Пятница
19.04.2024
04:39
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
Между прошлым и будущим »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа

    страницы 1 2 3

    Между прошлым и будущим

    30 октября 2012 года исполнилось 80 лет Почётному гражданину нашего города, кандидату педагогических наук Вячеславу Котову. Отличник народного просвещения, автор диссертации, двух монографий и 87 научных статей, Вячеслав Викторович считает главным трудом своей жизни изданную в 2003 и переизданную в 2004 году книгу «Холм на Ловати и его земля».

    Написать очерк об этом замечательном человеке было моей давней мечтой. С самой первой встречи, произошедшей в октябре 2002 года, меня покорили скромность, интеллигентность, изящная манера общения. А тут – юбилей, прекрасный повод. Только был существенный пробел. Все наши, увы, недолгие встречи и беседы, касались в основном холмской истории. Она для Вячеслава Викторовича – любимая и неисчерпаемая тема. А вот расспросить о его личной жизни как-то не получалось. Да и повода тому подобающего не было. И всё же недавно набрался наглости (в нашей профессии она считается добродетелью) и позвонил ему домой в Псков с настоятельной просьбой прислать биографические материалы. Получив согласие на сотрудничество, стал ждать письма. И вот через неделю получаю долгожданную бандероль. В объёмистой папке – родословная Вячеслава Котова с копиями документов и фотографий на 96 страницах. Этого бесценного материала хватит на несколько очерков. Листаю аккуратно скреплённые скоросшивателем страницы, и передо мной разворачивается история XX века, отражённая в людских судьбах.

    Истоки

    Род Котовых пошёл из деревни Панкры Городокского уезда Витебской губернии. Прадед моего героя был потомственным крестьянином. Дед Никифор Фёдорович (09.11.1861 – 20.07.1931) пел в хоре Руднянской церкви, а затем стал дьяконом. Его женой была Анастасия Карповна Макеенкова (1862 – 15.10.1926), с которой они воспитали девятерых детей. Никифор Котов проводил службу в приходах бывшего Себежского уезда Витебской губернии (ныне Псковской области) в церквях сёл Могильно, Зародищи, Яссы и Гультяи в 12 километрах от райцентра Пустошки.

    Дед по материнской линии принадлежал роду коренных холмских мещан Шеляпиных. Михаил Петрович Шеляпин (20.09.1869 – 03.06.1940) до 1918 года служил земским писарем в волостных правлениях Тёмного Бора, Данькова, Бросно и Княжьих Сёл Холмского уезда. Его женой была холмичка Елена Петровна Томилина (21.05.1871 – 28.08.1926). У них родились восемь детей.
    Виктор Никифорович Котов был восьмым ребёнком в семье и родился 10 ноября 1905 года в деревне Зародище Себежского уезда, Анастасия Михайловна Шеляпина родилась 19 апреля 1902 года в селе Тёмный Бор Холмского уезда.

    Сын врага народа

    1 сентября 1929 года Виктор Котов был назначен заведующим Копалыгинской двухкомплектной начальной школой Локнянского района, а Анастасия Шеляпина – учительницей этой же школы. Здесь они зарегистрировали свой брак. В 1932 году супруги Котовы переезжают в село Ратча Локнянского района. Виктор назначен директором неполной средней школы, а Анастасия – учительницей русского языка. В этом году в молодой семье родился первенец – Вячеслав, через два года – дочка Лена.

    Счастливая семейная жизнь Котовых была недолгой. 29 июня 1937 года Виктора арестовали. Анастасия в это время сдавала экзамены за курс педтехникума в Невеле. А до этого, 24 июня, приезжал в Ратчу уполномоченный НКВД и предложил Виктору Котову лично прибыть в центр Ашевского района – посёлок Чихачёво. В тот же день, ещё не догадываясь, в чём его подозревают, Виктор на велосипеде отправился за 60 километров в Чихачёво. Уезжая, он посадил на велосипед пятилетнего сынишку и за околицей поцеловав, сказал: «Ну, сынок, теперь беги домой, через три денька я приеду...» Эти слова отца, оказавшиеся последними, Вячеслав Котов запомнил на всю жизнь. Арестованный по ложному доносу Виктор Никифорович Котов сгинул в Гулаге. И только спустя десятилетия, когда невинно осуждённый Виктор Котов был реабилитирован, а позже признан жертвой политических репрессий, открылась правда.

    Всё началось осенью 1936 года, когда ревизионная комиссия колхоза, в составе которой был Виктор Котов, выявила факты хищения общественного зерна. Материалы комиссии передали в суд. Летом 1937 года виновных осудили к лишению свободы условно от двух лет до шести месяцев. Озлобленные осуждённые в отместку состряпали донос. 8 августа было сфабриковано обвинительное заключение о «контрреволюционной деятельности» Котова. 25 августа 1937 года «тройка» Управления НКВД по Калининской области постановила Котова Виктора Никифоровича расстрелять. Есть и акт о приведении этого приговора в исполнение 29 августа 1937 года.

    А тогда, летом 1937 года, беременная Анастасия Котова спешит на свидание с арестованным мужем в Чихачёво. Свидание состоялось 6 июля. Виктор стоял на пороге КПЗ, а Анастасия – у раскрытой калитки забора. При проливном дожде муж через охранника передал свой ремень, который в камере держать не разрешалось. В пряжке была спрятана записка, обнаруженная уже дома: «Чувствую себя хорошо. Неправды не боюсь. Стою на верности и правде. Напирают, чтобы сознался, но как взять на себя то, чего не было». 2 августа уже в Новоржевской тюрьме охрана передачу приняла, а свидание не разрешила. Виктор помахал платком из окна камеры. И это «свидание» было последней их встречей. 19 – 27 августа Котов нелегально переслал на волю два одинаковых письма. 5 сентября уже после «расстрела» Виктор Никифорович написал третье письмо... 1 декабря родилась Тамара, которую звали в семье Томочкой. Отец так и не увидел свою младшенькую. Но Анастасия Михайловна не сдавалась, продолжала борьбу за освобождение мужа. Она собирала подписи колхозников о его невиновности, писала в разные инстанции, обращалась даже к Крупской. Но все эти усилия были безрезультатны. Крупская ответила, что «дело Вашего мужа находится в расследовании»...

    12 мая 1956 года Анастасия Михайловна написала на имя Генерального прокурора СССР заявление с просьбой пересмотреть дело Виктора Никифоровича Котова. К заявлению она приложила подлинник одного из его последних писем на волю. На основании этого заявления Президиум Псковского областного суда 10 августа 1956 года пересмотрел дело по обвинению Котова В.Н. Решение особой тройки НКВД Калиниской области от 25.08.1937 года было отменено и дело производством прекращено. Притом было указано, что, отбывая наказание, Котов В.Н. умер 3 июля 1944 года. И данные о расстреле, и эти сведения – враньё! 27 августа 1937 года Виктор Котов собственноручно писал: «Сегодня 25 августа, а допроса всё нет, а потому медлю с отправкой письма... Сегодня 26 августа, завтра или послезавтра отошлю это письмо... 27.08.37 г. Виктор». Сейчас уже невозможно точно узнать, как погиб Виктор Котов, но летом 1938 года, когда семья переехала в посёлок Ашево, в 20 километрах от Чихачёва, по совету начальника почты, Анастасия Котова наугад послала на имя мужа в Калининскую тюрьму 15 рублей. Деньги не вернулись. Значит, они дошли до адресата. Эту операцию она повторяла ежемесячно до апреля 1940 года. В тот месяц деньги вернулись с резолюцией на переводе: «Адресат выбыл». О том, что случилось с Виктором Никифоровичем, можно только предполагать. Но невинно погубленный человек был, по оценкам знавших Виктора Котова, «прямым, честным и справедливым».
    Пережив трагедию 1937 года, семья невинно осуждённого Виктора Котова летом 1940 года переехала в Шапкино Серёжинского (ныне Торопецкого) района. Анастасия Михайловна получила место учительницы русского языка и литературы в Успенской неполной средней школе. Здесь в сентябре 1940 года Слава Котов пошёл в первый класс. Передо мной копия личного дела № 5-К ученика Успенской неполной средней школы Бельковского сельсовета, Серёжинского района Калининской области. На первой странице документа – личные данные учащегося, а на второй – таблица успеваемости поведения учащегося по годам и классам. В первой графе – оценки в первом классе. Читаю: «Русский язык устный – отлично; письменный – отлично. Арифметика – отлично. Рисование и лепка – хорошо. Физическое воспитание – хорошо. Чистописание – хорошо. Пение – хорошо. Поведение – отлично. Переведён во второй класс».

    Война

    В сентябре 1941 года Слава Котов во второй класс не попал. В июне началась война. События того лета развивались стремительно. Уже в первые дни после известия о нападении гитлеровцев в Шапкине прошла мобилизация военнообязанных мужчин до 50, а затем и 55 лет. В начале июля на дорогах появились первые беженцы. Люди пешком, на подводах, с детьми двигались на восток Калининской области. А вскоре туда же потянулись гурты колхозного скота. 24 июля немцы захватили Локню и Холмское шоссе, а 2 августа заняли Холм.

    В середине августа колхозы выделили подводы для эвакуации из прифронтовой полосы семей работников сельсовета и учителей. Такая подвода была предоставлена и Анастасии Котовой с тремя детьми. Старшему из них Славе тогда было девять лет. Но после долгого обсуждения учителя от эвакуации отказались. Решили – чему бывать, того не миновать – и остались на месте.

    В один из последних дней августа в Шапкино на велосипедах въехала группа немецких разведчиков, 12 – 15 человек. Перед въездом в деревню на опушке леса они заметили остановившихся на привал красноармейцев. Завязалась перестрелка. Наши укрылись в лесу, немцы на преследование не решились. Так впервые жители Шапкина ощутили дыхание войны.

    Оккупация

    После этого случая и до самого октября немцы в деревне не появлялись. Они боялись партизан. Тем не менее, население жило в постоянном страхе. Слухи о зверствах фашистов в Холме, Пенно, Торопце, о «скором захвате» Москвы доходили до серёжинской глубинки.

    За время суровой зимы немецкие мародёры трижды грабили местное население. Отнимали полушубки и валенки, срывали с плеч женщин шерстяные платки. Вооружённые немцы и полицаи ездили на подводах, врывались в дома. В один из таких наездов трое грабителей с винтовками ворвались в квартиру Котовых. Не найдя ничего подходящего, один из фашистов стал напяливать на себя детскую зимнюю шапку, а затем с досадой швырнул её в угол. В последний наезд оккупанты выгребли из колхозного амбара семенной фонд. На этот раз грабёж не сошёл мародёрам с рук. На горе обоз встретили партизаны и всех шестерых фашистов уничтожили. В ответ грозили прислать в Шапкино карательный отряд. Но 9 января 1942 года началась Торопецко-Холмская наступательная операция, и вскоре деревня Шапкино была освобождена.

    И снова в школу

    Из партизанского отряда вернулся председатель сельсовета Иван Рощин, председателем колхоза назначили старика-эстонца Ивана Либерта, а бригадиром – деда Сергея Краснова.

    9 февраля начала работать Успенская школа в составе начальных классов. Как вспоминает Вячеслав Викторович, учебный год продлили до 1 июля, весенние каникулы отменялись, из учебного плана исключались уроки пения и рисования. Наступившая весна была самой тяжёлой из всех, пережитых за войну. Для нужд фронта были изъяты все лошади. В мае прошла мобилизация всех четырнадцатилетних подростков в ФЗУ (фабрично-заводские училища). Райисполком спустил план весеннего сева, срыв которого карался по законам военного времени.

    Женщины десятки гектаров земли перекапывали лопатами. Поля засевал 80-летний дед Тимоха, затем для заделки семян женщины впрягались в борону, а при посадке картошки – в соху. Зимой колхозники привлекались на расчистку военных дорог и на лесозаготовки. А ещё нужно было работать и на своём хозяйстве, бывшем единственным источником пропитания. В колхозе начислялись трудодни, по которым никто ничего не получал. При этом каждое подворье облагалось военным и другими натуральными налогами. Был и ещё один косвенный налог – контрактация. Деревенские переделали это труднопроизносимое слово на свой манер «кастрация». Суть контрактации состояла в том, что колхоз и домохозяин заключали договор (контракт), согласно которому последний принимал на себя якобы добровольное обязательство: выпоить, вырастить телёнка от своей коровы и в сентябре безвозмездно передать его в колхоз.

    Война наложила свой отпечаток и на школьную жизнь. С началом учебного года в расписании старших классов появились уроки военного дела. Их вёл военрук – молодой инвалид-фронтовик Михаил Воинов. Мальчишки под его руководством занимались строевой подготовкой и изучением трёхлинейной винтовки Мосина. Настоящих винтовок школьники, естественно в руках не держали, а на уроки приносили деревянные макеты оружия, изготовленные собственными руками.

    В марте, когда в лесу ещё лежал снег, в школе проходила военная игра, захватывающая умы и сердца мальчишек.

    У детей в годы войны не было уроков труда в школе, а был настоящий труд в колхозе, дома на подворье. О летних каникулах никто и не помышлял. Все трудились для победы. Вячеслав Котов уже спустя десятилетия раскопал в архивах сведения о помощи учащихся Успенской школы фронту. Вот некоторые из них. 5 марта 1942 года школа собрала и передала в Серёжинский райком комсомола 64 рубля на автотанковую колонну. В сентябре школьники собрали 45 килограммов лекарственных трав в сухом виде. В декабре среди населения и учащихся провели сбор средств на постройку самолёта. В апреле 1943 года школьники включились в соревнование по сбору верхушек картофеля на семена...

    Ещё один уникальный документ эпохи – список учащихся Успенской школы, внёсших пожертвования для раненых бойцов, находящихся в Шешуринском госпитале. Учащиеся начальных классов собрали и передали в госпиталь 81 яйцо, 5,7 килограмма клюквы и 400 граммов крахмала (картофельной муки).


    Победа

    Солнечным утром 9 мая школа построилась на физзарядку, но она задерживалась.Через некоторое время на крыльцо вышли все учителя. Директор, инвалид войны Александр Либерт объявил о Победе. Вместо ликования в ответ – тишина. Но вот заплакал один ребёнок, потом второй, третий...
    - Почему ты плачешь? Радоваться надо!
    - Чему радоваться? Батьку-то убили...

    Занятия в тот день отменили. И мальчишки отметили этот день досрочным открытием купального сезона. А вечером был колхозный обед – много хлеба и тушёная картошка с мясом. В тот вечер многие из детей впервые за всю войну наелись досыта. Проклятая война кончилась. Двадцать шесть шапкинских мужиков из сорока четырёх, ушедших на фронт, сложили свои головы и лишь восемнадцать искалеченных вернулись домой. Война, оккупация, послевоенная разруха не пощадили и семью Котовых. На четырнадцатом году жизни от туберкулёза лёгких скончалась Леночка. Похоронили её в январе 1948 года. А в декабре 1953 года не стало и Тамары. Она умерла от хронического воспаления почек в шестнадцатилетнем возрасте.

    По родительским стопам

    В 1946 году Вячеслав Котов окончил Успенскую семилетку. О выборе будущей профессии долго не размышлял. Перед ним всегда стоял образец. Его родители. Отец, прекрасный человек, пропавший в горниле репрессий, и гордая, не сломленная ударами судьбы мать. Именно на них хотелось быть похожим, достичь их нравственной вершины и возможно шагнуть дальше. Конечно, таких высоких мыслей в голове четырнадцатилетнего паренька не было, но выбор профессии педагога может быть подсознательно связан именно с этим.

    В 1947 году парень поступает в Торопецкое педагогическое училище. А через два года, когда он ещё студент, происходит ошеломляющее по тем временам событие. Маму Анастасию Михайловну Котову, жену репрессированного врага народа, а этот факт она никогда не скрывала и указывала во всех анкетах, наградили орденом Трудового Красного Знамени. Так был оценён вклад скромной сельской учительницы в Победу и послевоенное восстановление.

    Передо мной старая фотография. На ней большая группа молодых людей. Это 15 выпуск Торопецкого педагогического училища. В третьем ряду третий слева Вячеслав Котов. Этот групповой портрет интересен ещё двумя узнаваемыми лицами. Всматриваюсь. Вторая справа во втором ряду, девушка в тёмном платье с рисунком по правому плечу. Тогда Зинаида Иванова. А сейчас её знают многие холмичи, среди которых уже ставшие пожилыми её ученики. Зинаида Александровна Кукина. А вот первая справа в третьем ряду Дора Харитонова. Для многих холмичей она уважаемая учительница Дора Ивановна Николаева.

    Конец сороковых – начало пятидесятых. Самое трудное время послевоенной разрухи. Современным молодым людям даже такое представить невозможно. Не было транспорта, электричества, хорошей одежды и обуви. Но было яростное желание преодолеть разруху, учиться, чтобы не посрамить память погибших отцов. Была спокойная радость от того, что кончилась и уже не вернётся война.

    - Мне тяжело вспоминать те годы, - рассказывает Дора Ивановна Николаева. – Трудно было. Наше состояние даже бедностью назвать невозможно. Нищета беспросветная. Моя деревня Чистое находилась в 25 километрах от Торопца. На выходные, праздники и каникулы собирались ватагой и разбредались пешком по родительским хатам. Помню, до нашей деревни шли большой компанией, а дальше пути-дороги расходились. Слава Котов жил ещё дальше в деревне Шапкино. Славу помню как хорошего умного парня. Серьёзно он относился к учёбе, да и вообще к жизни.

    У него был приятель Матвей Сачнев и я иногда подсказывала им по русскому языку. Не знаю, как у меня получалось, но интуитивно чувствовала грамматику. Не знала правил, зато писала без ошибок.

    Это сейчас учеников нельзя трогать с уроков. А тогда мы всю осень трудились в колхозах на уборке. Жили в деревнях на постое. Хозяйка накидает соломы в каком-нибудь сарае, там и ночуем вповалку. Лишь бы крыша над головой была. Весело было. Слава был добрым хорошим парнем. Тогда никто и предположить не мог, что он таких вершин достигнет. В память о совместной учёбе храню его книгу с автографом: «Самой доброй однокласснице».

    - Слава Котов – добрейшей души человек, - вспоминает Зинаида Александровна Кукина. – Он сейчас такой, таким был и в юности. Уже тогда он отличался среди всех нас незаурядным умом и талантом. Парнем был неконфликтным, очень спокойным. Славу уважали и преподаватели, и студенты. Помню его друга Валентина Банько. В подтверждение своих слов приведу самый яркий пример из тех лет. Я была из самой нищей деревни Скрабы Западнодвинского района. До дому было далеко. Жила в общежитии, потом на квартире. Помню, обувка сносилась и осталась я совсем босая. Два дня не ходила на занятия потому, что на ноги обуть было нечего. А тогда мода была – носить ботинки с калошами. Так вот Славик снял свои калоши и отдал мне, а сам остался в ботинках. Мы дружим с ним с тех пор. И сейчас он, бывая в Холме, останавливается у меня Прекрасный человек. Умница, добрейшая душа. Я горжусь, что училась с ним...


    Выпускник института имени Герцена


    30 июня 1951 года Вячеславу Котову вручили диплом об окончании Торопецкого педагогического училища, в котором значилось, что он теперь учитель начальной школы. И не просто учитель, а, судя по табелю успеваемости, отличный учитель. Из тридцати предметов по двадцати четырём – «отлично». Поэтому он в тот же год поступает в знаменитый Ленинградский педагогический институт имени Герцена на факультет педагогики и психологии. 28 июня 1955 года Вячеслав Котов получает диплом об окончании института с отличием. А 15 августа по направлению Министерства просвещения РСФСР приезжает на работу в город Спасск-Рязанский Рязанской области преподавателем педагогического училища.

    В ноябре педагогическая деятельность прерывается действительной военной службой. Вячеслава призывают в армию. Почти три года он в Черняховске Калининградской области. Начинает рядовым, затем сержантом, а в запас увольняется младшим лейтенантом, сдав экстерном экзамены за курс военного училища.

    В память о военной службе хранит в личном архиве Похвальный лист командования части, которым в ноябре 1956 года были отмечены успехи в боевой и политической подготовке, и фотографию перед развёрнутым знаменем части, что было довольно высоким поощрением для личного состава Советской армии.

    В феврале 1958 года кончается срок службы, и молодой педагог возвращается на работу в Спасское училище. В августе перевозит из Шапкина мать, а уже через год Вячеслава Котова назначают на должность заведующего учебной частью училища.

    Путь в науку

    Практическая преподавательская деятельность увлекает и работе в училище он отдаётся без остатка. Вскоре его труд получает первое общественное признание. Решением Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР № 199 от 7 июля 1964 года Вячеслав Викторович Котов награждён значком «Отличник народного просвещения». Успехи окрыляли, но была потаённая мечта – заниматься наукой. Страсть к исследовательской работе подвигает на следующий шаг. 1 октября 1965 года, спустя десять лет после окончания института, он возвращается в альма-матер и поступает в аспирантуру.

    Привожу выписку из характеристики аспиранта третьего курса Вячеслава Викторовича Котова: «За время пребывания в аспирантуре он отлично сдал кандидатский минимум, успешно проводит исследование, обнаруживает хорошие данные экспериментатора». За этими скупыми оценками напряжённый творческий труд по изучению обязательных дисциплин, разработке диссертации. В 1968 году аспирантура успешно окончена. В удостоверении № 125, выданном Вячеславу Викторовичу Котову, записано, что он сдал кандидатские экзамены по диалектическому и историческому материализму (отлично), английскому языку (отлично), теории педагогики (отлично) и представил к защите кандидатскую диссертацию на тему; «Организация коллективных отношений в процессе учебной деятельности в старших классах средней школы».

    26 июня 1968 года с путёвкой Министерства просвещения РСФСР он направляется в распоряжение Рязанского педагогического института для работы в должности старшего преподавателя по специальности общая педагогика с предоставлением жилплощади. А ровно через год, 13 октября 1969 года, Вячеслав Викторович Котов защищает диссертацию перед учёным советом Ленинградского педагогического института имени Герцена и ему присуждена учёная степень кандидата педагогических наук.
    Итак, покорена первая вершина на тернистом пути в науку. Вячеславу 37 лет. У него есть жена и десятилетняя дочка, с ним уже пенсионерка мама, с которой пережили столько горя и невзгод. Теперь, кажется, всё будет прекрасно. Он полон сил и энергии. Он легко вошёл в новый коллектив.

    В Рязани

    5 апреля 1973 года по конкурсу Вячеслав Котов избран доцентом кафедры педагогики. Одновременно работает заведующим подготовительным отделением. А уже в августе 1975 года решением Высшей Аттестационной Комиссии при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР он утверждён в учёном звании доцента по кафедре педагогики (курс теории и истории педагогики).

    На факультете химии и биологии Рязанского педагогического института доцент Котов ведёт успешную учебную деятельность. Им разработаны и читаются курсы «Введение в педагогику», «Педагогика школы», а также спецкурс «Организация коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках». Под его руководством студенты выполняют курсовые и дипломные работы по педагогике, по их результатам проводятся студенческие научные конференции.
    К июню 1977 года Вячеслав Викторович Котов составитель методического пособия «Курсовая работа по педагогике» и автор 19 опубликованных научных работ, активный участник ежегодных научно-теоретических конференций, редактор и член редколлегий научных сборников. А ещё он известный в городе и области популяризатор педагогической науки. Его публичные лекции привлекают внимание педагогической общественности.

    В 1979 году судьба приводит Вячеслава Викторовича в Новгород. К тому времени он уже кандидат педагогических наук, доцент, автор монографий и научных статей, человек известный. Решение уехать из Рязани, где, казалось, всё так хорошо складывалось, не было спонтанным. На него влияли многие причины. Проблемы в семье, тоска по родным местам. И настал момент, когда пришлось всё бросить и резко поменять судьбу. Оставив жене трёхкомнатную квартиру, они с 77-летней матерью перебрались в Новгород. Оказавшись в общежитии, здесь впервые за долгие годы Вячеслав Викторович обрёл душевное равновесие. Для него главным была работа, только работа и ничего больше. На бытовые невзгоды просто не оставалось времени. Но вскоре и здесь всё стало налаживаться.

    - Через полтора года я получил двухкомнатную квартиру в новостройке на проспекте Мира, машину и всё остальное, - вспоминает Вячеслав Викторович - Ректор Михаил Иванович Куликов дал мне всё, я буду ему благодарен до конца своих дней.

    Однажды произошла совершенно случайная встреча с сокурсницей по аспирантуре, хорошей знакомой Валентиной Храмцовой. Она - коренная псковичка, после Псковского пединститута окончила аспирантуру, защитила диссертацию и была в то время доцентом кафедры русского языка Псковского пединститута. Эта встреча повлияла на дальнейшую судьбу сорокавосьмилетнего Вячеслава Котова. В августе 1981 года они с Валентиной зарегистрировали брак в Новгороде. Тогда они условились, что Валентина Петровна переедет в Новгород. А пока дважды в месяц они ездили друг к другу. Такая семейная жизнь продолжалась до 1985 года.

    - Головой семьи был, конечно, я, но шея этой головы была женская. И я сдался, - пишет Вячеслав Викторович в октябре этого года, вспоминая о том времени. – И я сдался, но до этого целый год мучился – не мог сказать о своём решении ректору Михаилу Ивановичу. И когда, наконец-таки решился, мудрый Михаил Иванович только развёл руками. Но, с другой стороны, если бы я не оказался во Пскове, не было бы и книги о Холме, которую я считаю главным делом своей жизни. Во Пскове находится основной архив Холма за весь губернский период с 1777 до 1927 года. И мы с матерью так никогда бы и не узнали горькую правду о судьбе моего отца.

    О деятельности в Новгородском пединституте красноречиво говорят скупые строчки характеристики, которую дали Вячеславу Викторовичу Котову 20 мая 1985 года для участия в конкурсе в Псковском педагогическом институте. Вот они: «Котов Вячеслав Викторович – преподаватель педагогики, психологии и логики, кандидат педагогических наук в сентябре 1979 года был избран  по конкурсу на должность доцента кафедры педагогики, а в декабре того же года деканом факультета начальных классов... В 1985 году в сборнике «Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников» им опубликована статья и подготовлено к печати пособие по спецкурсу «Организация учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе»... В 1983 году прошёл переподготовку на семинаре деканов факультетов вузов Северо-Запада СССР в Ленинграде».

    Возвращение к истокам

    Переезд во Псков для Вячеслава Котова стал равен возвращению к истокам. История родного края его увлекала давно. Стремлением быть ближе к своей малой родине во многом объяснялся переезд в Новгород. А Псков стал источником большой и плодотворной исследовательской работы. Тема напрашивалась сама собой, она жила в душе и сердце, в памяти сурового детства. История края, откуда пошли родовые корни, холмской земли. Тогда она была непаханой целиной. В восьмидесятые годы и ранее появляются печатные труды по истории Холма. Изданные отдельными книгами очерки Истоминой и Антонова, посвящённые Холмской истории, охватывали послереволюционный период и были чрезмерно идеологизированы, хотя и основывались на документальных фактах. А вот Холмскую старину после земского учителя Николая Затейщикова-Второго, опубликовавшего в 1891 году исторический документальный очерк о Холме, никто всерьёз не тревожил. И Вячеслав Котов поставил себе сложную задачу – восполнить этот пробел.

    Здесь можно было бы вставить расхожую фразу о том, что он с головой ушёл в поиск новых фактов, документов, источников. Увы, это было далеко не так. Окунуться с головой в любимое краеведение Вячеслав Викторович не мог по той простой причине, что львиную долю его рабочего и личного времени забирал институт. А на исследования, как бы они ни были милы разуму, уходило то время, что оставалось от напряжённой основной работы. И это не слова. Уже через год после его появления в институте, а именно, 8 сентября 1986 года, кафедра педагогики начального обучения выдаёт заключение о работе доцента, кандидата педагогических наук Вячеслава Котова в связи с избранием его на должность заведующего кафедрой педагогики начального обучения.

    В этом документе говорится, что Вячеслав Котов – квалифицированный преподаватель, на должном уровне читает лекции, ведёт семинарско-практические занятия, успешно руководит практикой студентов. Преподавательскую и административную работу сочетает с научно-методической. Одновременно он принимает участие в общественной жизни факультета и института, являясь председателем конкурсной комиссии факультета начальных классов, членом конкурсной комиссии института, руководителем семинара кураторов на факультете, ответственным за работу с базовой школой.

    А ещё через год, в октябре 1987 года Вячеслав Викторович Котов уже проректор института по учебной работе. И это – пик его карьеры. «В череде непрерывно рвущихся вперёд лет у вас не было остановок: ученик школы; студент педучилища; преподаватель училища; аспирант кафедры общей педагогики; кандидат наук; доцент; заведующий кафедрой; декан факультета; проректор института... В этом движении – логика вашей натуры, способной к постоянному развитию, научному поиску и самосовершенствованию...» Такие слова написаны в приветственном адресе, который подарили коллеги в честь юбилея в октябре 1992 года. А вот ещё мнение, высказанное товарищами по работе: «Мы чтим вас не только как руководителя и педагога, но и как человека. Будучи вторым после ректора начальством вы начисто лишены чванства, высокомерия, недоброжелательности к людям и двери ваших апартаментов всегда открыты для всех. Туда, к вам идут по делам в основном. Но можно придти и просто так – «поговорить за жизнь», как выражаются в Одессе, и услышать простые, но мудрые слова, увидеть мягкую вашу улыбку, получить совет».

    В эти годы раскрывается ещё одна грань его замечательного таланта. Уже признанный педагог и маститый учёный, проректор высшего учебного заведения, Вячеслав Викторович с не меньшим азартом и восторгом занимается ремеслом дедов и прадедов. Своими руками строит дачный домик в Черняковицах на Пскове. Причём, интеллигент до мозга костей обнаруживает явные способности плотника и столяра, отделочника и строительного дизайнера. С блеском осваивает новое дело и в 1994 году завершает строительство.

    А впереди – новая цель. В результате кропотливых трудов в архивах и библиотеках собираются папки и тетради интереснейшего, а главное совершенно нового и неизвестного множеству земляков материала по истории Холмской земли. «Эта земля неповторима и своеобразна. Здесь сконцентрированы археологические памятники ильменских словен и кривичей, здесь проходил путь «из варяг в греки». С конца XIII – начала XIV века она находилась на рубеже Новгородской республики с Великим княжеством Литовским. В самом начале XX столетия здесь появились первые в России хуторские хозяйства, положившие начало распаду крестьянской общины... С Холмским краем связана жизнь и деятельность многих известных людей России». Эти мысли привели к логичному для учёного-педагога выводу – создать серьёзное учебное пособие, настоящий исторический труд, свободный от идеологических штампов и общественных предрассудков. Так рождаются главы книги. И уже созрело её название «Холм на Ловати и его земля». Книга должна стать главным трудом его жизни.

    В октябре 1999 года Вячеслав Котов осуществил свою давнюю мечту. Он приехал в Холм, на родину своих прадедов и дедов. Приехал не с пустыми руками. Именно поэтому ему было вдвойне приятней встретиться с земляками. А привёз он пухлую папку с готовой рукописью своей книги «Холм на Ловати и его земля». Помню, меня пригласили на встречу в читальном зале районной библиотеки. Стояла глухая осень. 15 октября по стеклу широких библиотечных окон хлестал колючий дождь. Уже давно закончился рабочий день, но никто не расходился, несмотря на далеко не радужную перспективу тащиться в кромешной тьме домой по лужам и слякоти. Тогда в целях экономии скудных бюджетных ассигнований зажигали фонари только на перекрёстках центральных улиц. Рассказчик, а это был Вячеслав Викторович Котов, увлечённо говорил о холмской старине. Причём о совершенно неизвестных многим фактах истории и географии, берущих начало тысячелетия назад. После полуторачасовой лекции несколько минут стояла гробовая тишина, а затем на гостя обрушился шквал вопросов, на которые следовали обстоятельные ответы, иллюстрированные фотографиями и рисунками, бесценными документами, добытыми из небытия веков. И напоследок всех покорила идея – издать книгу о холмской истории, охватывающую время с VII и до начала XX века.

    Шлёпая по невидимым в темноте лужам, мы возвращались домой под впечатлением услышанного. Мой попутчик, тогдашний общественный руководитель районной ветеранской организацией, фронтовик Анатолий Михайлович Павлов заметил, что, несмотря на лихое время, а всего год прошёл после жестокого финансового кризиса, у Вячеслава Котова, несомненно, получится издать свою книгу. Потому что «он мужик, видать, башковитый и напористый». Откуда нам было тогда знать, что помимо видимых достоинств, у Вячеслава Викторовича уже был солидный авторитет учёного педагога и краеведа-исследователя.

    Буквально накануне той памятной встречи в Пскове произошло заметное культурное событие. 7 октября 1999 года при областной научной библиотеке, после долгих лет исканий был создан Псковский Клуб краеведов, ставший продолжателем традиций Псковской археологической комиссии, Псковского археологического общества, краеведческого общества, существовавшего до тридцатых годов XX века. Члены Клуба - учёные-историки, библиотечные, музейные, архивные работники, учителя и преподаватели. И, конечно же, самые известные краеведы города. Среди них и Вячеслав Викторович Котов.

    Дальше было продвижение идеи, поиск спонсоров. Первыми оценили важность этого научного труда в администрации Новгородской и Псковской областей, Холмского района, руководители и научные сотрудники Псковского педагогического института. Благодаря широкой поддержке, уже на следующий 2000 год книга была издана тиражом 300 экземпляров. Сказать, что она сразу же стала самым популярным изданием, - значит не сказать ничего. Помню, чтобы стать обладателем экземпляра этой книги, нужно было ещё задолго до её выхода в свет записаться в ведомость очередников. Именно так она досталась мне, а впоследствии этот экземпляр «увели» из редакционного книжного шкафа. Думаю, приведённый факт – самое яркое свидетельство успеха книги.


    страницы 1 2 3