Воскресенье
24.11.2024
07:25
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
Земская школа Псковской губернии в начале XX вв. »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Форма входа


Земская школа Псковской губернии в начале XX вв.

Карпова Валентина Васильевна

Карпова Валентина Васильевна,  кандидат исторических наук

Начало XX века Псковское земство ознаменовало наибольшей активностью в деле создания и функционирования земских школ. Земская начальная школа состоялась. Она сыграла видную роль в смене настроения крестьянства по отношению к образованию.

Земство прошло трудный и поучительный путь освоения всего механизма управления просветительной деятельностью: от сочувствия и отдельных материальных пожертвований начальной школе до выплаты жалования учителям, снабжения школ учебными принадлежностями, обеспечения хозяйственных расходов. В начале ХХ века губернские земства, в том числе и Псковское, предоставлявшие до тех пор почти всю школьную работу уездным земствам, не просто признали общественное и государственное значение школы, но начали ставить на очередь вопросы всеобщего образования, разрабатывали типы школьной сети для реализации названной цели. Губернские земства принимали участие в школьном строительстве, разрабатывали расширенные программы для обучения в высших начальных училищах (школах).

В рамках журнальной статьи невозможно отразить все проблемы деятельности начальной земской школы Псковской губернии. Поэтому, целесообразно остановиться на следующих вопросах:

1) условия функционирования земских начальных школ;

2) содержание обучения в названных школах;

3) влияние земских начальных школ на рост грамотности населения.

Наибольшее количество школ, в том числе земских, открывалось в Псковской губернии с 1901 по 1911 годы, в среднем по 31 школе в год. В 1908г. в Псковской губернии насчитывалось 348 земских школ, в т.ч. в Псковском уезде – 95, Островском – 60 , Опочецком – 60, Новоржевском – 23, Великолукском – 14, Торопецком – 14, Холмском – 23,Порховском -54.

Соотношение школ разных ведомств менялось. В 1898 году в Псковской губернии из всех существовавших начальных школ 1,5% составили министерские, 40% - земские, 51% - школы епархиального ведомства. В 1909 году соотношение изменилось: 6% - министерские школы, 45% - земские, 47% - школы епархиального ведомства. В четыре раза выросло количество министерских школ, на 4% сократилось количество церковных школ и на 5% выросло количество земских школ в 1909 году по сравнению с 1898 годом. В 1911г. насчитывалось 43% земских школ от общего числа начальных школ. Это уменьшение по сравнению с 1909 годом связано с несколькими факторами. Во-первых, опасаясь усиления влияния земства на развитие образования в России, прежде всего начального, правительство форсировало создание министерских школ. Во-вторых, существовала определенная путаница в классификации школ, одна и та же школа могла быть причислена к разным ведомствам, т.к. земства оказывали поддержку многим школам.

В каких помещениях существовала земская школа к началу XX века

Первоначально обязанность выделять помещения для земских школ была возложена на сельские общества. Впоследствии уездные земства выделяли средства на наем помещений для школ или строительство собственных. Характеризуя школьные помещения, земства группировали их на наемные и свои, удобные и неудобные. Естественно, необходимо знать критерии, по которым помещения характеризовались как неудобные. Критерии были очень расплывчатыми, единые требования отсутствовали. Однако отдельные показатели все-таки указываются в земских отчетах. Так, по губернии 41% помещений земских школ были признаны тесными, 6% - темными и тесными, 11% - тесными и холодными, 22% - холодными, в 20% отмечены сырость, темнота, отсутствие вентиляции. В докладе Псковской уездной управы за 1898 год говорится, что из 52 помещений, нанимаемых земством для школ, «едва ли половина может быть признана вполне отвечающей своему назначению». Значительная их часть требовала капитального ремонта, расширения, чтобы вмещать от 40 до 50 учащихся.

Опочецкая уездная управа, характеризуя школьные помещения, отмечало их тесноту, недостаток света, тепла. В трех начальных земских училищах комнатой для учителя служила перегороженная часть хозяйственного помещения. Стремясь улучшить ситуацию с помещениями в новых школах и в связи с нехваткой средств, Опочецкое земство предложило обратиться в губернское земское собрание с ходатайством об образовании особого губернского школьного капитала, который можно было бы использовать для постройки и капитального ремонта школьных зданий. К началу ХХ века Псковская губернская управа разработала программу развития школьного дела, где одним пунктом значилось образование особого капитала для выдачи беспроцентных ссуд на постройку зданий. Однако претворение в жизнь данной программы оставалось проблематичным.

Существовали определенные нормы для школьных помещений, выработанные земствами семи губерний России. По этим нормам на одного учащегося полагалось от 1,5 до 2,75 квадратного аршина пола при высоте классной комнаты от 4 до 5 аршин. При этом классная комната на 40-50 человек должна была быть следующих размеров: 15х9х4 аршина или 12х9х5 аршина при 6-7 окнах и хорошей вентиляции. Большинство школьных помещений земских школ Псковской губернии не отвечало этим требованиям. Их можно было соблюсти лишь при строительстве зданий специально под школы.

К сожалению, положение дел в этом вопросе практически мало менялось. В докладе Островский уездной земской управы в 1907г. говорилось о недостатках школьных помещений. Так, Владимирская школа находилась в здании церковной сторожки, разделяясь на две половины: в одной жил сторож, в другой – велись занятия, а за тесовой перегородкой была крохотная квартира учительницы. Из 60 земских школ Опочецкого уезда только 11 имели собственные помещения в 1907 году. Половина наемных помещений плохо отапливались. В Новоржевском уезде в 1907г. из 23 земских школ только 16 располагались в специально построенных домах.

Школьные помещения были переполнены из-за наплыва учащихся в школы. Местные жители понимая важность образования детей, соглашались на паях с земством строить улучшенные помещения. Однако постройка школьных зданий в Псковской губернии отставала от быстро развертывающегося открытия новых школ.

Количество наемных зданий в 1911 году значительно увеличилось, и вместе с тем ухудшились санитарно-гигиенические условия школьных помещений. 66 процентов министерских и земских школ располагалось в наемных помещениях, в то время как церковноприходских было 17 процентов. Объяснялось это, по нашему мнению, стремлением снизить роль земских школ, которые составляли большинство, а также недостатком средств у земств для строительства новых школьных помещений. Наиболее благоприятная ситуация наблюдалась в Порховском уезде, где равное количество школ имело собственные и наемные помещения, а в Холмском, Великолукском и Новоржевском – собственных школьных зданий было больше наемных. По состоянию школьных зданий Псковская губерния занимала последнее место в ряду соседних губерний. Так, площадь пола на одного ученика в 1911 году составляла в Псковской губернии 2,2 кв. аршина, в то время как в Новгородской и Санкт-Петербургской – по 2,5; 72,4 % школ Псковской губернии имело всего одну классную комнату, в Санкт-Петербургской – 67,7 %. Что касается собственно земских школ, то, по данным 1909 года, большинство из них (309 из 396) было лишено собственных помещений и вынуждено было ютиться в наемных помещениях, часто в крестьянских избах, без самых элементарных удобств.

Стоимость найма помещений для школ представляла значительную часть расходов земств. Эти расходы, по подсчетам уездных земств, были выше, чем содержание собственных школьных помещений. Если взять среднее количество детей, обучающихся в школах, то на одного ученика, обучающегося в наемных зданиях, приходилось: в Псковском уезде – около 3 руб., в Островском – 1,20 руб. в Опочецком – в старых школах – 3,64 руб., в новых – 2,10 руб. В школах со своими помещениями один ученик обходился Опочецкому земству в 2 руб. 4 коп., Новоржевскому земству – 2 руб.28 коп. Таким образом, налицо преимущество собственных помещений. К сожалению, как уже было сказано, не все земства могли иметь такие помещения из-за нехватки средств на строительство.

Важным моментом в развитии земской школы России был закон, принятый 3 мая 1908 года, по которому в земских школах вводилось бесплатное обучение. Земство приступило к созданию планов всеобщего начального обучения. Опочецкое земство приняло решение о переходе ко всеобщему начальному образованию в 1909 году. Ещё ранее, в 1907 году для Холмского уезда была спроектирована школьная сеть для этих же целей. О растущей тяге крестьянского населения к образованию свидетельствовали ходатайства крестьян Холмского уезда в уездную земскую управу в 1906-1907гг. Они обязывались «доставлять для школы дрова, исходя из числа учащихся». Этот факт подстёгивал земство к активным действиям. С 1906 по 1913 годы число земских школ в уезде возросло с 8 до 105. В 1910 году от Министерства народного просвещения был назначен ежегодный отпуск пособия на содержания 66 классов-комплексов по 300 руб. Одновременно были ассигнованы значительные средства на постройку школьных зданий. По договору с Министерством народного просвещения расходование этого кредита было обусловлено ассигнованием равных сумм на постройку и из земских смет. Однако Холмское земство с этим не справилось. Свыше 20 тыс. руб., выделенных Министерством, было возвращено в казну, а большинство вновь открытых школ было размещено в случайных, малоприспособленных помещениях.

В 1904 году Псковской и Островской уездными земскими управами были разработаны проекты перехода ко всеобщему обучению. Псковское уездное земское собрание ходатайствовало перед Министерством народного просвещения об ассигновании на содержание 95 земских школ по 420 руб. на каждую. Это позволило бы в ближайшем будущем открыть до 70 новых школ и осуществить всеобщее обучение в течение 5 лет.

Школьная сеть по введению всеобщего начального обучения была образована в Великолукском уезде в 1912 году, но лишь в 1917 году была утверждена Министерством народного просвещения. В процессе работы в уезде по подготовке к введению всеобщего начального обучения уже к марту 1918 года в ведении Великолукского уездного земства находилось 150 учителей с тремя запасными учительницами и числилось 95 начальных школ: (для сравнения: в 1907 году в уезде было 14 земских школ). В 1913 году 7 уездных земств Псковской губернии получили пособия в общей сумме 262000 руб. для подготовки ко всеобщему обучению.

В начале XX века земская школа сливалась с министерской, и ее можно определить как земско-государственную, в отличие от земско-общественной в 80-90-е годы XIX в. Эти изменения проявились в том, что в земских школах изучали предметы в том же объеме, что и в министерских. Земская школа, сформировавшаяся во второй половине XIX в., оказалась очень жизнеспособной и с успехом конкурировала с другими учебными заведениями начального образования. Формирование земской школы происходило не сверху, а снизу. Этот тип был более свободным в отношении содержания обучения, т.к. до 1897 года не было для земских начальных училищ утвержденной министерством программы. С 1897 года «Примерные программы предметов, преподаваемых в училищах ведомства Министерства народного просвещения», которым руководствовались и земские школы, определили преподавание следующих учебных предметов и их почасовую разработку

Распределение учебного материала по годам было примерным. Педагоги имели право переносить часть содержания по предмету из одного года в другой, но в целом должны были пройти весь материал. 3 часа в неделю выделялось также на церковное пение. При изучении предметов по министерской программе учебное время между отделениями распределялось по-разному. Так, на изучение Закона Божьего – поровну между отделениями, при обучении церковнославянской грамоте можно было соединить второе и третье отделения и читать с учащимися ежедневно по 0,5 часа, а во вторую половину учебного года по 2 получаса в неделю следовало заниматься с младшим отделением. Для обучения грамоте учитель должен был больше времени уделять младшему отделению на уроках русского языка. Больше времени рекомендовалось уделять младшему и среднему отделению на чистописании. Уроки арифметики распределялись поровну по годам обучения.

В объяснительной записке программы по русскому языку предлагалось обращать особое внимание на чтение статей религиозно-нравственного и патриотического содержания, а также «деловых статей» (по ремеслу, сельскому хозяйству, гигиене и т.п.). Объяснительная записка к программе по арифметике требовала, чтобы учащиеся приобрели твердые навыки устного счета, обращения с мерами веса, навыки измерения площадей, времени и т.д. В учебных планах земских школ не были обязательными черчение, география, история. Педагоги земских школ вводили их самостоятельно.

Из второстепенных предметов в Псковской губернии преподавались: пение, гимнастика, рукоделие, садоводство и др. В земских школах в среднем 5 часов в неделю уходило на названные предметы. Преподавание второстепенных предметов наиболее сильно было распространено в школах Псковского (занимались 80% педагогов) и Новоржевского (более 50%) земств, наименее – Порховского (около 20%) и Островского (около 20%) земств.

Время шло вперед. И земские деятели все чаще задумывались о повышении уровня существующей начальной школы. С этой целью в 1910-1912 годах Псковским губернским и уездными земствами разрабатывались свои учебные планы, в которых нашла отражение передовая педагогическая мысль. Так, в учебный план школ Опочецкого уезда наряду с общепринятыми предметами был включен целый ряд новых предметов: история, география, мироведение (естествознание), гимнастика, рукоделие. Занятие по истории и географии планировались с 3 класса, по естествознанию - с 1 класса. На русский язык было запланировано 35% учебного времени. Преподавание Закона Божьего и церковнославянского языка было значительно сужено.

Введение по учебному плану земской школы Опочецкого уезда таких самостоятельных предметов, как русская история, география и мироведение, повышало общеобразовательное значение начальной школы на пути к всеобщему образованию, а также создавало лучшие условия для творчества народного учителя.

Четырехлетний курс обучения способствовал повышению качества обучения и воспитания в начальной школе. В начале XX в. на основе Положения о высших начальных народных училищах 1912 года стали появляться такие учебные заведения в России, в том числе и в Псковской губернии. Вопрос о расширении курса начальной школы поднимало Опочецкое земство. Для этого ввело 4-е отделение (т.е. дополнительный год обучения) в 1908г. в Горайской и Макушинской школах. Все поступившие в 4-е отделение в возрасте от 12 до 14 лет были выходцами из бедных семей, а поэтому расширить свои познания в других учебных заведениях не имели возможностей. Новоржевское земство в 1907г. открыло 4-е отделение в двух своих школах. Опочецкое земство утвердило программу для 4-го отделения, в которой значились: Закон Божий, русский язык, арифметика, история, география, естествознание, основы сельского хозяйства. Таким образом на практике происходило увеличение срока обучения в начальных школах. Кроме того земства стремились углубить содержание обучения.

Однако рост количества школ не сопровождался значительным ростом грамотности населения. Так, к началу ХХ в. 60% деревень Великолукского, Новоржевского и Холмского уездов, не имели ни одного учащегося, 20% - не имели ни грамотных, ни учащихся. В особенности тяжелое впечатление производят данные по Холмскому уезду, где треть всех деревень оставалась в стороне от просвещения. Средний размер деревни по трем названным уездам составлял 10 дворов. Из них 6,2 двора не имели ни грамотных, ни учащихся.

Для решения вопроса об увеличении школьной сети земства должны были знать число детей школьного возраста, и, соответственно, для этого надо было определить, какой возраст детей считать школьным и сколько таких детей не училось. Школьным возрастом для детей начальной школы считались годы от 8 до 11. В 1911 году в губернии насчитывалось 134412 детей возраста от 8 до 11 лет, а обучалось в школе 37146, т.е. около 30%, в то время, как в Санкт-Петербургской губернии - 60%, в Новгородской - 47,7%.

Для мальчиков образовательная среда должна была быть удвоена, а для девочек увеличена в 10 раз. Реально ли было в тех условиях увеличить количество школ в необходимом объеме? Псковское уездное земство, ходатайствуя в 1906 г. перед правительством о субсидии для открытия новых школ в целях достижения всеобщего обучения, сделало вывод о необходимости 450 таких школ (при 95 имеющихся). Таким образом, количество школ должно было быть увеличено в 4,7 раза. В Опочецком уезде, по докладу управы земскому собранию за 1900 г., число обучающихся составляло 4873, вне школы оставались 6613, т.е. обучались только 2/5 детей школьного возраста. Чтобы ввести в уезде всеобщее начальное обучение нужно было удвоить количество школ.

В Псковской губернии в целом для решения задачи всеобщего обучения, по данным на 1907 год, нужно было создать 2000 начальных школ. В этом же году не было охвачено образованием 81 тыс. детей в возрасте от 9 до 12 лет, а обучалось всего 33 тыс. Одна школа приходилась на 32 селения. Этого было явно недостаточно.

Таким образом, земство, в том числе Псковское, рассматривало работу в системе начального народного образования в качестве приоритетной. Развитие земской школы шло в соответствии с существовавшим законодательством, общественными настроениями, социальным заказом на образование. Однако в этой деятельности выявились противоречия:

1) между возрастающими потребностями населения и реальными возможностями земской школы в их удовлетворении;

2) между ограниченными возможностями в финансировании школы земством и необходимостью реализации социального заказа на образование;

3) между возраставшими требованиями к содержанию образования и отсутствием в земских школах соответствующей учебно-материальной базы.

Земские учреждения, стремясь к разрешению указанных противоречий, увеличивали финансирование школы. Соответствующие статьи земского бюджета были стабильным источником содержания школ и повышения их роли в народном образовании. Однако, несмотря на увеличение расходов на народные школы, средств не хватало. Поэтому перейти к всеобщему начальному образованию земству так и не удалось.


https://www.informio.ru/publications/id48/Zemskaja-shkola-Pskovskoi-gubernii-v-nachale-XX-vv