При свете ночных фонарей
В книге Вячеслава Котова «Холм на Ловати и его земля», изданной в Пскове в 2004 году, в главе «Хронологический указатель основных событий, связанных с историей Холма и уезда» указывается, что в 1863 году в Холме были установлены керосиновые фонари для освещения улиц. О том, что в 1863 году на улицах нашего города были установлены керосинокалильные фонари, пишет Виктор Антонов в книге «Холм», изданной Лениздатом в 1984 году. Должен заметить, что автором допущена неточность. Керосинокалильные фонари были изобретены в 1901 году. А в 1863 году существовали керосиновые фонари. Разница в том, что источником света в керосиновом фонаре было пламя от горения фитиля, пропитанного керосином, а в керосинокалильном – свечение накалённого пламенем от сжигания керосина твёрдого вещества.
Сведений о количестве установленных на улицах Холма керосиновых фонарей, я не нашёл. Но в книге Н.В. Затейщикова – Второго «Город Холм Псковской губернии и его уезд», изданной в 1891 году, среди расходов городской казны на 1890 год значатся расходы на освещение города в сумме 165 рублей 20 копеек. Много это или мало, судить не берусь. Для сравнения приведу данные из этого же статистического отчёта, согласно которым на содержание городского врача и прочего медицинского персонала и расходы по санитарной части на 1890 год составили 66 рублей 50 копеек.
В 1904 году в Холме насчитывалось 77 керосиновых фонарей. Эти данные приводит старший научный сотрудник центрального государственного исторического архива СССР З. Кудрявцева в статье, опубликованной в газете «Маяк» 23 июня 1977 года. В то время в городе насчитывалась 41 улица. Простой арифметический подсчёт показывает, что на улицу нашего города в начале XX века в среднем приходилось 1,8 керосинового фонаря. Теперь нетрудно представить как выглядел ночной Холм того времени. Булыжные мостовые и деревянные тротуары на центральных улицах и мерцающий тусклый свет редких керосиновых фонарей.
В 1910 году на перекрёстке бывших Ильинской и Троицкой улиц перед Соборной площадью был установлен первый и единственный газовый фонарь для уличного освещения. Сейчас это место – перекрёсток улиц Октябрьской и Советской перед площадью Победы.
Керосиновые фонари освещали улицы Холма на протяжении 64 лет. Только в 1927 году им на смену пришло электрическое освещение. Вот как описывает это событие холмичка Евгения Гусева в своих воспоминаниях: «Десятую годовщину Октябрьской революции город встречал открытием Холмской электростанции. Это был грандиозный праздник: в дома шло невиданное электричество, на улицах была устроена иллюминация, фейерверк. Мы, к несчастью, болели с сестрёнкой корью и не видели этого торжества. Но выздоровевший уже брат летал на улицу и приносил нам свои свежие впечатления.
Для холмичей началась новая жизнь. Электростанция работала на дровах, их экономили. Поэтому свет зажигался, когда начинало темнеть, и выключался в 24 часа. Главную улицу осветили электролампами вместо прежних керосиновых фонарей. Мы сидели теперь вечерами не у коптящих и чадящих семилинейных керосиновых ламп, а около мягко разливающих свет по комнате электроламп».
От локомобиля до единой энергосистемы
После Великой Отечественной войны наш город возрождался заново. К началу 1950 годов была восстановлена электростанция. Как вспоминает бывший старший мастер Холмской электростанции, 87-летний пенсионер Иван Петров, тогда электроэнергию для нужд города вырабатывали два локомобиля по 50 киловатт каждый. Локомобиль – это передвижная паровая машина с генератором. Топливом для её котла служили дрова. Движки запускались с наступлением вечерних сумерек и работали до полуночи. В 24 часа электростанция останавливалась.
Маломощные агрегаты не могли обеспечивать энергией городские нужды. На предприятиях и в некоторых организациях были свои дизельные двигатели, вырабатывающие электричество для производства. Электростанция подчинялась горкомхозу и давала ток для освещения квартир и улиц. При этом использовались обыкновенные лампы накаливания.
Я из своего детства помню, что у нас дома в пятидесятых и первой половине шестидесятых годов не было розеток. О существовании электробытовых приборов мы знали по газетам, журналам и кинофильмам. Простые лампочки светились в полнакала, с регулярными перебоями. В обиходе сохранялись керосиновые лампы, фонари и примусы.
11 марта 1954 года районная газета «Колхозный путь» писала: «Когда была восстановлена городская электростанция, жители города радовались: снова по проводам осветительной линии побежит электрический ток и яркие электрические огни осветят городские улицы и квартиры.
Но преждевременными оказались эти радости. Сдана в эксплуатацию электростанция, контора горкомхоза регулярно выписывает и предъявляет счета за пользование электроэнергией. Но... когда приходит вечер, когда нужно зажигать свет, жители города по-прежнему готовят керосиновые лампы».
Положение несколько поправилось в январе 1959 года. Тогда на электростанции прошла, как бы сейчас сказали, модернизация. На смену старым локомобилям установили два Чехословацких дизельных агрегата «Шкода» на 400 и 100 киловатт. Энерговооружённость городского хозяйства сразу увеличилась в пять раз. Однако, как вспоминает Иван Петрович Петров, на освещённость городских улиц это повлияло мало. На деревянные столбы вешали жестяные отражатели, напоминающие шляпу, в которые ввинчивали обыкновенные лампочки накаливания. Дождь, снег и ветер часто служили причиной замыкания, лампочки перегорали. Электромонтёры забирались на столбы с помощью верёвок и «когтей». Лампочки меняли часто, но за непогодой не успевали. Фонари освещали тусклым жёлтым светом незначительную площадь под отражателем, которую электромонтёры между собой именовали «световым пятном».
Стабильно освещались центральные улицы, а на окраинах стояли темень и грязь непролазная. Сам председатель горсовета указывал, на какой столб поставить новый фонарь, куда ввинтить новую лампочку.
1 мая 1964 года у холмичей был двойной праздник. В День Международной солидарности трудящихся городских потребителей электроэнергии подключили к Волховской ГЭС, которая входила в единую энергосистему страны. С этого момента у жителей города появилась возможность пользоваться бытовыми электроприборами, линии электропередач шагнули по району, и электричество стало доступным и сельским жителям.
Были настоящими мастерами
С 1 мая 1964 года Иван Петров был переведён с должности старшего мастера электростанции на должность старшего мастера электросети. Электростанцию закрыли за ненадобностью. И сейчас он вспоминает своих товарищей. И особенно Алексея Алексеевича Захарова. Электромонтёр от Бога. Недаром холмичи уважительно звали его «Лёша-инженер». Бывший фронтовик-танкист родился и всю жизнь прожил в Холме. Сидел за одной партой с Василием Челпановым, который в первый же год войны стал Героем Советского Союза. Алексей вернулся с фронта офицером и специалистом по электромеханике. В 1951 году восстанавливал Холмскую электростанцию и до конца своих дней проработал в городской электросети. Сейчас бы Алексею Алексеевичу исполнилось 95 лет.
О своём отце рассказал его сын Геннадий, который сейчас живёт в Москве. А после окончания Холмской средней школы в 1970 году и до призыва в армию вместе с отцом трудился в Холмской горэлектросети.
Электромонтёры тогда каждую ночь по графику дежурили на телефоне, в постоянной готовности выйти на устранение неполадок на линии. До 1968 года включение и выключение фонарей уличного освещения проводилось вручную. А в тот год Алексей Захаров самостоятельно сконструировал и изготовил автоматическое устройство для отключения уличного освещения в городе в дневное время. Об этом писала районная газета «Маяк» 21 декабря 1968 года.
К концу шестидесятых годов в горсети появилась первая автовышка. Пояса с верёвками и «когти» ушли в прошлое. Да и по бетонным столбам, которые стали устанавливать на смену деревянным, на «когтях» уже не полазаешь. Тогда, как вспоминает Геннадий Алексеевич, уличное освещение обслуживали Валерий Ковылов, Леонид Голубев, Анатолий Челпанов, Пётр Киселёв и другие.
- В 1970 году лично мне удалось участвовать в историческом для Холма событии, - замечает Геннадий Захаров. – Вместе с отцом и другими товарищами монтировал новые уличные фонари на подъезде к мосту через Ловать с улицы Горького. Это были четыре фонаря с электронными лампами. Их называли лампы дневного света.
Эти четыре светильника вызывали настоящий фурор. Участок, где они разливали мощный и ровный матово-голубой свет в отличие от жёлтых «световых пятен» под фонарями с лампочками накаливания, превратился в место ночных свиданий и прогулок. Уже тогда фонари в городе светили всю ночь. Потом новые светильники установили на аллеях бульвара и городского парка, на улицах и площади. Через пару лет фонари с лампами накаливания были повсеместно заменены.
После службы в армии Геннадий Захаров окончил институт физкультуры, стал мастером спорта по лёгкой атлетике, занимался спортом и тренерской работой.
Сейчас в Холме каждую ночь горят 398 фонарей. В среднем на каждую городскую улицу приходится до 8 фонарей.
Анатолий ПИМАНОВ
Фото из архивов редакции и Геннадия ЗАХАРОВА
(Опубликовано в газете "МАЯК". Сентябрь 2013)
Фрагмент почтовой открытки 1914 года с видом центра города Холма.
На переднем плане столб с газовым фонарём для уличного освещения
****************
Алексей Захаров (четвёртый слева) на автовышке.
Слева и справа от него Анатолий Челпанов и Пётр Киселёв,
а внизу – Леонид Голубев (фото 1960 годов)
****************
Геннадий Захаров – член судейской бригады
на Московском чемпионате мира 2013 года по лёгкой атлетике
****************