Тайны старинных фотографий
Поиски родовых корней привели биолога Александра Махова к Дирку Бургдорфу, а через него – к методисту музея истории Холмского района Елизавете Семёновой.
Естественный вопрос – причём здесь Дирк Бургдорф, когда можно было напрямую обратиться в музей или архив? Оказывается, не можно. Елизавета Петровна поведала мне увлекательную историю своего знакомства с интереснейшим человеком. Это уже потом, после многочасовых телефонных бесед, переписке по Интернету, словно картинка в замысловатом калейдоскопе проявилась неординарная биография.
До перестройки профессор Махов трудился в одном из московских научно-исследовательских институтов, где занимался проблемами молекулярной биологии. В девяностые годы институт закрылся из-за прекращения финансирования. Учёному предложили работу в Соединённых Штатах. Он подписал контракт и вместе с женой уехал за океан. В Америке родился их сын. Сейчас Александр Михайлович профессор отдела структурной биологии исследовательского центра университета в Питтсбурге (штат Пенсильвания).
Спустя годы после расставания с Родиной, он всерьёз увлёкся изучением своей родословной. Его дедушка и бабушка по материнской линии Иван Андрианович и Серафима Тихоновна Козловы ещё до столыпинской реформы ушли на хутор в Крюковичи, а затем жили в деревне Мисино. Сейчас о существовании Крюковичей ничего не сохранилось. Есть упоминание этого населённого пункта в описании Ельненского избирательного участка № 21 с центром в деревне Ельно (сельсовет), приведённом в статье Юрия Попова «Шёл 1939 год», опубликованной в газете «Маяк» в 2002 году.
Александр Махов продолжал активно интересоваться историей нашего края и познакомился в Интернете с любителем холмской старины Дирком Бургдорфом. А через него уже вышел на наш музей и Елизавету Семёнову. Сотрудники музея собрали посылку из книг, открыток (а Александр Махов – коллекционер старинных открыток), по истории нашего города и района. В ответ Александр Михайлович прислал сканы довоенных фотографий с видом деревни Крюковичи или Мисино, своих дедушки и бабушки, цифровую копию неизвестной доселе открытки начала XX века с видом на Воскресенскую церковь. Она опубликована в прошлом номере «Маяка». А лично для Елизаветы Семёновой три фотографии, предположительно 1910 – 1915 годов.
Во время телефонных бесед Елизавета Петровна рассказывала о своих дедушках и прадедушках старинных холмичах Ореховых. Так вот на обратной стороне приобретённых коллекционером фотографий стоит овальный штамп. На нём – изображение на верхней дуге: «И.Н. Ореховъ»; на нижней дуге: «Холмъ Псковск. г.»; в центре: «Фотографiя». Из-за этого штампа Александр Махов полагал, что на этих фотографиях изображены представители рода Ореховых. На самом деле, штамп указывает на владельца фотоателье, а кто изображён на этих снимках, к сожалению, пока неизвестно.
Однако наличие этого штампа на старинных фотографиях свидетельствует, что в Холме в начале XX века было фотоателье. Этот факт не нашёл отражения в известных мне книгах и статьях по истории нашего края. Дедушку Елизаветы Семёновой звали Пётр Андреевич Орехов, а прадедушку – Андрей Иванович Орехов. У Андрея Ивановича был родной брат учитель Георгий Иванович Орехов, который в начале XX века опубликовал собранные в 1908 – 1912 годах свадебные обряды, обычаи и песни в Холмском уезде Псковской губернии. Тогда же этот труд был издан отдельной брошюрой. В музее хранится ксерокопия этого издания. Вполне возможно, и, вероятнее всего, фотограф Иван Орехов был их отцом, а сотруднице музея Елизавете Семёновой – прапрадедом. Она с детства помнит рассказы мамы и бабушки об оставшихся им в наследство и утерянных за войну толстых фотоальбомах в бархатном переплёте.
Может быть, кто-то их узнает...
Передавая подлинники этих фотографий для публикации, Елизавета Семёнова заметила, что, хотя это и маловероятно по прошествии стольких лет, но вдруг кто-то из наших читателей узнает земляков из начала прошлого века. Вот это будет сенсация!
На снимках, кроме штампа фотографа и фирменных знаков предприятия-изготовителя фотобумаги, нет указаний на дату и личности. Только на одном групповом портрете, где изображены две молодых женщины и бабушка с двумя девочками, на обратной стороне поперёк фотокарточки, рядом со штампом, чёткая надпись чернильным пером: «письмо пришлю». Выведена каждая буква, а последняя «ю» подправлена, словно написано рукой ребёнка.
В который раз внимательно рассматриваем фотографии. И возникает идея – чтобы установить дату, сравнить эти с другими, хранящимися в музее. Вдруг и на тех, известных, найдутся общие признаки с этими, неизвестными. И точно. Письмо Анатолия Орехова из Великих Лук об учителе русского языка и литературы Наговской сельскохозяйственной школы имени генерала Куропаткина Степане Васильевиче Козлове сопровождается сканом старинной фотографии, на которой Козлов изображён со своими матерью и братом. Сравниваем. Мужчина с усиками на присланной Маховым фотографии – тот самый учитель Степан Васильевич Козлов, а женщины на снимке – скорее всего, его молодая жена с маленькой дочкой и сестра жены. Но это лишь предположение. А то, что это именно он – вне всякого сомнения. Учитель преподавал в сельскохозяйственной школе с 1915 по 1917 год. Следовательно, в этот период и сделана фотография. Степан Васильевич Козлов прожил всю жизнь в Холме, учительствовал до самой старости и умер в 1968 году.
Анатолий ПИМАНОВ
(Фото из архива музея истории Холмского района)
(Опубликовано в газете "МАЯК". МАЙ 2012 г. )
Александр Махов с женой и сыном
Иван Андрианович Козлов (справа)
в годы первой мировой войны
Учитель Степан Васильевич Козлов
с семьей (фото начала XX века)
На обороте этого снимка
чернильная надпись: «письмо пришлю»
Портрет неизвестного холмича
(фото начала XX века)
Фотоателье Орехова.
Портреты неизвестных жителей
Холма начала 20 века.