Понедельник
25.11.2024
02:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
В СИТУАЦИИ УСПЕХА »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Форма входа


В СИТУАЦИИ УСПЕХА

Русский язык и литературу в Холмской средней школе Юлия Смурага преподаёт с 1994 года. За эти почти двадцать лет менялись программы, требования, методы и даже цели обучения, но неизменным остаётся любовь к выбранной профессии и своим ученикам.

— Я хотела поступать на факультет начальных классов, — объясняет мне Юлия Ивановна, привычно записывая дату на доске,— но по направлению поступила на литфак и ни разу не пожалела об этом.

Непоседливым пятиклассникам неймётся в коридоре, самые нетерпеливые заглядывают в дверь, и по нескольку раз, не меняя интонации, Юлия Ивановна говорит одну и ту же фразу: «Ребята, подождите в коридоре». Мне бы терпения не хватило.

— Пятые классы — особенные,— улыбается учительница,— они ещё только привыкают к новым порядкам после начального звена.

Выясняется, что у так соскучившихся по русскому языку пятиклассников Юлия Ивановна ещё и классный руководитель. «Вот они, мои хорошие — 27 человек»,— знакомит она меня с на удивление быстро занявшими свои места учениками.

УРОК С ПРОБЛЕМОЙ

На кажущееся обилие информации об изменениях в сфере образования, что на самом деле мы знаем о современной школе? Для большинства родителей все трудности в обучении ребёнка сводятся к одному объяснению — программа стала сложнее. С другой стороны, наука, конечно, не стоит на месте, но вряд ли настолько, чтобы за последние двадцать лет так увеличился объём знаний. Скорее следует говорить о кардинальных изменениях в методах обучения и в требованиях к учителю и ученику. И, если раньше учитель в прямом смысле давал знания, то теперь он направляет ученика к этим знаниям. Просто отсидеть на уроке на всём готовеньком у современного школьника не получится.

— На своих уроках я использую технологии так называемого проблемного обучения,— рассказывает Юлия Ивановна,— это когда знания усваиваются учениками в условиях проблемной ситуации. Например, даю задания классифицировать по признакам написанные на доске слова. Ученики предлагают свои варианты, обосновывают, доказывают их, а я наводящими вопросами помогаю сформулировать тему урока. То есть создаю проблемную ситуацию, направляю на поиск способа решения проблемы, вместе делаем выводы. Это одновременно и интересно, и эффективно. Изучение предмета становится творческим.

С ПОЛНОЙ ОТДАЧЕЙ

Образовательную программу в состоянии осилить любой ребёнок, считает учительница. Кому-то обучение даётся легко, от когото требует усилий.

— Иногда нужны индивидуальный подход, дополнительные задания,— отмечает педагог,— но всегда важно создавать ситуацию успеха. Если ребёнку постоянно ставить плохие оценки (даже если он этого заслуживает), не замечать его, пусть и маленьких, побед, тогда интерес к учёбе быстро пропадёт, ведь нам интересно заниматься только тем, что получается.

И если ученик со временем делает меньше ошибок в контрольных диктантах, значит время и силы были потрачены не зря.

— Цель моей педагогической работы в том, чтобы средствами русского языка и литературы научить ребёнка создавать идеи, принимать решения в условиях неопределённости, действовать совместно с другими людьми, вести диалог,— определяет моя собеседница,— этого не добьёшься без живого, увлечённого общения с детьми во время урока. Это большая эмоциональная нагрузка.

Особенно на уроках литературы, где мало узнать, ещё нужно осмыслить и прочуствовать. Эта наука в любые времена и независимо от введения новых предметов в школе (того же ОПК) помимо образовательной ставит перед учителем ещё одну важную задачу: воспитание патриота, гражданина, духовнонравственной личности. Потому что каждое произведение — это модель поведения людей в реальной жизни, образец благородных или низких поступков, идеи и мировоззрение его автора, и каждый урок — доказательство прописных истин о добре и зле.

В школе 21 века многое изменилось и продолжает меняться. Учителя используют новые методики и компьютерные технологии для того, чтобы уроки стали более насыщенными и интересными для учеников. От последних требуется больше самостоятельности в обучении, исследовательского поиска. Всего того, к чему не очень привычно поколение века комфорта и доступной информации. А что в этих условиях делать родителям?

— Как всегда, во всём помогать своему ребёнку,— не задумываясь, ответила учительница,— искренне интересоваться его делами в школе, радоваться победам, поддерживать в моменты огорчений. Делать так, чтобы дети чувствовали ваше живое участие в своей школьной жизни.

Елена АЛЕКСАНДРОВА
Фото автора
(Опубликовано в газете «Маяк». Октябрь 2012 г.)