«Остановись, мгновенье, ты прекрасно…»
Фразой знаменитого монолога доктора Фауста из классической драмы Гёте, выразил мой собеседник суть своего любимого дела.
Сейчас оно забирает весь без остатка досуг Владимира Морозова. Виды нашего города и окрестных деревень, жанровые и репортажные снимки, мастерски выполненные фотолюбителем, популярны среди блогеров социальных сетей Интернета. А начиналось всё в далёкие восьмидесятые годы. Когда Владимир учился в школе милиции, фотодело входило в обязательную программу. Собственно, преподавали там самые основы, азы этого увлекательного дела. Изучал таблицы выдержек и диафрагм, рецепты проявителей и закрепителей добросовестно, как и все остальные дисциплины. Всё это пригодилось уже в самостоятельной оперативной работе. Так получилось, что в отделе милиции он оказался среди немногих, знающих фотодело.
- Конечно, тех знаний едва хватало на элементарные оперативные действия с фотокамерой, - вспоминает Владимир Петрович. – Поэтому знатоком себя не только не считал, а напротив стремился к большему, читал специальные книги, много практиковался.
Фотография тогда было занятием кропотливым и чересчур ответственным. Снимал служебными камерами «ФЭД – 5», «Зенит – 11». Аппаратура была надёжной и качественной. Но, чтобы сделать нормальный фотоснимок, хорошо владеть камерой было недостаточно. Требовалась интуиция. Чёткое соотношение солей в растворах, умение на ощупь обращаться с фотоплёнкой, бачком, кассетами – было главным. Но ещё нужно было что-то сверх того… И это у него было…
Притом, что тогда фотография Владимира не увлекла. Не было столько времени свободного, да и оборудовать лабораторию для качественных снимков в наших условиях было проблематично.
По-настоящему потянуло уже в новом веке. Появились компьютеры, цифровая фототехника с почти неограниченными изобразительными возможностями. А Интернет с его познавательным ресурсом! Начинать пришлось снова с азов. Сначала на цифровой «мыльнице». Так на профессиональном жаргоне называется компактная фотокамера. Слово «мыльница» Владимир Петрович терпеть не может из-за его пренебрежительного звучания. Камера – инструмент в руках мастера. А у классного мастера любой инструмент «поёт». Потом вооружился зеркальной камерой с мощной оптикой. Открыл для себя Фотошоп…
- Поначалу снимал всё подряд и выкладывал в Интернет, - рассказывает Владимир Петрович, - потом стал более придирчиво относится к своим работам.
Сейчас уже без коррекции и кадрирования свои фотоснимки на суд зрителей не выносит. А года два назад, когда уже завоевал известность на сайтах, предложили поучаствовать в традиционном конкурсе местных фотографов, посвящённом Дню города. Попробовал представить три своих лучших пейзажа. Зрители его работы заметили, хотя и призов не получил.
Так приходит признание
А уже в этом году на голову самобытного фотохудожника обрушился самый настоящий успех. Фотопейзаж «Радуга над Холмом» членами довольно требовательного и профессионального жюри, в составе которого были художники, дизайнеры и журналисты, признана лучшей. Другой пейзаж «Плыл над речкой малиновый звон» получил приз зрительских симпатий.
Люди высоко оценивают пейзажи, а Владимиру Петровичу больше нравиться репортаж с его динамикой. Только в репортаже можно остановить прекрасное мгновение, оставив для потомков отражение кусочка жизни.
Сейчас у него сотни дисков с хранящимся на них множеством тысяч файлов. Это остановленные мгновения, яркие сегодняшние страницы, уже становящиеся историей…
Анатолий ПИМАНОВ
Фото автора
(Опубликовано в газете "Маяк")
В поисках прекрасного мгновенья