Суббота
20.04.2024
13:20
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
ПОСЕЩЕНИЕ ВЕЛИКИМ ДРАМАТУРГОМ <br><br> А. Н. ОСТРОВСКИМ г. ХОЛМА. »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа


    ПОСЕЩЕНИЕ ВЕЛИКИМ ДРАМАТУРГОМ

    А. Н. ОСТРОВСКИМ г. ХОЛМА.


    15 мая 1856 года в своём дневнике А. Н. Островский писал: «Ходил по городу, который на редкость красиво расположен на холмах рек Ловать и Куния. Красота выше всяких похвал. Сегодня был в школе, познакомился с учителями, беседовал с гражданами всех сословий. Что особенно мне понравилось, костюмы местных женщин, народные гуляния на Ловатском бульваре, песни и поэтические сказания местных жителей».

    Да, как был прав великий драматург. Пройдите и сейчас по берегам Ловати да Куньи. Как много они оставляют невыразимого впечатления на сердце, как невольно переносят мысли к улетевшим векам седой древности. Здесь, на этих берегах, каждый шаг или ознаменован событиями настоящего, или далекого прошлого. Эти берега обильно политы потом и кровью холмичей в борьбе с интервентами.

    Красив наш край. Здесь жили наши предки, создавали свою самобытную красоту, свою культуру, которая так понравилась великому драматургу в виде песен и сказаний холмичей.

    Что влекло великого драматурга в наш край, столь отдалённый от культурных центров тогдашней России? Это народный быт.

    Древнейшие документальные свидетельства относятся к ХI столетию, которые упоминают в летописях народные веселья и потехи, обряды и народные игры.

    Первое место в ряду праздников как в Холме, так и уезде занимали святки.

    Святочные обряды и игры выделялись и развивались как народное зрелище, как прообраз будущего театра.

    Подобные же игры приурачиваются и к масленице, празднование которой представляет много общего со святками.

    Особое место среди народных обрядов и игр по своему богатству драматического содержания занимала свадьба, которая разыгрывалась под руководством опытных, бывалых людей. Поэтому в народе и поныне сохранилось ИГРАТЬ СВАДЬБУ. Она в разных местностях проходила по-разному, но всегда заключала в себе элементы инсценировки, проходящей в определённой последовательности.

    В 1648 г. в царской грамоте говорилось «не подобает християнам в пирах и на свадьбах бесовских игр играти, аще ли то не брак наречётся, но идола служение иже суть: плясьба, гоудьба, песни бесовские, сопели, боубни и вся жертва идольская».

    Духовенство, а также руководители местной власти, как в губерниях, а также и в уездах в продолжение всего древнего и среднего периода постоянно относились отрицательно ко всякому проявлению народного веселья, фантазии, поэтического творчества, строго осуждая его, как поганство, язычество, как служение дьяволу.

    Несмотря на многовековое преследование «бесовских игрищ», они всё-таки уцелели в силу присущей народу живучести, хотя развитие их было до предела трудным.

    Для того, чтобы добыть жемчужину, нужно погрузиться в глубину моря, чтобы добыть уголь, руду, нефть, золото – нужно проникнуть в глубь земли, чтобы узнать больше народной мудрости – надо изучить быт народа. Народ живёт не только экономическими потребностями, но и духовными, своей моралью, своими жизненными укладами. Поэтому великий драматург А. Н. Островский в 1856-58 годах пытается исследовать, осветить тёмный угол мало исследованного народного быта.

    Он едет по самым глухим и захолустным местам – Псковской и Новгородской губерниям – и погружается в глубину народной жизни, чтобы лучше узнать народное самобытное творчество. И он достиг этой цели, о чём свидетельствуют пьесы великого драматурга, десятки лет не сходящие со сцены театров, ибо в них – сама народная жизнь.

    З. ЛАВРЕНТЬЕВ,
    действительный член
    географического общества СССР
    по исторической географии.

    (Опубликовано в газете «Маяк». Январь 1975 г.)