По
Ловати - до Смоленска
11
июля к правому берегу Ловати причалила необычная лодка. Как выяснилось, судно
под названием «Вольный ветер» - точная копия древнего скандинавского драккара, а его
экипаж - участники международной научно-спортивной экспедиции по водному пути «из
варяг в греки».
Наше общение с добродушным капитаном шведом
Леннартом Видербергом ограничилось крепким рукопожатием. Леннарт не понимает
по-русски, а я не говорю по-английски.
На помощь пришёл руководитель
смоленского спортивно-экспедиционного клуба "Викинг-Нево" Сергей
Сухорученков, который охотно рассказал о многолетней истории освоения древнего
водного пути и экспедиции нынешнего года.
По
пути древних викингов
Международная экспедиция, организаторами
которой помимо смоленского клуба "Викинг-Нево" являются музей шведского
города Нортелье и центр детско-юношеского туризма и парусного спорта города
Новая Ладога, посвящена 1150-летию Российской государственности (2012 год) и
1150-летию Смоленска (2013).
Летом прошлого года по внутренним водным
путям из города Нортелье через Стокгольм, Хельсинки, Выборг, Санкт-Петербург,
по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов экспедиция прибыла в Великий Новгород.
Тогда лодка осталась в древнем городе, чтобы принять участие в праздновании
1150-летия Российской государственности. Год спустя экспедиция продолжилась, 2
июля стартовав от стен Новгородского кремля.
Путешествие планировалось в два этапа:
второй по срокам должен был стартовать 15 июля в Великих Луках. Но 11 числа
шведская лодка ещё была в Холме.
- Этот участок пути самый непростой, -
поясняет Сергей Сухорученков, - по большому счёту за более чем двадцатилетнюю
историю путешествий «из варяг в греки» дальше вашего города по воде никто не
проходил.
Непреодолимым препятствием для
построенных по образу и подобию древних скандинавских и русских судов
становятся речные пороги.
Однако интернациональный экипаж
шведского судна (в его составе мореходы из Финляндии, смоленские ребята и
спортсмены из Ленинградской области) в этом году намерен дойти до Смоленска, повторив
водный маршрут древних викингов. При этом, не используя современных
транспортных средств.
- Если не получится в этом году,
повторим попытку позже, только в другой сезон, когда вода будет выше. Есть
версия даже о зимних волоках, - сообщает Сергей Васильевич.
С
Балтики – в Константинополь
О водном маршруте из Балтийского моря в
Византию подробно рассказывает ещё летописец Нестор в «Повести временных лет»,
называя его путём «из варяг в греки».
Этот путь имел многочисленные
разветвления. В этом году драккар «Вольный ветер» отправился по маршруту:
Великий Новгород, озеро Ильмень, Ловать, Великие Луки, реки Усвяча, Западная
Двина, Каспля, город Демидов, озеро Каспля, реки Удра, Днепр, Смоленск.
- «Викинг – Нево» - единственная в мире
организация, которая уже на протяжении двадцати четырёх лет изучает и осваивает
древний путь, - рассказывает руководитель смоленского клуба.
Первая экспедиция стартовала в июле 1988
года от стен Смоленского Кремля. С тех пор экспедиции проводятся ежегодно.
Смолянами пройдены водные пути от Балтийского до Чёрного моря, более двенадцати
тысяч километров по России, Белоруссии, Украине, Эстонии, Латвии, Литве,
Турции, Финляндии. За заслуги в экспедиционной деятельности клуб «Викинг-Нево»
имеет награды Российского Географического общества и Федерального агентства по
физической культуре и спорту.
- В 2004 году к нашему проекту
подключился Новоладожский центр детско-юношеского туризма и парусного спорта, -
рассказывает Сергей Сухорученков, - а скандинавские мореплаватели путь «из
варяг в греки» осваивают с 1991 года.
Капитан
и корабел
Шведскую лодку, бороздящую тёмные воды
Ловати, построил капитан экипажа Леннарт Видерберг.
- Под его рукводвством построены ещё три
исторических судна 10 века в Смоленске и Санкт-Петербурге, - отмечает Сергей
Васильевич, - Леннарт с чистым сердцем относится к России. Ему удалось
объединить вокруг себя путешественников из Смоленска и Новгой Ладоги. Но, главное,
- он решительно настроен пройти ещё никем не пройденный участок от Великого
Новгорода до Смоленска.
Я поражаюсь отваге мореходов, рискнувших
на лодке, сконструированной в глубокой древности отправиться в такой дальний путь.
А моего собеседника поражает совсем другое – насколько талантливыми были
строители десятого века. Драккар идеально подходит для морских путешествий.
- То есть, если бы лодка была хоть на
миллиметр короче или на сантиметр шире, было бы проблемно на ней ходить в море,
- поясняет исследователь.
Но это не значит, что с «Вольным ветром»
справится любой желающий. Драккар - это всё-таки корабль и предполагает навыки
мореходства, особенно в дальних путешествиях. А ещё нужна недюжая физическая
сила. И только поэтому, а не из-за предрассудков, экипаж корабля – мужской.
- В прошлом году с нами в походе была
одна девушка и достойно выдержала все тяготы путешествия, - вспоминает мой
собеседник, - но это редкий случай. Девчонки в команду не идут.
Места
и люди
Причалившее к нашим берегам судно, и в
древности имело скорее мирные намерения. Оно использовалось для исследования
новых земель и торговли.
В тот день было совсем нетрудно
представить себе походы древних викингов. И не только от аналога древней лодки
веяло историей. Она была во всём – в холщовых рубашках и кожаных башмаках, в
которые были одеты члены экипажа, в предметах, которые они держали в руках.
- Вся одежда пошита из материалов,
которые использовались в средневековье. Например, ткань для рубашек наших ребят
соткана на ткацких станках умельцами смоленщины. К костюмам скандинавов тоже
трудно придраться. И ткань, и красители – натуральные, какими были в те времена,
- рассказывает Сергей Сухорученков.
И это здорово смотрится на водных
просторах новгородчины. В свою очередь, команда искренне восхищается пейзажами
местных берегов и живущими на них людьми, которые в большинстве случаев радушно
встречают путешественников.
Итогом дальнего похода станет подробное
описание былинного пути. Уже есть рабочее название для будущей книги – «Дорогой
тысячелетия». В ней будет всё – история, археология, экология, рассказ о жизни
людей в городах и весях, в которых останавливались путешественники. И ответ на
многолетний вопрос экспедиции – каков он – путь «из варяг в греки». Был ли?
Есть? Или будет?
Елена
АЛЕКСАНДРОВА
Газета
«Маяк», 19 июля 2013 года