Понедельник
25.11.2024
01:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
САМОРОДОК ИЗ ЗАМОШЬЯ »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Форма входа

САМОРОДОК ИЗ ЗАМОШЬЯ

Почти пятьдесят лет не расстаётся со своим другом – баяном человек уникальной в нашем районе музыкальной специализации – Алексей Соловьёв.

Как свидетельствуют записи в трудовой книжке, стаж работы Алексея Сергеевича в культуре составляет 40 лет. Узнав, что в юности он даже и не помышлял идти в эту сферу, можно только восхититься его верности внезапно обретённой профессии. Ведь в младые годы у Алексея были совсем другие планы на жизнь. Но обстоятельства сложились так, что десятки лет Соловьёв щедро дарит самобытный талант баяниста своим землякам, большинству из которых вообще трудно вообразить без него местный очаг культуры.

- Баянист в нашей культуре сегодня – это кладезь. Людей этой профессии в районе осталось очень мало – всего два баяниста. Один из них - Владимир Сергеев. Другой - Алексей Соловьёв, который 40 лет работает в нашей сфере, и не расстаётся с баяном. Никогда неунывающий, весёлый и жизнерадостный человек. С душой аккомпанирует ребёнку 3-5 лет и пенсионерке, впервые пришедшему на сцену человеку и уже имеющему большой опыт выступления на ней, - сказала председатель комитета культуры района Валентина Витязева, знающая баяниста Соловьёва ещё с той поры, когда он начинал свою деятельность в качестве завклубом в деревне Замошье Красноборского сельсовета.

Гармонь пела и звала

С Алексеем Сергеевичем мы беседуем в Красном Бору в здании бывшей конторы давно не существующего совхоза «Дунаевский». Здесь теперь получил прописку сельский дом культуры. Из старого типового здания СДК, поражавшего заезжий люд своим величием, но признанного аварийным, в контору переселились около двух лет назад. Думали - временно. Вышло, похоже, навсегда. Теперь уже никто в деревне не верит в то, что гордость и достопримечательность села будет когда-нибудь отреставрирована.

Культработники под руководством нового директора Сергея Суворова, вступившего в эту должность в прошлом месяце, потихоньку обживаются в тесноватом для своего учреждения здании, делают косметический ремонт помещения. Создают уют, в первую очередь, для зрителей, а потом уже для себя.

Уместно напомнить, что Сергей Суворов с 1995 по 2005 год уже был директором Красноборского дома культуры, пока не ушёл в частное предпринимательство. И вот он снова в родной стихии, вместе со своим коллективом отрабатывает программу сценария праздничного вечера, посвящённого 40-летию работы в культуре своего коллеги Алексея Соловьёва. Репетиция шла в зале, нам с юбиляром никто не мешает в отдельном кабинете.

- Я же родом из деревни Замошье. Там мои корни. Родители - Сергей Филиппович и Анна Ивановна - жили в ней и работали в колхозе «Дружба». Председателем Анатолий Иванович Колосов был. Хороший был мужик, - уважительно вспоминает Алексей Соловьёв.

Потом добавляет, что в Замошье у отца было много родственников. Называет своих двоюродных братьев-гармонистов Михаила и Николая Суворовых, Николая Петрова, которые любили захаживать в красный уголок, где была колхозная гармонь. Шестилетний Алексей туда тоже забегал, чтобы послушать, как играет на ней один из старших братьев.

Как позже выяснилось, природа одарила мальчишку отличным музыкальным слухом. В отца пошёл. Он в молодости на немецкой гармошке такие колена выдавал, что был первым парнем на деревне. И никто бы в Замошье не удивился тому, что мальчик решил научиться играть на гармошке, если бы не одно «но»… Пока старшие были на работе, Алексей тайком брал инструмент у Михаила Петрова и на слух быстро освоил все известные деревенским гармонистам колена. За «посягательство» на гармонь мальчишку отругали, а за талант – похвалили.

- В семь лет я уже «под драку» играл на сельских праздниках на потеху взрослым, - смеётся Алексей Сергеевич.

Отец подметил у сына дар, и в четвёртом классе Лёша получил от него в подарок новую гармошку. А в шестом классе и вовсе родители расщедрились - купили баян. Перед армией колхоз решил направить Соловьёва на курсы баянистов в музыкальную школу. Учился в Холме у преподавателя по классу баяна Владимира Горского. На лету всё схватывал. Больше нигде учиться не пришлось.

Солдатская смекалка

В 1968 году Алексей отправился служить в Казахстан. После демобилизации из Семипалатинской области приехал в Барнаул, где на одном из военных заводов с ним стали заключать трудовой договор. Но у сельского парня Соловьёва не было паспорта. В то время колхозникам этот документ не полагался. Быть бы намертво привязанным к своей деревне и Алексею, если бы не узнал, что отслужившим срочную службу армия даёт шанс остаться в городе, если пойти на завод или стройку. А так как в колхоз он сильно не рвался, то решил этой лазейкой воспользоваться. В заводском отделе кадров выдали справку, с которой он поспешил на малую родину получать паспорт. Но с ним воин запаса и не подумал ехать обратно в далёкую Сибирь. Алексей маханул к тётке в Нарву - в деревне его уже ничто не удерживало. В Нарве устроился на ГРЭС. Три года пролетели незаметно. А тут из дома плохая весть пришла: тяжело заболела мама. Любящий сын поспешил из города домой.

- Меня приняли на работу завклубом в родной деревне. В 1973 году заведующая отделом культуры Мария Назарова подписала приказ, и с тех пор остаюсь верен культуре. Думаю, что Мария Антоновна никогда о своём решении не пожалела: жизнь в клубе кипела, потому что молодёжь в те годы ещё не успела разъехаться по городам, - вспоминает мой собеседник.

О первых шагах Соловьёва в этом статусе помнит солистка РДК Татьяна Евсеева, которая под его аккомпанемент дебютировала на сцене Замошского сельского клуба.

- Я училась в Дунаевской школе, ходила в самодеятельность. Даже помню песню о лошадях, которую исполняла в Замошье, где мы выступали. Он прекрасно аккомпанировал. Потрясающий слухач, быстро мог подобрать любую мелодию, - восхищается Татьяна Георгиевна.

Когда клуб в Замошье закрыли, Соловьёв без работы не остался. Новый руководитель отдела культуры Валентина Витязева нашла ему место аккомпаниатора в сельском доме культуры Красного Бора. А его жену, Людмилу Васильевну, ожидала работа в этой же деревне на молочной ферме.

Слух - от Бога

Холмичка Татьяна Николаева, которая перед уходом на пенсию четверть века трудилась в районном доме культуры, тоже прекрасно знает баяниста из Красного Бора. Да и ей ли не знать, если она сама родом с тех краёв. Десяток лет работала худруком, а затем и директором Красноборского сельского дома культуры. И все эти годы её коллегой был Алексей Соловьёв.

- Красноборский дом культуры невозможно было представить без него. Он и СДК воспринимались как одно целое. Баянист и гармонист, у которого музыкальный слух – от Бога, всегда был и остаётся всеобщим любимцем. Я переводилась в Холм, а он в то время хор создал. 12 человек пели. Для всей нашей округи Алексей Сергеевич – настоящая находка. Без него ни одна свадьба не прошла. На все юбилеи приглашали. В те времена нам все откровенно завидовали. Фонограмм ещё не было, а у нас всё прекрасно, потому что есть свой знатный баянист, - тепло отзывается о бывшем коллеге Татьяна Ивановна.

Сегодня вместе со своим дядей снова работает в СДК Сергей Суворов. У него самого талант многогранный. За дядю горд не меньше. Не только родственные чувства заставляют племянника говорить об аккомпаниаторе с уважением.

- Решили чествовать Алексея Сергеевича. Заслужил. Таких, как он музыкантов, мало. Программу вечера полностью под него построили: пение и пляски под баян. Надо, чтобы у нас не забывали о том, что есть на селе и баян, и гармонь, и прекрасные исполнители. Я дядю Лёшу, как музыканта, знаю с детства, в котором остался самый яркий образ гармониста, идущего по деревенской улице в сопровождении толпы восторженных ребятишек. Люди, которые постарше, концерты без участия Алексея Сергеевича не представляют. Как бы мода не менялась, а без баяниста на сцене всегда чего-то будет не хватать. Многим нравятся частушки, народные песни. И здорово, что у нас есть человек, который поднимает настроение любому зрителю. Открою вам секрет: наш баянист силён не только в привычных жанрах. Свой репертуар пополняет классикой. Репетирует, к примеру, «Турецкий марш», «Чардаш», - рассказывает Сергей Суворов.

Считать Алексея Сергеевича просто аккомпаниатором было бы ошибочно. Он и сам любит солировать на сцене. А частушки с детства поёт. Но всё равно очень гордится, когда с ним рядом на маленькой сельской эстраде местные исполнители. Называет имена солистов, кому аккомпанировал раньше, а кто продолжает петь. Если составить список, то он будет внушительный. И в нём обязательно будет Тамара Давыдова.

Тамара Николаевна – одна из самых известных в Красном Бору, да и в районе тоже, женщин-руководителей. Сейчас её не менее уважают как исполнителя песен, декламатора. И это ещё не всё. Она написала стихи, посвящённые родной деревне. И решила положить их на музыку – сочинить своеобразный гимн Красному Бору. Три года назад обратилась к Соловьёву. Так и так, помоги, Алексей, стихи на музыку положить. Алексей Сергеевич не из тех, кто долго раздумывает. Сразу же взял в руки баян. Вскоре родилась душевная песня о своей малой родине. Жители Красного Бора довольны: не у каждого села есть собственный гимн. А его авторам вместо гонорара – горячие аплодисменты зрителей при каждом исполнении в зале.

В Новгород – на конкурс

В районных фестивалях, конкурсах и концертах Соловьёв участвовал много раз. Об этом в семейном архиве напоминают завоёванные награды. А вот на областную сцену прежде выходить не доводилось. 26 сентября Алексей Соловьёв стал участником второго областного смотра-конкурса «Играй, гармонь!», который проводился в рамках областной целевой программы «Здоровый образ жизни и активное долголетие ветеранов». Он выступал в номинации «Сольное исполнение». В репертуаре были плясовые и народные мелодии, песни и частушки под собственный аккомпанемент.

Вот таким неунывающим человеком, прекрасным аккомпаниатором, исполнителем песен и частушек он 40 лет слывёт в коллективе и у зрителей. А дома его знают как добродушного, заботливого мужа, отца и дедушку, с которым интересно и весело жить.

Сергей ЦВЕТКОВ

Фото автора и из архива РДК

На снимках:

1. Культработники из Красного Бора на сцене РДК (1991 год)

2. На репетиции с Сергеем Суворовым

(Опубликовано в газете «Маяк»)

 

самородок замошья 2.JPG

 

самородок из замошья 1.jpg