(Из книги Н. В. Затейщикова-Второго. 1883-1890 г.): »ПРОДОЛЖЕНИЕ (ПОГОСТ МЕДОВО)
Сгоревший монастырский храм имеет тесную связь с историею города Холма, и потому считаю нужным ознакомить несколько читающую публику с историей последнего...Кроме икон, от прежняго монастырскаго храма древностей сохранилось весьма немного. Более прочих замечателен осьмиконечный (грубой, неровной работы) деревянный, липовый крест, который имеет следующую надпись: «Ц.С.I. Х. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Освятися сей жертвенник города Холма в церкви Сошествия св. Духа благословением епископа великаго града Пскова, при управлении государя и великаго князя всея великия и малыя и белыя русски самодержца Федор Алексеевич и великом болярине князе великом Петре Алексеевиче и великой княжне Софии Алексеевны 1657 года в день сентября 20 св. великомученика Евстафия и мученика великаго князя Михаила и болярина ево Федора Черниговских Чудотворцев».
По многим преданиям, город Холм был очень обширным и заключал в себе нынешний погост Медово, Ильинскую, Клинскую (прежде Никольскую) и Татиловскую часть, и потому нет сомнения, что Медовская церковь во имя Св. Троицы и Сошествия Св. Духа была городскою. Это подтверждается и историческими документами. Привожу следующия квитанции в платеже оброчных денег:
I. «1733 году июня в день, по указу ея императорскаго величества и поданным из Новгородской губернской канцелярии окладным и доимочным книгам принято в казну ея императорскаго величества на прошлые 730, 731 и 732, и на нынешний 733 годы деревской пятины, Холмскаго погоста помещика Федора Степанова сына Карцова Троицы Живоначальныя да Илии Пророка с церковной земли оброку на год по рублю пятнадцати копеек с четвертью, всего четыре рубли шестьдесят одна копейка. Платил оныя деньги Холмитянин посадский человек Максим Емельянов, в том ему квитанция дана. Комисар Иван Аничков».
II. Квитанция. По указу ея императорскаго величества, принято в казну канцелярских доходов Новгородскаго уезда, Деревской пятины, на посад в Холму, за Холмитянами, посадскими людьми, Михаилом Петровым с товарищи, пустошь Масловка на реке Масловке, пустошь Верховская Ореховская тож, оброку одиннадцать копеек с половиной, на расход одна четверть, за Холмскими же посадскими людьми за Максимом да за Ульяном Петровым пустошь Хялово на реке на Ловати, оброку двадцать пять копеек, на расход четверть. На Федоре Степанове сыне Карцова, что ныне во владении за Холмскими же посадскими людьми, на посаде Троицы Живоначальныя да Илии Пророка с церковной земли оброку один рубль пятнадцать копеек с четвертью, на расход три четверти, на нынешний 748 год. Платил те деньги того же Холму посадский человек Агафон Алексеев, в том ему сия квитанция дана. Марта 29 дня 1748 года. Ераст Карцов.
Приведенныя квитанции, выданныя из торопецкой воеводской канцелярии, ведение коей (по ближайшей инстанции) принадлежал Холмский посад, который в указах и грамотах именуется различно: весью (1144 г. Новг. Лет.), Холмским погостом (при Иоанне III), городом (при Иоанне IV и Алексее Мих.), посадом (до Екатерины II) и 1777 г. назначен городом по именному повелению.
На месте сгоревшаго храма в 1798 г. усердием прихожан и секунд-майора Александра Глебовича Подчерткова была воздвигнута новая небольшая церковь во имя св. Троицы и Покрова Богоматери. В недалеком прошлом, начиная с 1876 года, к храму пристроено еще два придела: во имя Богоматери Скоропослушницы и св. Дмитрия Селунскаго. Вообще, с 1869 года, благодаря усердию попечителя храма Н.Т. Горскаго, хорам начал принимать подобающее святыне благолепие: так, по разрешении епархиального начальства, была надстроена прежняя одноярусная колокольня; в настоящем храме во имя Св. Троицы сооружен новый, прекрасный иконостас стоимостью минимум в 6,000 р.с.
По средствам Медовский храм следует отнести к разряду бедных. Земли церковной числится там до 60 десятин, из которой удобной весьма мало; числится за священно-служителями. При возникновении своем, он исключительно обязан во всем своему незабвенному благотворителю Александру Глебовичу, личность котораго в памяти храма окружена ореолом святости, беспредельной доброты и подвигов веры. Монастырь был обязан своими средствами его отцу, Глебу Васильевичу; храм же исключительно достойному преемнику, сыну. Нужна была крепкая вера, железная воля, чтобы приняться за созидание св. храма, при отсутствии средств у прихожан. Первую жертву, положенную на алтарь любви к Богу, сделал сам Александр Глебович; с полным усердием он предложил капитал на обеспечение самостоятельнаго причта, котором бы совершалось в храме богослужение: приобрел колокола, утварь, уделил эти 60 дес. земли из своих владений и пр. Постройка новаго храма не давала покоя Александру Глебовичу. Не буду описывать всех затруднений, всех подводных камней, всех терний, которые выпали на долю неутомимаго, незабвеннаго строителя. Не буду описывать и тех отрадных явлений людскаго участия, доброты, неоднократнаго и чудеснаго проявления Божьего Промысла, что вели усердных строителей храма на их трудном пути и после долгих годов привели, наконец, к блестящему окончанию. Их слишком много было: и горьких неудач, разочарований и этих ярких лучей земной и небесной благодати. Храм строился несколько лет и наконец в 1798 г. последовало его торжественное освящение.
Чем ближе вы подходите к храму, тем более поражаетесь его величием. Теперь среди развалин селения, правда, он сиротливо, грустно напоминает свое прошлое и только пророчествует о будущих зачатках заселения своих богомольцев-погорельцев.
Архитектура здания чиста русская, с оттенками византийскаго стиля. Глава, увенчивающая купол, значительнаго объема, изображает собою и архиерейскую митру и царскую корону. В этом опять идея принадлежности этих обеих корон Глав церкви – Царю Христу. Внутренность храма не уступает своей внешности. Формы сводов, серьезность общаго впечатления напоминают первыя церкви во времена распространения христианства, средина, высокоподымающаяся соответственно главному куполу и обильно освещенная сверху, напоминает о небе. Туда, в эту ярко освещенную высь, невольно подымаются глаза, и все существо стремится из сжатаго и мрачнаго простора остальнаго храма, как стремится душа к небу из тесной земной юдоли. К сожалению, пожар много повредил резьбы и позолоты иконостаса, на исправление которых у храма нет пока никаких средств. Маститый старик, ктитор храма употребляет теперь все усилия к возобновлению истребленного пожаром. Тридцать лет он служил храму, довел его до редкаго благоустройства и теперь опять столько трудов! Не говоря о родственной как бы связи с храмом, связи глубоко, г. Горский связан с ним своим деятельным участием по его возобновлению, дела храма – были его делами; он ездил в разные города за сбором, жертвовал из своего состояния... Да будет вечный мир праху его!
10 июля 1885 г. это селение (до 30 дворов) сделалось жертвою пламени. Храм пострадал весьма значительно и требует неотложных капитальных затрат, а средств церковных, между тем, нет никаких. Нужно надеяться, что Милосердный Господь, молитвами Богоматери и святых своих, даст возможность вновь возобновить св. храм Его, заслуживающий полное внимание наравне с другими отечественными святынями. По любви к благолепию церквей Господних, благотворитель не откажется оказать посильное вспомоществование бедному, пострадавшему храму и если возможно, пригласить к пожертвованию других лиц, известных ему своею благотворительностию и самостоятельностью. Мздодатель Господь, обещавший иметь в виду и чашу студеной воды, поданной во имя Его, конечно, расположить сердце благотворителя к пожертвованию посильной лепты, которая, конечно, будет принята с большею радостью и искреннею благодарностью. Мы должны умолчать здесь о тех возданиях, которыми Господь имеет утешить строителя Божиих храмов; сладость их ощущает самое доброе сердце поборника отечественной церкви.
Всматриваясь глубже в безмолвие уединеннаго, осиротелаго храма, невольно скажешь: дай Господи, для славы честнаго имени Твоего, восстановиться св. храму! А сколько радости, умиления для местных жителей возвестил благовест колокола, призывающий опять в святый храм разрозненных несчастных жертв страшного пожара? Какой божественный свет прольет он на все пределы Холмской веси! Пожелаем от души полнаго и успешнаго устройства Медовскаго храма и будем надеяться на любвеобильное сердце благотворителей, которые не откажутся принести свои посильные жертвы.
В числе святынь Медовскаго храма, бесспорно, заслуживает высокаго благоговения образ Пречистой Богоматери Скоропослушницы, присланный из св. горы Афонской.
По преданиям, существующим вообще о святой Афонской горе, известно, что, все, не только православные, но иноверные, даже не верные не отрицали покровительства на святой Афонской горе Пресвятыя Госпожи Девы Богородицы, а бесчисленные опыты оправдали Ея Божественную любовь. Святая гора, пребывая предметом материнской заботливости Присно-Девы, была во все времена оплотом, убежищем и светочем православия, вертоградом, рассадником, средоточием, училищем православнаго подвижничества. Здесь чудодейственная сила Богоматери неоднократно проявляла Свою любовь к людям частыми исцелениями и помощь.
Как более замечательный, образ Скоропослушницы был особенно чтим как подвижниками, так и богомольцами, тысячами стекавшимися на поклонение Богоматери. Образ Богоматери, по истине, замечателен. В истории Дохиарскаго монастыря, изданной в Бухарест 1843 г., говорится об этой иконе следующее: Вне – перед братскою трапезою, на стене, в незапамятныя времена написан образ Пресвятыя Богородицы. Изображение этой иконы относят ко временам св. Нифонта, жившаго в X в., основателя сей обители. По времени от св. Нифонта до нас протекло до 840 лет. Самый вид иконы оправдывает сказание св. отцов, что она так отдалена от нас своим происхождением и что действительно чудотворна. Первый опыт чудодейственной силы явила она на трапезаре этой обители следующим образом:
Перед сею иконою был проход в трапезу, и трапезарь, по своей должности, чаще других ходил там и нередко с возженною лучиною . Однажды, в 1664 г., трапезарь, по имени Нил, проходя мимо св. иконы с пылающим факелом, услышал от нея следующие слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажженною лучиною и не копти моего образа». Нил сначала испугался человеческаго голоса в необыкновенное время, но потом, относя это к кому нибудь из братии, спокойно удалился в свою келью и по прежнему ходил мимо иконы, имея часто в руках зажженную лучину. Через несколько времени Нил услышал снова следующие слова: «Монах, недостойный этого имени! Долго-ли тебе так безстыдно коптить мой образ?!» И при этих словах несчастный трапезарь ослеп. Скоро узнала братия о сем чуде. День и ночь молился и плакал перед иконою Нил, со слезами искренняго раскаяния, и испрашивал себе исцеления. Богоматерь не презрела молившагося слепца. В один из дней, когда он молился перед св. иконою, вдруг услышал голос: «Нил! Услышана твоя молитва – зрение снова дается твоим очам. Возвести братии, что Я их покров. Пусть они и православные обращаются ко Мне в нуждах и Я не оставлю никого. С этой поры будет именоваться сия Моя Икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений». Вслед за этими словами Нил прозрел. Братия монастыря прилично оградили то место, где находится сия св. икона, с правой стороны устроили прекрасный храм во имя Пресвятыя Богородицы – Скоропослушницы. Св. икона Божественной Скоропослушницы, возсияв, как многосветлая луна, в последния времена совершила безчисленныя чудеса и в городе Холме неоднократно проявляла Свою милость прибегающим к ней с верою, благоговением и сокрушенным сердцем.
Такова история этого замечательного храма, в котором снова, Бог дал, огласилось Его святое имя.
Н.В. Затейщиков-Второй
1886 г.