… И ПОЛУЧИЛАСЬ ЧУДО-ВЕЩЬ
Любовь Бенгарт (1998 г.)
Двадцать лет назад при Холмской детской музыкальной школе открылась небольшая изостудия. Руководила ею молодая еще художница Г.В. Смелко, после окончания учебного заведения по распределению попавшая в наш район. Галина Викторовна начинала с азов, она же подготовила первых своих выпускников, которые сегодня имеют свое имя в художественном мире. Так сложилось, что известная художница Г.В. Смелко уехала, а своих учеников передала художнику Н.А. Демидову, возглавившему четыре года назад художественное отделение школы искусств. За прошедшие с начала создания отделения годы пришли опыт, создана прочная база для подготовки и развития учащихся в художественном творчестве.
Выпускник Палехского художественного училища Николай Анатольевич Демидов внес новое направление в художественное образование учащихся. Кроме основных предметов – рисунка, живописи, истории искусств, болшьшее внимание стало уделяться скульптуре. Появились молодые начинающие преподаватели.
Три года назад пришла в школу искусств Елена Панченко, художник – керамист. Сегодня она утверждает себя на педагогической стезе, заканчивая учебу в Санкт-Петербургском университете. А начинала с обычного детского увлечения – любила рисовать и лепить из пластилина.
Немного из истории. Одним из первых проявлений творческого начала в человеке стали сделанные им предметы из глины. Древние люди лепили из глины различные сосуды, домашнюю утварь, фигурки богов и богинь, птиц, животных, предметы культа. С изобретением колеса начался расцвет гончарного искусства. Сочетание высокого художественного вкуса с практичностью, всегда лежавшее в основе прикладного искусства, вызывало к жизни самые изысканные формы. С тех самых пор, совершенствуясь, это искусство владения глиной и придания ей в сочетании с другими материалами самых различных форм, названное уже в наше время кермикой, высоко ценится во всем цивилизованном мире. Богатым художественным воображением обладают люди, избирающие для себя раз и навсегда эту профессию. Художники, музыканты, писатели – люди искусства, первыми взращивают в окружающем мире все чистое, доброе, вечное.
Именно такой представляла и представляет свою профессию, видит свою задачу художник-керамист Елена Алексеевна Панченко. Еще десять лет назад, заканчивая среднюю школу, Елена не думала, что маленькое детское увлечение приобретет масштабы будущности, и она, сама того не желая, станет студенткой художественного училища. До переезда в Казахстан родители жили на Дальнем Востоке, где в городе Зея и родилась их младшая дочь Лена. Потом на долгие годы судьба семьи оказалась связана с южной республикой. Здесь дочери ходили в школу и в музыкальное училище. Сестра Лены занималась на фортепиано, а ее, как несмышленыша еще, отдали на художественное отделение, чтобы занять хоть чем-то полезным и определить под присмотр сестры. Караганда – огромный город, и маленькую девочку должен кто-то опекать. Но ходила на занятия недолго, строгие правила, почти как в школе, ей наскучили: стала посещать другие кружки. Девочка хорошо училась, успешно закончила школу, и когда пришло время выбора, почему-то остановилась на художественном училище. Послушалась советов мамы и своего классного руководителя – поступила в Иркутское училище искусств. И тут не избежала выбора: отделений много, на всех интересно учиться, но выбрать необходимо какое-то одно. Снова послушалась совета преподавательницы, которая порекомендовала выбрать отделение керамики, как самое перспективное в будущем. Учеба увлекла с первых дней, четыре года пролетели быстро.
Вернулась в Караганду, получила работу в художественном фонде. По-настоящему ощутила себя счастливой, когда получила право на участие в первой выставке. Поняла, что нашла себя в этом деле, получила профессию, которая сродни ее духовному миру и мировоззрению. Вскоре решила продолжать учебу, поступила в вуз.
О судьбе огромного художественного фонда, созданного профессионалами-художниками, теперь мало что известно. Наступили другие времена, и почти все, кто работал в художественно-производственных мастерских города Караганды, вынуждены были искать другие места для жительства. Республике стало ненужным русскоязычное население, десятками лет несшее культуру в малоразвитые окраины огромной страны. Люди уезжали десятками, сотнями. Художники Орловы, Шульга, Рябовы приехали в наш город. Переехала сюда с родителями и Елена Панченко. Вскоре пригласили на работу в школу искусств. Она с удовольствием взялась за новое для себя дело.
Двадцать мальчиков и девочек, которые обучаются в 1-м и 3-м классах художественного отделения, ведет Елена; 2-й и 4-й классы, тоже 20 ребят – Н.А. Демидов. В первый класс впервые прошел набор 7-летних детей, хотя возрастной уровень для учащихся «художки» - 12 лет. Решили провести своеобразный эксперимент, и его нельзя назвать неудачным – многое у детей получается. Главное, закладываются основы привязанности к избранному занятию.
Для тех, кто решил в будущем избрать профессию, связанную с искусством, работает 5-й класс обучения. Желающие есть ежегодно, дополнительный пятый класс работает в полную силу, так же, как основные. Дети с удовольствием изучают все предметы, но уже со второго-третьего класса ясно видно, у кого какие склонности – живопись или керамика. Многие ребята испытывают настоящее чувство восторга, когда из бесформенного куска глины под чуткими и точными действиями рук мастера рождается чудо-вещь. И уж, конечно же, сразу возникает желание и самому сделать что-то необычное: так появляются на свет диковинные игрушки, бусы, скульптурки людей и животных. Больших вещей не сделать – печь для обжига маленькая. А из глин, имеющихся в районе, можно делать уникальные вещи: сосуды, посуду, фигурки, украшения.
Немного вещей удалось с собою привезти, большинство осталось в мастерских как художественное достояние республики. Было много вещей красивых, необычных. Они экспонировались на республиканских выставках. Вместе с другими художниками Е.А. Панченко принимала участие в выставках уже на Новгородчине: четыре были оформлены в районном историко-краеведческом музее, две – в областном центре, побывали с выставкой и в Торопце. У посетителей экспозиции оставляют массу приятных впечатлений, только вот искусство сейчас не востребовано в полной мере, как заслуживает.
Начинается занятие. В крохотной комнатке, специально оборудованной для занятий с глиной, начинается особое таинство, какое-то священнодействие: кусок глины прямо на глазах как бы плавится, становится податливой массой. Ее по кусочкам разбирают детские ручонки, и вот уже замелькали пальцы, разминая каждую крупинку. Кусочек глины становится теплым и влажным, и таким чувствительным, что кажется, только прикажи ему, и он сам превратится в игрушку. Готовые изделия ставят на просушку, потом над ними поработает высокотемпературная печка, и уж затем снова поколдуют руки маленьких умельцев. От занятия к занятию полки заполняются все новыми образцами готовых чудо-вещиц. Вокруг радостные лица, возгласы одобрения. И пусть не каждый из них в будущем свяжет судьбу именно с этим занятием, видеть прекрасное они будут всегда. Этому научились в стенах школы, с этим необычным видением окружающего мира пойдут в жизнь. А это уже хорошо!
#постраницамгазетыМАЯК
"Рождество в Старой Руссе"
Художник Елена Золотарева (Панченко)
Уходящее лето...
"Вид на Никольский храм через речку Малашку" графика
Художник Елена Золотарева
Город Старая Русса