ВОСПОМИНАНИЯ
ОБ АЛЕКСЕЕ ГРИГОРЬЕВИЧЕ ЛАПШИНЕ
В 1966 году я окончил Холмскую среднюю школу и поступил на работу корреспондентом газеты «Маяк». Как тогда было принято, свободные вечера проводили в доме культуры. В один из таких вечеров меня пригласил на занятие руководитель драматического кружка Алексей Григорьевич Лапшин. За годы общения я проникся уважением к этому замечательному человеку. Заядлый рыбак, романтик и поэт, Алексей Григорьевич был всем сердцем влюблён в родной край, в соловьиные рассветы над Куньей и Ловатью.
Личность творческая и незаурядная, он сумел сплотить коллектив энтузиастов-единомышленников. В драмкружке тогда занимались работница аптеки Зинаида Козлова, пенсионерка Мария Тылк, преподаватели музыкальной школы Елена и Николай Калюшины, Виктор Варшавский, Анатолий Захаров. Помню, как в 1967 году под руководством Алексея Григорьевича ставили комедию «Чужой ребёнок». И мне, новичку, была доверена роль главного отрицательного персонажа. Публика с восторгом принимала наше творчество. И главная в том заслуга Алексея Григорьевича Лапшина. Благодаря неиссякаемому чувству юмора, он умел подметить смешные ситуации в жизни, органично и непосредственно показать их исполнителю на репетиции, отточить каждую деталь, каждый жест, каждое слово. От открытия и до закрытия занавеса в зрительном зале не смолкал безудержный хохот. Настроение зрителей передавалось на сцену и вдохновляло. Поэтому все спектакли, поставленные Лапшиным, проходили на эмоциональном подъёме. В 1968 году он поставил комедию «Женатый жених», где мне тоже посчастливилось принимать участие.
Поражала скромность Алексея Григорьевича. Он писал замечательные стихи. Однажды прочитал несколько своих стихотворений и спросил, как я к ним отношусь. Это было невозможно для моего восприятия. Такой человек, виртуоз игры на народных инструментах: мандолине, балалайке, гуслях, с лёгкостью извлекающий шедевры мировой музыки из пустых бутылок, недолитых стаканов, карандаша и расчёски, спрашивает мнение вчерашнего школьника и ровесника его дочери. Тогда я предложил опубликовать эти стихи в газете. Алексей Григорьевич наотрез отказался: «Это Ванька, мой брат, поэт, а я так себе, стихоплёт».
Его чувство юмора воплотилось в частушках. Он сочинял и блестяще исполнял частушки, аккомпанируя себе на мандолине или балалайке. Бурю оваций вызывали частушки, исполненные Алексеем Григорьевичем с Сергеем Цветковым или Александром Фёдоровым. До сих пор помню некоторые из них.
ПРО ГОЛОЛЕД НА УЛИЦАХ НАШЕГО ГОРОДА:Сторожилы-холмичиВолком воют на печи.Ноги не подкованы,Выходить рискованно.А начальник горкомхозаЖдёт из области прогноза.
ПРО РАБОТУ МИЛИЦИИ:В результате избиенияПришла тётя в отделение.Ей сказали: «Что вы, тётя!Вот убьют, тогда придёте».
ПРО ПАСХУ:Мой сосед, Иван Кузьмич,В Пасху нёс святить кулич.А в толпе ему как раз,Засветили в правый глаз.
Кстати, однажды в популярной телепередаче «Смеяться разрешается» я услышал частушку Алексея Лапшина в исполнении знаменитых артистов нашей эстрады Николая Бандурина и Михаила Вашукова как народную.
Алексей Григорьевич служил методистом в доме культуры. Именно служил, потому что отдавал своему делу всю душу, всё своё время. В те же годы в тесной кампании в присутствии аккомпаниатора Александра Матвеева Лапшин прочитал стихотворение, посвящённое родному краю. Эти стихи вдохновили Матвеева, отличного музыканта-клавишника, на создание музыки. Так родилась песня о Холме, ставшая впоследствии гимном нашего города. К сожалению, сейчас уже мало кто помнит творчество талантливого самородка.
Анатолий ПИМАНОВ, 26 мая 2021 года