками с открытым руслом здесь много так называемых погребенных, текущих внутри торфяной залежи, а также подмоховых ("глухих") речек, текущих под моховым ковром. При этом нередко одна и та же река на разных участках течения представляет сочетание и тех, и’других, и третьих. Такова и р. Порусья, вытекающая из Русского озера. Она то уходит в недра торфяной толщи, то вновь появляется на поверхности. Следы реки, уходящей под торф, становятся малозаметными, и о ее подземном существовании дают знать лишь низкорослые сосны с примесью березы по ее "берегам" да окнища погребенной реки.

В своем верховье подземная Порусья внутри торфяной толщи разделяется на отдельные водные жилы, которые затем соединяются вновь в более мощный погребенный поток, который, в свою очередь, выходит на поверхность.

При этом вода сильно бьет снизу под напором потока, упирающегося в бугор на дне реки. Далее в пределах болота река течет открытым руслом в низких торфянистых берегах. По выходе за его границы Порусья напоминает небольшой ручей, однако через десяток километров за счет притоков-ручьев быстро увеличивается в размерах.

В настоящее время среди обширных болот более тридцати озер: Полисто, Большое и Малое Рдейское, Русское, Цевло, Межницкое, Кокорево, Домшинское, Островисто, Горецкое, Круглое и др., треть из них имеет площадь более ста гектаров при средней глубине один-два метра. Все озера и озерки ("проницы") являются остатками послеледникового единого водоема, имеют округлую форму и низкие заболоченные берега.

Рдейско-Полистовский массив состоит из отдельных впадин и вытянутых в северо-восточном направлении ложбин, между которыми расположены возвышающиеся гряды, бугры и холмы моренного (т.е. ледникового) происхождения. Отдельные холмы и участки гряд покрыты сосново-березовым лесом, местами болото покрыто кустарником, березовой зарослью и низкорослым сосняком, а значительные участки вообще безлесны.

На болоте около ста островов-суходолов. Несмотря на недостаток пахотной земли, Рдейско-Полистовский край издавна был заселен. А поскольку земли здесь мало, то система расселения с тех пор и до недавнего времени почти не менялась: селения располагались на буграх и по возвышенным берегам рек и озер. Названия одних из них просты и прозаичны: Засосье, Гривы, Мошница, Татищи, Хвошня, Черная Грязь, Язвы и др., названия других не сразу поддаются расшифровке: Веряжа, Гоголево, Полисто, Ратча, Хлавица, Цевло и др.3
Болотный край из-за бездорожья и отдаленности от уездного центра был глухим, но не темным. Сами крестьяне в беседе с писателем-народником А.И. Фаресовым, побывавшим в этих местах в 1916 г., говорили: "Где бес ночует, там и мы живем". Однако, по словам писателя, мужики этого глухого угла "…только по внешности "мякинники", а чем глуше и далее его деревушки, разбросанные по "загривкам"… в Холмском уезде, тем сильней поражали меня всегда их даровитость и их проникновенный ум… именно здесь в чудесном и образном языке простого народа я чувствовал его великое и светлое будущее".

Одним из самых больших островов Рдейско-Полистовского массива является Ратчинский бугор куполообразной формы с пологими склонами. Он возвышается над окружающими его болотами на восемь метров. Бугор сложен из песка, благодаря чему здесь всегда сухо. В основании холма, на глубине двенадцати метров, залегает глина, здесь находится богатый водоносный слой. Поэтому колодцы в Ратче очень глубокие, а их строительство требовало не только умения, но и искусства. Вода в них мягкая, без каких бы то ни было примесей извести.

Почва на острове чрезвычайно плодородная, по краям торфянистая, а в центре супесчаная, на ней все хорошо росло: и лен, и зерновые, и картофель, и клевер. Пригодные для земледелия поля составляли более двух тысяч гектаров, а по, краям богатые луга и пастбища. В былые времена на ярмарках Холма и Старой Руссы рдейское масло пользовалось особым спросом. Земли, луга, пастбища и болото в довоенное время кормили 360 крестьянских хозяйств, поистине то был "остров сокровищ".

На Ратчинском бугре, между озерами Полисто и Рдейским, среди бескрайних болот находилась большая деревня Ратча бывш. Холмского уезда, а ныне Бежаницкого района Псковской области.

Деревня Ратча известна с конца XV в., когда "раччане" вынуждены были платить дань королю Польскому и вел. князю Литовскому (см.: Запись о Ржевской дани 1479 г. // Рус. ист. библиотека. Т.27. СПб., 1910, № 140). Название деревни, по всей вероятности, происходит от слова "ратай" – земледелец, пахарь, отсюда и "ратичи", "раччане", а не ратники (военные люди).

Однако известно, в 30-е годы прошлого столетия граф Аракчеев по окраине Полистовского болота организовал военные округа. По указу свыше крестьян стали сселять в наиболее богатые села, преобразуя их в военные поселения. Преобразование мирного села начиналось, как и положено по военному искусству, с выпрямления улиц, строительства плаца и т.п. При этом сносилось все, что попадало на пути. Одним из таких воинских поселений и стали деревни Рдейской экономической волости, а крестьяне – пахотными солдатами, которые обязаны были и землю пахать, и ратным делом заниматься.

Похоже, что таким военным поселением стала и Ратча с четырьмя прямыми, как стрела, улицами, веером расходившимися от центра-плаца. К этому же времени относится и строительство здесь храма. И то, что построен он во имя "Воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех", косвенно указывает на характер поселения: Архангел Михаил почитается в православии как предводитель небесного воинства.

Ратча имела четыре улицы, их называли краями: Полистский (Полистовский) шел в направлении дороги на Полисто, Хлавицкий – на Хлавицу и Гоголево, Коведяев (так назывался по фамилии холмского помещика, имевшего здесь свои владения) и Посекальный, может быть, правильнее Поселянский, так как шел в направлении дороги на Поселянщину. На крестах, на самом высоком месте ратчинского холма, красовалась Михайловская церковь.

Духовно-нравственным центром этого края на протяжении многих столетий была Рдейская обитель на одноименном озере. Озеро площадью в 760 га имеет форму неправильной восьмерки, его верхняя меньшая часть соединена проливом с нижней. Перешеек между ними образует два полуострова, на южном, песчаном, площадью около пяти га, и находился Рдейский монастырь.

Во второй половине XVII в. здесь, в Лазаревском стане Холмского уезда, поселились отшельники и основали тихую, уединенную пустынь, которая упоминается в летописи под 1666 годом. Ее начальный период существования связан с именем Никиты Васильевича Торопченкова, а затем игумена Спиридона Голохвастова. Известно, что в те времена все строения обители, в том числе и два храма, были деревянными Один из них был освящен во имя Преображения Господня, а другой – во имя преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев, но храм этот сгорел в 1700 г. На его месте в том же году при архимандрите Ионе был заложен каменный двухэтажный храм с шатровой колокольней во имя Успения Богородицы, а внизу – во имя соловецких старцев, освященный в 1710 г. Архимандрит Торопецкого Небина монастыря Дионисий по заказу Ионы специально для храма написал икону Успения Богоматери, которая содержала в себе частицы мощей семи святых мучеников и стала святыней обители.

В 1723 г. монастырю принадлежало триста крепостных душ. По внутреннему убранству, церковной утвари и числу келий пустынь находилась в полном благоустройстве, но в 1764 г. она была упразднена и обращена в обычный приход. Отдаленный от населенных пунктов приход вскоре обеднел и, в свою очередь, в 1873 г. вместе с Успенской церковью был закрыт, а причт переведен в Навопокскую церковь. Таким образом, обитель окончательно опустела.

Однако в 1880 г. один из наволокских прихожан А. Усинин обратился к состоятельным людям с письменной просьбой о пожертвовании на восстановление Рдейской пустыни. Одно из прошений попало в руки богатого купца А.Н. Мамонтова, оставившего к этому времени из-за перенесенной тяжелой болезни мирские дела. Считая, что счастливому исходу своей болезни он обязан только Богу, Мамонтов пожертвовал на восстановление Рдейской пустыни шесть тысяч рублей. И решением Синода от 19 августа 1883 г. приход Рдейской Успенской церкви был восстановлен, его прихожанами стали крестьяне окрестных деревень Кокачево, Остров, Высокое и Шапково.

В 1887 г. при содействии того же А.Н. Мамонтова здесь была открыта женская община, настоятельницей которой была назначена монахиня Евсевия из Новгородского Покровского Зверина монастыря. Еще до этого на средства Мамонтова здесь началось строительство Вознесенской церкви, двухэтажного деревянного и трехэтажного полукаменного корпусов для сестер и каменной ограды с колокольней над входными воротами. При общине открылось приходское училище для крестьянских детей. О благосостоянии общины этого времени можно судить по материалам ревизии, проведенной старорусским епископом Владимиром в 1890 г. В составленном акте отмечалось, что община имеет две церкви, деревянную часовню над могилой пустынножителя Афанасия близ Успенской церкви, деревянный двухэтажный корпус в связке с Вознесенской церковью (17 сажен в длину и около 7 саж. шириною, крыт железом), трехэтажный полукаменный корпус (15 саж. длиною и 7,5 саж. шириною) с кельями для сестер, трапезной, кухней, чайной, просфорной и кладовой. В ризнице Вознесенской церкви имелось шесть Евангелий, четыре напрестольных сребропозолоченных креста, три дарохранительницы (одна из них сребропозолоченная), пять кадил (одно из них серебряное), более двадцати священнических облачений, девятнадцать дьяконовских перемен и тринадцать воздухов с покровцами. Хозяйственные строения стояли на каменных столбах. В общине было два погреба, дровяной сарай, конюшня, каретный сарай, скотный двор, амбар и баня с прачечной, а также шесть лошадей, девять голов рогатого скота и восемь овец. Отдельно, вне общины, находились дом священника, дом псаломщика, двухэтажная гостиница и флигель для рабочих. Кроме того, община располагала домом в Холме, местом на рынке в Старой Руссе и 99 десятинами земли с лесом в дер. Сутоки Холмского уезда.

28 мая 1893 г. Священный Синод постановил: "Рдейскую женскую общину Старорусского уезда возвести в общежительный женский монастырь с наименованием его "Успенская Рдейская общежительная пустынь…"

В 1897 г. Успенскую церковь, построенную в 1710 г., разобрали, а в 1902 г. на ее месте построили по проекту акад. Каминского новый каменный Успенский собор. Церковь имела три престола: главный – во имя Успения Божией Матери, правый – во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и левый -во имя преп.Александра и игумена обители «неусыпаемых». В 1890 г. началось строительство каменной ограды из красного кирпича, а в 1893 г. была построена каменная колокольня над Святыми воротами. В оформлении собора были использованы элементы разных стилей, а художественная выразительность постройки была усилена применением декоративной ковки и дорогих материалов. Особенным богатством и пышностью отличался мраморный иконостас, выполненный под руководством московского мастера Захарова. Строительными работами руководил архитектор Борютин.

В годы Великой Отечественной войны Рдейско-Полистовский край оказался в зоне партизанского движения. По осени 1942 г. в Ратчу нагрянул карательный отряд с целью выселения всех ее жителей. Отъезжали на подводах со скарбом и животиной под стоны женщин и плач детей, окрики полицаев и рев скотины. То был первый, принудительный, исход из родных мест. И здесь же на глазах обезумевших от горя людей немцы и полицаи обливали керосином и поджигали дома и хозяйственные постройки. Ими же была взорвана и Михайловская церковь. От деревни осталось одно пепелище, а насильно выселенные люди оказались, кто помоложе, в Германии, а старики и дети – у латышских хозяев.

После войны народ стал возвращаться на родную землю. Какая-то неведомая сила тянула его сюда, в бескрайние болота. Отстроились Полистский и Хлавицкий края, к столетию со дня рождения В.И. Ленина провели электричество, но было уже поздно… начался второй, теперь уже добровольный, исход. Сейчас Ратча – это две улицы брошенных домов с зияющими проемами окон. Судьба уготовила ей тяжкую долю: за полвека деревня пережила и уничтожение, и возрождение, и вымирание. И как символ опустевшего села стоит у церковной ограды из валунов вековая сосна со снесенной в войну верхушкой, а на ней покинутое гнездо аиста – птицы счастья. Кто знает, вернется ли она сюда вновь, или на этом и закончится многовековая история деревни? Ведь природные сокровища острова остались на месте.

Опустела не только Ратча, опустели сотни островных деревень и деревни по Полистовскому озеру: Ручьи, Челец, Веряжа, Полисто и др. Закрылись школы. И стерты с лица болотного края все храмы, кроме одного. По сей день в гордом одиночестве, хотя и израненный, стоит Успенский собор бывшей Рдейской обители, переживший испытания войны и атеистического лихолетья. Выжил вопреки всем невзгодам судьбы. Случайно ли? Какая сила хранила его?

Центр Рдейско-Политовского края – бывший Успенский монастырь, что на границе Холмского и Бежаницкого районов. Вот сюда, в святую обитель, по инициативе О.В. Константинова, и отправилась 15 марта 2002 г. экспедиция журналистов «Новостей Пскова» совместно с пилотами малой авиации Великих Лук и Пскова. В свое время монастырь был соединен с материком двенадцатикилометровой дорогой по непроходимым болотам, а сейчас – полное бездорожье.

Некогда позолоченный купол Успенского собора на восходе и заходе солнца был виден со всех концов края. Он освещал и освящал всю округу до начала Великой Отечественной войны. А в годы войны оказался в зоне действия партизанского края.

Отправляясь в путь, мы готовы были к худшему – увидеть развалины святыни, но, к счастью, мы увидели, хотя и израненный, но все же прочно стоящий на своих ногах собор, который и сейчас, несмотря ни на что, производит впечатление своего величия и былого великолепия. Собор с четырьмя уцелевшими крестами боковых куполов стоит на возвышенном полуострове, окруженном водами изумительного по красоте Рдейского озера. Северная и западная сторона Рдейского бугра уступами спускается к озеру, его прибрежная полоса поросла высокой и стройной черной ольхой с зеленой шапкой ветвей на самом верху. И только на самой оконечности мыса у самой воды в гордом одиночестве растет развесистая сосна. Южная сторона полуострова, покрытая мелкой ольхой и березняком, плавно переходит в болото. Противоположный берег озера холмистый, и озеро окаймляется волнистой полосой соснового леса.

Добравшегося в Рдейскую обитель паломника одолевают противоречивые чувства. С одной стороны, больно и обидно воспринимать искалеченный собор и разграбленные могилы, а с другой, душа путника наполняется неведомым духом какой-то особой энергии, душевного покоя и умиротворения. Трудно объяснить, зачем стремятся сюда люди – и молодые и старики, что они здесь ищут, что они здесь потеряли, что они хотят здесь обрести? Чувства они на то и чувства, чтобы наполнить душу человека новыми впечатлениями и переживаниями, дающими заряд бодрости и вдохновения. Местные жители искренне верят в чудодейственную силу исцеления и положительного энергетического заряда святого места.

Прибывший сюда путник устремляется прежде всего в собор. Несмотря на разорение, сорванные двери и куски керамической плитки под ногами, здесь поражает все: и размеры (собор мог вместить одновременно 750 паломников), и красота, и прочность, и сохраняющаяся вопреки всем невзгодам большая часть мраморного обрамления бывшего иконостаса, и кованые ажурные решетки на окнах, и остатки парового отопления. Затем путник обходит бывшую монастырскую ограду, в северной части которой он обнаруживает фундаменты из валунов двух монастырских строений…

Нерукотворная красота этих мест сохранилась, и в глубине души теплится надежда на возрождение и красоты нерукотворной.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Край именуется по названию озер Рдейского и Полисто. Рдейское – от "рдеть", краснеть; "рдяный" – красный; "рудой" – рыжий и рыже-бурый. Рыже-бурый, коричневый цвет воды и дал название болотному озеру. Полисто – от древнерусского "льста", что означает "болото". От употребления слова с предлогом "по" (по – льете) и образовалась форма "Полисто" – озеро по болоту.
2.  См.: Богдановская-Гиенэф И.Д. Закономерности формирования сфагновых болот верхового типа (на примере Полистово-Ловатского массива).-Л., 1969, с.16.
3.  Веряжа. Такое же название речки в Новгороде, по мнению А.И. Попова, означает "Варяжская". Возможно, варяжские гости (купцы) поднимались по Полисти вглубь Рдейско-Полистовских болот, их могли привлекать болотные дары и др. Иначе откуда здесь, на Полистовском озере, селение с названием "Веряжа"? По другой версии, название "Веряжа" производится от древнерусского "Веретье" – возвышенное место среди болот и сырых мест в лесах (см.: Словарь русских народных говоров, Вып. 4. – Л., 1969). Под влиянием яканья "Веретье" могло трансформироваться в "Веряжу".
Гоголево – от "гоголь" (название одного из видов уток).
4. Цит. по: Евг. Степанов. Один из 193-х // Псковская правда, 15 марта 1886.
5. См.: Бажанов М.Г. Об Успенской Рдейской общежительной пустыни Новгородской губернии Старорусского уезда. – М., 1883.
6. См.: Усинин А. Очерк истории возобновления Рдейской упраздненной пустыни. – СПб., 1887.

ЛИТЕРАТУРА И АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Архив ЛОИА АН СССР. Ф.1, д.207.
2. Зверинский В.В. О православных монастырях. – СПб., 1892.
3. Краткая летопись о монастыре преп. отца Саввы. – СПб., 1820.
4. Новгородские епархиальные ведомости: 1887,15 июля; 1888, № 13-15; 1890,15ноября; 1894,№ 1 и 1902, №21.
5. Русский город. Вып. 3. – М., 1980 и вып. 4 – М., 1981.