Пятница
26.04.2024
04:17
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
Первым делом самолеты »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа

    Первым делом самолёты

    В жизни каждого человека бывают неординарные события, память о которых остаётся навсегда. Таким событием для Александра Никитина стало создание знаменитых пилотажных групп «Русские витязи», «Стрижи»  и «Небесные гусары».

    Как-то в кабинете начальника нашей пожарной части я обратил внимание на картинку рабочего стола его компьютера. На мониторе красовался знакомый по телевизионным репортажам с различных авиашоу истребитель Су-27. На его борту надпись «Русские витязи». У крыла самолёта – группа мужчин. Среди четверых, позирующих у знаменитого истребителя,  – двое знакомых: Андрей Бульбах и Александр Никитин. На мой вопрос о том, как они оказались на этой фотографии, Александр Иванович рассказал о поездке  в Кубинку к своим боевым друзьям-однополчанам. В октябре 2009 года он показывал Андрею Бульбаху и старорусским парапланеристам быт и работу знаменитых пилотажных групп.

    Разговор о фотографии навеял воспоминания. Это сейчас, спустя годы, осознаёшь значимость происходивших тогда событий, а тогда они были обычной рутинной работой...

    В Кубинку Александр Никитин попал по распределению после окончания Калининградского военного авиационно-технического училища в 1978 году. В гвардейском Краснознамённом орденов Кутузова и Александра Невского Проскуровском истребительном авиаполку имени Ленинского Комсомола молодой лейтенант начал службу техником радиолокационных станций самолётов. В годы Великой Отечественной войны заместителем командира этого полка был знаменитый ас – трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.

    - Мне посчастливилось много раз встречаться с этим воистину великим человеком, провести в общении с ним много часов, - вспоминает Никитин. – Иван Никитович обладал исключительными душевными качествами. Добрый и чуткий, простой и скромный, с неуёмной жизненной энергией и неиссякаемым чувством юмора.

    Как раз в то время к трём штатным боевым эскадрильям полка прибавилась четвёртая с невиданной доселе задачей показа техники на земле и в воздухе. Пилоты и техники трёх первых эскадрилий в поте лица учились воевать на штатных боевых истребителях. На вооружении четвёртой находились все типы боевых машин, применявшихся тогда в Военно-воздушных Силах. Это и истребители всех образцов, и лёгкие фронтовые бомбардировщики, и штурмовики, называвшиеся тогда истребителями-бомбардировщиками.

    Уже впоследствии специализация «сверхштатной» эскадрильи станет основной для всего полка, который в начале девяностых годов преобразуется в центр показа авиационной техники имени И.Н.Кожедуба, сохранив при этом гвардейское знамя, все былые звания и награды...

    Точка отсчёта

    1991 год считается годом рождения пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи». К тому времени Александр Никитин побывал на должности секретаря комитета комсомола базы аэродромного технического обеспечения, окончил Львовское высшее военно-политическое училище, стал старшим офицером. В звании подполковника и на ответственной должности секретаря парткома авиационно-истребительной дивизии встретил он весну 1991 года. Несмотря на высокое положение, по-прежнему дружил с пилотами и техниками  своего полка, радовался их успехам. В той части была своя фишка – групповой пилотаж. По личной инициативе и в свободное от служебных обязанностей время пилоты-энтузиасты с увлечением осваивали сложную технику высшего пилотажа в составе четвёрки, пятёрки, шестёрки и даже девятки штатных боевых истребителей. Групповые показательные выступления на спортивных самолётах были обычными, а вот на боевых машинах до сих пор это никому не удаётся.

    К весне 1991 года лётчики первой эскадрильи гвардейского центра показа авиатехники с командиром подполковником Владимиром Баженовым выступили с инициативой – создать пилотажную группу на истребителях Су-27. Эту инициативу горячо поддержал командующий ВВС Московского военного округа генерал-лейтенант Антошкин. Так родились «Русские витязи».
    - От идеи до официального приказа было море бумажной работы, которую взял на себя партком дивизии, - вспоминает Александр Никитин. – Это сравнимо с созданием бизнес-плана. Потребовалось множество обоснований и согласований от командира дивизии до главкома ВВС и министра обороны СССР.

    5 апреля – официальная дата рождения «Русских витязей». 6 мая того же года на базе второй эскадрильи, вооружённой истребителями МиГ-29, создана пилотажная группа «Стрижи». И в её оформлении принял активное участие партком дивизии. А уже перед самым увольнением Никитина из армии, лётчиками  третьей эскадрильи создана пилотажная группа «Небесные гусары» на штурмовиках Су-25...

    Не порывает связи с боевыми товарищами Александр Иванович до сих пор. Приглашают его на торжества центра, дивизии. Не может забыть первых из группы «Русские витязи» уроженца города Острова Псковской области Бориса Григорьева, с которым считались земляками, своего доброго соседа Сашу Сырового, Николая Гречанова, Виктора Кордакова. В декабре 1995 года они погибли при посадке на вьетнамский аэродром в Камрани. Тогда из группы уцелели Саша Личкун и Владимир Ковальский. В августе 2009 года при подготовке к авиасалону МАКС на своём истребителе разбился командир центра, командир пилотажной группы «Русские витязи» отличный парень и старый приятель Игорь Ткаченко...

    Тяжела горечь потерь. Но в душе живёт гордость за причастность к боевому братству, за мастерство однополчан, которое изумляет и потрясает весь мир.

    Анатолий ПИМАНОВ

    (Опубликовано в газете "МАЯК". Октябрь 2012 г.)




     Александр Никитин (второй слева) у истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» в октябре 2009 года

    Фото из личного архива Александра Никитина


     

    НЕБО

     

    холм новгородской,