Рдейский монастырь: третья экспедицияМоя третья экспедиция на Рдейское болото, которое столь велико, что часть его расположена в Псковской области, а часть - в Новгородской, состоялась в октябре 2002 года.
Неохватное болото с озерами с хрустальной водой, заброшенный Рдейский монастырь... Написаны книги и сложены легенды об этих местах, где, якобы, под тиной покоятся сокровища разбойников, являются случайным путникам то ли люди, то ли лешие, живут особые северные крокодилы, а у стен монастыря исцеляют женщин и изгоняют бесов. С предубеждением я отношусь к легендам, не слишком верю в чудеса, но, наверное, витает некий дух у стен монастыря. Иначе как объяснить, что меня все тянет и тянет к нему, на эти необъятные безлюдные болота?
Предыдущий штурм болот был предпринят в январе этого же года, на Рождественские каникулы. Ну, а впервые я оказался в этих краях еще ровно годом раньше. Два раза мы пытались проехать к Рдейскому монастырю на УАЗиках. В первый раз из этого вообще ничего не вышло: мы приблизились к цели лишь чуть-чуть, т.к. из-за теплой погоды земля не промерзла, и наши машины просто проваливались в болотную жижу. Вторая экспедиция окончилась более успешно. Своим ходом до монастыря мы, правда, все равно не доехали из-за обилия снега, но дойти - дошли. На лыжах. Об этой поездке я писал на страницах этого сайта. В третью попытку мне представилась возможность попытать счастья на иной технике, нежели УАЗик. Хоть и хорошая это машина для бездорожья, но в этих местах на ней, видимо, делать все же нечего. Что ж, посмотрим...
Начало маршрута на озере Селигер. Отсюда до болота еще около двухсот километров. Два дня готовимся к броску. Пока нас двое: ваш покорный слуга и мой приятель - Иван Ксенофонтов. Иван - личность небезызвестная в туристическом мире: многие знают его как заядлого путешественника, который уже многие годы ездит на мотоцикле по стране. Ныне Иван заведует отделом "Туризма и безопасности движения" в журнале "Мото". В прошлом году Иван возглавил организованное редакцией журнала путешествие на снегоходах к Рдейскому монастырю. Тогда экспедиция цели не достигла: рано сошел снег, и снегоходы потеряли способность двигаться (см. статью в "Мото" №12/2001). Наше нынешнее мероприятие редакционным не назовешь: Иван просто сумел найти свободное от редакционной работы время, я подгадал с отпуском - и вот мы на Селигере.
Я сижу в жарко натопленной избе - под жужжание отогревшихся за занавесками на окнах мух изучаю литературу по предполагаемому маршруту. Новгородец Марк Костров, кажется, всю жизнь ездил на эти болота, к монастырю. И он написал несколько небольших книг, в которых рассказал о тамошних местах, людях. Я перелистываю страницу за страницей, погружаюсь в быт деревень, расположенных на болоте. И все сильнее нетерпение: хочется поскорее ехать. Но не только в чтении подготовка...
Днем я осваиваю новую для меня технику. Каракат - легкий колесный транспорт на шинах сверхнизкого давления. До недавнего момента каракаты были сплошь прерогативой самодельщиков, но в последнее время ситуация меняется. Наши мотоциклетные заводы медленно, туго, но все же обращаются к реальным нуждам покупателей. И уже в заводских стенах появляются первые, пусть еще не отлаженные, конструкции каракатов. В нашем же распоряжении две полусамодельных машины: трехколесная и четырехколесная. Крутящий момент, создаваемый мотоциклетным двухтактным мотором с принудительным воздушным охлаждением, при помощи цепной передачи передается на заднюю ось, дифференциал отсутствует. Последнее обстоятельство и объясняет некоторую сложность, возникающую при управлении. Хочешь повернуть, поворачиваешь в нужном направлении переднее колесо, а каракат упрямо едет прямо. Я первый раз как сел за руль, так прямо сразу в канаву и уехал. Но потихонечку освоился, понял специфику езды и на второй день уже довольно уверенно штурмовал окрестные холмы. И все же с одного из них, как я не крутил рулем, но меня все же неумолимо потащило прямо в озеро. Ну, думаю, пропал. Лечу по кочкам вниз: наши машины имеют такую интересную особенность, как полное отсутствие тормозов. Не то, чтобы их в принципе не было - просто Иван посчитал, что они не слишком нужны, и, дабы не усложнять конструкцию, взял и тормоза демонтировал. Так вот: сыплюсь я, как старая шуба (по выражению Ивана), с горы и бах! - ледяные брызги обдают меня с ног до головы - со всей дури впарываюсь в воду! Но каракат всплывает! Оказывается, огромные колеса создают достаточный запас плавучести. Вот это, действительно, техника! И едет без всякой дороги, и плавает - чего еще желать на болоте! Осторожно подгазовываю - так, чтобы сплошной белый водяной шлейф от вращающихся задних колес не накрыл меня с головой, но, главное, чтобы не залить свечу - медленно плыву вдоль берега в поисках хорошего выезда. И в душе растет уверенность, что уж в этот, третий, раз я обязательно доберусь до Рдейского монастыря на технике!
Наконец, настало время отъезда. Один каракат слегка разбираем (снимаем колеса) и загружаем в чрево микроавтобусика ГАЗель, четырехколесник закатываем на прицеп. У самого четырехколесника тоже есть прицеп на таких же, как и он сам, огромных колесах. Снимаем и их, спускаем, прицеп водружаем сверху. Получился слоеный пирог: автомобильный прицеп, каракат, прицеп к каракату. ГАЗель слегка приседает на заднюю ось, но смотрится по-боевому!
От поселка Свапуще на восточной оконечности озера Селигер отходит дорога к истоку великой Волги. Но сейчас нам не туда. Мы сворачиваем на предыдущем перекрестке. Асфальт кончается, песчаная дорога ведет на северо-восток. Селигер остается позади, грунтовка становится все уже, все больше луж и глубоких ям - верный признак, что близко граница области. Деревня Рвеницы - последняя в Тверской губернии. Слева мелькает большая, квадратная в плане изба с покосившейся вывеской: "Клуб". Несмотря на день, в клубе горит свет. Что уж там за мероприятие!? Вероятнее всего, что просто квасят (в смысле, поддают), хотя, может быть, и вправду проходит какое-нибудь серьезное собрание. Кто знает!? Проезжаем деревни, поселки; редкие прохожие с любопытством провожают глазами наш нагруженный экипаж, мальчишки что-то кричат нам вслед... Везде течет жизнь, у каждого своя...
В поселке Молвотицы выезжаем на шоссе Р-50, идущее с Ленинградской трассы через Демянск на Холм. Асфальт. Дорога исключительной красоты. Особенно сейчас - осенью. Разноцветный лес - березы, сосны, осины, ели; открывающиеся за очередным поворотом далекие прозрачные поля с пожухшими грязно-рыжими травами; разбросанные вдоль дороги полузаброшенные деревеньки с заколоченными покосившимися избами - все это такое русское, милое сердцу! Приятно здесь ехать не спеша! А мы и не торопимся никуда. Посматриваем по сторонам, созерцаем осеннюю природу, радуемся, что поехали именно сейчас, в октябре, когда так красиво кругом.
После райцентра Марево еще несколько километров асфальта, и за большой, не на один километр вытянувшейся вдоль дороги деревней Велилы - снова грунтовка. Я все так же с великим удовольствием смотрю на окружающие пейзажи, а Ивану - он за рулем - приходится сосредоточиться на дороге. Но вскоре - снова асфальт. Теперь уже до самого Холма - ближайшего к болотам городка, где мы планируем разместить базу нашей экспедиции.
Как-то неэпично и нелепо звучит первое упоминание о Холме в Новгородской летописи 1144-го года: "Погоре Холм весь". И все - биография города пошла наперекосяк: его захватывали то злобные литовцы, то шведы, то поляки, а в ХХ веке - немцы. И каждый раз жгли постройки, грабили, разгоняли с насиженных мест население. Всю эту информацию о городе мы почерпнули в краеведческом музее. Директор музея Елизавета Семенова встретила нас очень любезно, рассказала о прошлом города, поведала о дне сегодняшнем. С бережностью показала нам материалы, связанные со Второй мировой. Вообще, к войне у холмичей отношение особое. Бои тут были ожесточенные. И именно на болотах скрывались партизаны, немцы нещадно бомбили с воздуха нынешнюю глушь. До недавнего времени поисковики находили на болотах сбитые немецкие самолеты. Быть может, где-то их останки покоятся нетронутыми и сейчас. А вот Рдейская обитель во время войны не была уничтожена. Даже непонятно почему: единственный на десятки километров крупный объект. Монастырь в те годы был уже не действующим, и в нем вполне могли укрываться партизаны. Но, тем не менее, храм уцелел.
Нынешнему застою (а, может, наоборот - город следует объявить заповедником захолустья) Холм обязан отсутствию железной дороги, хотя в конце 80-х собирались провести ветку от Новгорода. Обманули холмичей и с газификацией - около домов возвышаются горы дров. Когда-то работала "оборонка" с цехом ширпотреба, где из эпоксидки делали искусственный янтарь да мармышки. Понятно, после Перестройки все "накрылось". В общем, застой. В местной газете "Маяк" преобладают объявления типа: "продается молодая, хорошая коза, недорого".
В центре - гостиница "Ловать". Длинное двухэтажное деревянное здание поначалу показалось нежилым. Иван потянул на себя входную дверь - та скрипнула и открылась. Очень скромненький холл, в углу небольшой стол, освещаемый настольной лампой. Дежурная поднялась нам навстречу. Последовало быстрое оформление - и вот уже, позвякивая ключом от номера, с гостиничным полотенцем через плечо я поднимаюсь на второй этаж. Наш номер - единственный "оккупированный" на всем этаже. Не бог весть какая гостиница, но тихая, теплая и уютная. Рано укладываемся - завтра ожидается бурный день.
На утро к гостинице подкатывает КАМАЗ. Над бортами открытого кузова возвышается чудо техники - фирменный каракат Ижевского мотозавода "Самсон". Проезжающие мимо машины притормаживают, на тротуаре останавливаются мужики, чешут в затылках - такого тут еще не видели. Инженер завода Владимир Красноперов и испытатель Владимир Баранов жмут нам руки, бросая на "Самсон" гордые взгляды, рассказывают нам о своем детище. Ну что ж, посмотрим каков "Самсон" в действии.
Наша кавалькада - КАМАЗ и ГАЗель с прицепом - движется по Холму. Переезжаем высокий мост через Ловать - говорят, в советское время он считался уникальным, т.к. был построен при помощи вертолета - и ненадолго заскакиваем в управление Рдейского заповедника. Директор Владимир Кроликов нас уже ждет: слух о нашем появлении в Холме моментально распространился по всему небольшому городу. Мы расспрашиваем сотрудников заповедника о болотах, о монастыре; нас просят рассказать о нашей технике. Мужики, обступившие наши машины, единодушны: до цели нам, скорее всего, не добраться. Лето было сухое, и воды на болотах мало - на таких огромных колесах машины, конечно, пойдут. Но не в этом проблема. Болота сильно горели, и вместо низких сосенок теперь торчат среди кочек обгорелые пеньки, острые как иглы. "Все шины поколете, не доедете",- говорят нам мужики. Их слова нас пугают, но отступать мы не намерены.
Выезжаем на шоссе Великие Луки - Старая Русса. Километров через пять приезжаем в деревню Чекуново. Отсюда вглубь болот уходит бывшая узкоколейка. Бывшая, потому что рельсы с дороги давно сняли, и там, где раньше ходили маленькие симпатичные вагончики (останки их еще догнивают в Чекунове), теперь ходят машины. Полноприводные МАЗы-тягачи таскают прицепы с лесом. Сейчас, осенью, дорога раскисла под дождями, но для каракатов сложностей не представляет. Вначале мы думали стартовать на штурм болот как раз из Чекуново, но потом решили проехать дальше.
В деревне Каменка собираем технику. Отсюда до монастыря значительно ближе, чем от Чекуново. Но почти весь путь проходит прямо по болоту. Как только выезжаем на него - сразу видим монастырь! И к нему, прямой, как натянутая струна, тянется зимник. Он хорошо заметен на болоте. Кругом кочки, редкие чахлые сосенки - все одинаково, а на зимнике кочек нет, колеса утопают в сочной высокой траве. Но еще в деревне говорили нам, что по зимнику ехать не стоит. И в подтверждение их слов перед нами появляются воткнутые крест-накрест колья. На болоте это верный знак, что ехать дальше опасно. Пешая разведка показала, что это действительно так. Начинается топь! Идешь по зимнику, и вроде все нормально, но вдруг остановишься, повинуясь внезапному необъяснимому импульсу, и чувствуешь, как продолжает раскачиваться под тобой травяной ковер. Открытой воды не видно, но от этого как-то еще более жутко на душе: вроде земля кругом, но ты не ощущаешь ее твердость под ногами.
Не мешкая, возвращаемся немного назад. Осматриваемся и замечаем среди кочек следы наших предшественников. Местные умельцы в этих краях тоже строят каракаты: ну, на чем же еще можно проехать на болото? Нам говорили, что ехать надо по следам, но мы их сразу не заметили, загипнотизированные зимником.
Едем по болоту! Да, на обычной колесной технике тут "нечего ловить". Только выехали на болото, и вопрос, который я тайно задавал себе, перестал существовать. Да, на УАЗике тут никогда не проехать. Все четыре колеса немедленно уйдут в мох, в траву - машина беспомощно ляжет на днище. Другое дело наша техника! Огромные колеса перекатываются с кочки на кочку, лишь давя клюкву. Иногда попадаются мшистые топкие участки, и тогда надо газовать, а то можно и застрять. Но таких мест немного, и гораздо большую опасность для нас представляют торчащие среди травы острые пеньки и сучки (помните предупреждения местных). Мы лавируем между ними, и все же иногда нет-нет да чувствуешь резкий глухой удар в камеру. С ужасом смотришь на подпрыгнувшее колесо - вроде пронесло: не спускает. Продвигаемся довольно быстро. Пару раз путь перегораживают мелиоративные канавы. Их отличие от многочисленных ручейков - большая глубина и отвесные берега. Но для каракатов они преодолимы, только "Самсон" пару раз встает, как норовистый конь, на дыбы.Мы преодолели болото! Все ближе высокий лес, и уже видно сквозь голые ветви берез и осин контуры Храма. Последние метры по болоту, и мы выезжаем на заросшую аллею. Толстые стволы деревьев подступают вплотную, ветви смыкаются между собой наверху, закрывая небо, кустарник и мелколесье хлещут по лицу. И все же по прямолинейности дороги, по ее приподнятости над окружающим ландшафтом видно, что это главная монастырская аллея, ведущая к въездным вратам. Раньше брели здесь прихожане и усталые путники. Давно ли это было?..
Рдейский мужской монастырь был основан во второй половине XVII века. В 1710 году был возведен двухэтажный каменный храм Успения Богородицы. А уже через полвека за пустынью числилось 122 крестьянских души да пахотной земли 76 десятин. К храму среди болот тянулись из многочисленных окрестных деревень. Расти да развиваться бы обители, но грянул известный Екатерининский указ, по которому многие русские монастыри были упразднены. В 1780 году Успенский храм был обращен в обычную приходскую церковь. Минуло сто лет. За это время приход в Успенской церкви был сначала закрыт, потом на щедрые пожертвования богатого московского купца А.Н. Мамонтова его открыли вновь. А в 1887 году возродился и монастырь. Но стал он не мужским, как при своем основании, а женским. Были отстроены два монашеских корпуса (деревянный - 2-х этажный и полукаменный - 3-х этажный), два погреба, сарай для дров, конюшня, каретный двор, амбар для хлеба, баня с прачечной и т.д. Также была сооружена каменная ограда, а над святыми вратами выстроена колокольня. В конце XIX века монашеская община была переименована в Рдейскую общежительную пустынь. Монастырь, что называется, пошел в гору, и встал вопрос о строительстве нового каменного храма на 750 человек. И уже в 1897 году старый собор разобрали, несмотря на решение Императорского Археологического общества, которое при оценке состояния церкви Успения, пришло к заключению, что храм надо сохранить. Строительство нового собора шло четыре года, и в 1902 году храм был освящен. Автор проекта - академик архитектуры Г.И. Каминский, архитектор - Борютин, уникальный мраморный иконостас был исполнен московским мастером Захаровым. Но недолго просуществовал монастырь. Он был закрыт, разогнан в 1932 году. И с тех пор идет его разграбление и разрушение.
Все еще стоит на полуострове Рдейского озера Успенский собор. Когда-то он был весь белоснежный, но штукатурка почти вся осыпалась, и теперь из земли поднимаются стены из красного кирпича. Кирпичная же монастырская ограда почти вся развалилась, местами на ней растут деревья. Корни, словно змеи, ползут среди камней. От монастырских построек остались лишь контуры фундаментов. Размеры храма поражают! Как в такой глуши смогли построить такой огромный пятиглавый собор! Как привезли сюда сотни тонн кирпича? В подвальных помещениях обнаруживаем останки отопительной системы. Проржавевшие трубы уходят наверх, в главный зал. Высокие сводчатые окна с узорными коваными решетками пропускают внутрь достаточно света. Видно, что еще сохранился мраморный иконостас, хотя многие фрагменты его уже утрачены. С теряющегося в вышине потолка центрального купола свисает длинная кованая цепь с крюком на конце. Когда-то висела на ней огромная люстра, монахини зажигали по вечерам сотни свечей на ней, и тогда зала слабо освещалась неровным желтым светом. Со стен смотрели на молящихся лики святых. Сейчас, к сожалению, фрески исчезли. Но в некоторых местах еще можно разглядеть голубые и зеленые краски. Скрипит битый кирпич под ногами, через пустые окна в барабане купола внутрь залетает мокрый осенний снег…
Неподалеку от бывшего монастыря, на берегу озера устраиваем ночевку. Здесь кончается дорога: видны следы разворота ГТС. На этой гусеничной машине мужики из Чекуновского леспромхоза ездят сюда на рыбалку. Мы тоже поставили сетку, но ничего не поймали. Еще хорошо, что не потеряли снасть: под вечер стало так подмораживать - мы опасались, как бы сетка не вмерзла в припай у берега. Обошлось. В зарослях на берегу нашли алюминиевую лодку, но без весел, так что поплавать не удалось. Всю ночь по палатке то стучал мелкий дождь, то шуршал плавный снег. Наутро на черных шинах каракатов, на опавшей листве, на камышах у берега - всюду лежал слабый снежок. Потом стало отпускать, мир вокруг приобрел привычные осенние краски.
Обратно мы решили возвращаться другим путем. Опять выезжаем на болото, но берем не левее зимника, а правее, ближе к озеру. С первой попытки найти нужную дорогу нам не удается: мы выезжаем к озеру, и здесь дорога обрывается. На берегу мокнет под дождем небольшой шалаш из... железа. Кто-то привез сюда здоровые толстые стальные листы, кое-как согнул их и сделал укрытие. Рыбаки ли это были, охотники ли? С уверенностью можно сказать одно: это были люди, которым наплевать на Природу. Вся местность кругом разворочена, растерзана гусеницами. Прямо через редкий сосновый лес на болоте тянется сюда "дорога". Видно, что гусеничная машина прошла здесь только один раз, но какой шрам остался на болоте! Повалены, выдраны с корнем деревья, вспорот мох. Как кровь, по краям колеи краснеет на кочках налившаяся соком клюква. С озера внезапно налетает ветер, лица сечет крупный снег с дождем. Один из каракатов почему-то никак не заводится. Кажется, Болото хочет отомстить людям за причиненную боль. Наконец, техника заводится, и мы уезжаем отсюда.
Снова выбираемся на зимник, едем по нему медленно, чтобы не прозевать дорогу на Высокое, которая должна ответвляться вправо. Но мы все дальше уезжаем от озера, а искомая дорога, по идее, проходит где-то по берегу. Да, похоже, придется возвращаться старым путем. Погода портится, небо сереет, по всему чувствуется, что скоро пойдет дождь, а то и снег. Впереди на зимнике опять появляются воткнутые крест-накрест палки. Разворачиваемся. Теперь уже ищем дорогу, по которой приехали сюда. Это тоже не просто: вроде находим следы колес на траве, поворачиваем, но скоро выясняется, что мы тут не ехали. Разворачиваться еще раз неохота - должны и эти следы привести в Каменку.
Несмотря на утренний снег, сегодня теплее, чем вчера. Болото отпустило - каракаты местами идут тяжело. Четырехколесник Ивана перегревается, таща прицеп. Перецепляем последний к "Самсону". Ему, кажется, все нипочем. Все также легко Володя уносится от меня с Иваном вперед. Зверь - машина! Разведывая переправу через ручей, натыкаемся на свои следы. Вон, в тридцати метрах слева, бревно, которое мы кинули, когда ехали сюда. Переправляемся и оказываемся на знакомой дороге. Все, теперь путь известен. Если все будет нормально, то совсем скоро мы будем в Каменке. Почему-то страх проколоть шины исчез совсем - кто знает, может быть, мы за это поплатимся. Пьем горячий чай из термосов, сосем шоколад, посматриваем на подернутые сырой пеленой уже далекие контуры Рдейской обители. Вернемся ли еще когда-нибудь в эти края?
Проходит еще час, и мы останавливаемся, жмем друг другу руки: болото осталось позади! Несмотря на скептицизм местных, мы победили болото!
Наконец-то я добрался до монастыря не на своих двоих, а на технике. Пусть не на УАЗике, но на колесах! Катя к Каменке, я уже мысленно подсчитывал свои финансы: в будущем надо будет покупать каракат. Или такой вот "Самсон", или что-то, сделанное на мотозаводе в Коврове, или что-нибудь самодельное. Прицеп для своего УАЗика я найду... Загрузил каракат - и вперед на штурм неизведанных мест!
К вечеру мы снова в знакомой гостинице в Холме. Последняя ночь вместе. Завтра ижевчане вместе с "Самсоном" отправятся домой. Мы с Иваном сначала поедем опять на Селигер - наши каракаты зимуют там, а уже потом - в Москву.
Что сказать в заключение? Моя третья экспедиция к бывшему Рдейскому монастырю завершилась успешно. Перечитывая только что написанный текст перед тем, как нажатием кнопки на клавиатуре компьютера отправить его на страницы интернета, я будто снова погрузился в атмосферу болота. Помните, в самом начале своего рассказа я писал о некоем таинственном духе, витающем у стен монастыря. Видимо, чары Рдейской пустыни даже на расстоянии действенны - меня опять тянет в те края. Не знаю, смогу ли я противостоять неведомому рдейскому духу - быть может, будет еще и четвертая экспедиция. Поживем - увидим...
Источник: http://www.carsmedia.ru/lez/76.php3