Четверг
28.03.2024
18:28
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
По пути из варяг в греки »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа

    По Ловати - до Смоленска

     

    11 июля к правому берегу Ловати причалила необычная лодка. Как выяснилось, судно под названием «Вольный ветер» - точная копия древнего скандинавского драккара, а его экипаж - участники международной научно-спортивной экспедиции по водному пути «из варяг в греки».

     

    Наше общение с добродушным капитаном шведом Леннартом Видербергом ограничилось крепким рукопожатием. Леннарт не понимает по-русски, а я не говорю по-английски.

    На помощь пришёл руководитель смоленского спортивно-экспедиционного клуба "Викинг-Нево" Сергей Сухорученков, который охотно рассказал о многолетней истории освоения древнего водного пути и экспедиции нынешнего года.

    По пути древних викингов

    Международная экспедиция, организаторами которой помимо смоленского клуба "Викинг-Нево" являются музей шведского города Нортелье и центр детско-юношеского туризма и парусного спорта города Новая Ладога, посвящена 1150-летию Российской государственности (2012 год) и 1150-летию Смоленска (2013).

    Летом прошлого года по внутренним водным путям из города Нортелье через Стокгольм, Хельсинки, Выборг, Санкт-Петербург, по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов экспедиция прибыла в Великий Новгород. Тогда лодка осталась в древнем городе, чтобы принять участие в праздновании 1150-летия Российской государственности. Год спустя экспедиция продолжилась, 2 июля стартовав от стен Новгородского кремля.

    Путешествие планировалось в два этапа: второй по срокам должен был стартовать 15 июля в Великих Луках. Но 11 числа шведская лодка ещё была в Холме.

    - Этот участок пути самый непростой, - поясняет Сергей Сухорученков, - по большому счёту за более чем двадцатилетнюю историю путешествий «из варяг в греки» дальше вашего города по воде никто не проходил.

    Непреодолимым препятствием для построенных по образу и подобию древних скандинавских и русских судов становятся речные пороги.

    Однако интернациональный экипаж шведского судна (в его составе мореходы из Финляндии, смоленские ребята и спортсмены из Ленинградской области) в этом году намерен дойти до Смоленска, повторив водный маршрут древних викингов. При этом, не используя современных транспортных средств.

    - Если не получится в этом году, повторим попытку позже, только в другой сезон, когда вода будет выше. Есть версия даже о зимних волоках, - сообщает Сергей Васильевич.

    С Балтики – в Константинополь

    О водном маршруте из Балтийского моря в Византию подробно рассказывает ещё летописец Нестор в «Повести временных лет», называя его путём «из варяг в греки».

    Этот путь имел многочисленные разветвления. В этом году драккар «Вольный ветер» отправился по маршруту: Великий Новгород, озеро Ильмень, Ловать, Великие Луки, реки Усвяча, Западная Двина, Каспля, город Демидов, озеро Каспля, реки Удра, Днепр, Смоленск.

    - «Викинг – Нево» - единственная в мире организация, которая уже на протяжении двадцати четырёх лет изучает и осваивает древний путь, - рассказывает руководитель смоленского клуба.

    Первая экспедиция стартовала в июле 1988 года от стен Смоленского Кремля. С тех пор экспедиции проводятся ежегодно. Смолянами пройдены водные пути от Балтийского до Чёрного моря, более двенадцати тысяч километров по России, Белоруссии, Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Турции, Финляндии. За заслуги в экспедиционной деятельности клуб «Викинг-Нево» имеет награды Российского Географического общества и Федерального агентства по физической культуре и спорту.

    - В 2004 году к нашему проекту подключился Новоладожский центр детско-юношеского туризма и парусного спорта, - рассказывает Сергей Сухорученков, - а скандинавские мореплаватели путь «из варяг в греки» осваивают с 1991 года.

    Капитан и корабел

    Шведскую лодку, бороздящую тёмные воды Ловати, построил капитан экипажа Леннарт Видерберг.

    - Под его рукводвством построены ещё три исторических судна 10 века в Смоленске и Санкт-Петербурге, - отмечает Сергей Васильевич, - Леннарт с чистым сердцем относится к России. Ему удалось объединить вокруг себя путешественников из Смоленска и Новгой Ладоги. Но, главное, - он решительно настроен пройти ещё никем не пройденный участок от Великого Новгорода до Смоленска.

    Я поражаюсь отваге мореходов, рискнувших на лодке, сконструированной в глубокой древности отправиться в такой дальний путь. А моего собеседника поражает совсем другое – насколько талантливыми были строители десятого века. Драккар идеально подходит для морских путешествий.

    - То есть, если бы лодка была хоть на миллиметр короче или на сантиметр шире, было бы проблемно на ней ходить в море, - поясняет исследователь.

    Но это не значит, что с «Вольным ветром» справится любой желающий. Драккар - это всё-таки корабль и предполагает навыки мореходства, особенно в дальних путешествиях. А ещё нужна недюжая физическая сила. И только поэтому, а не из-за предрассудков, экипаж корабля – мужской.

    - В прошлом году с нами в походе была одна девушка и достойно выдержала все тяготы путешествия, - вспоминает мой собеседник, - но это редкий случай. Девчонки в команду не идут.

    Места и люди

    Причалившее к нашим берегам судно, и в древности имело скорее мирные намерения. Оно использовалось для исследования новых земель и торговли.

    В тот день было совсем нетрудно представить себе походы древних викингов. И не только от аналога древней лодки веяло историей. Она была во всём – в холщовых рубашках и кожаных башмаках, в которые были одеты члены экипажа, в предметах, которые они держали в руках.

    - Вся одежда пошита из материалов, которые использовались в средневековье. Например, ткань для рубашек наших ребят соткана на ткацких станках умельцами смоленщины. К костюмам скандинавов тоже трудно придраться. И ткань, и красители – натуральные, какими были в те времена, - рассказывает Сергей Сухорученков.

    И это здорово смотрится на водных просторах новгородчины. В свою очередь, команда искренне восхищается пейзажами местных берегов и живущими на них людьми, которые в большинстве случаев радушно встречают путешественников.

    Итогом дальнего похода станет подробное описание былинного пути. Уже есть рабочее название для будущей книги – «Дорогой тысячелетия». В ней будет всё – история, археология, экология, рассказ о жизни людей в городах и весях, в которых останавливались путешественники. И ответ на многолетний вопрос экспедиции – каков он – путь «из варяг в греки». Был ли? Есть? Или будет?

    Елена АЛЕКСАНДРОВА

    Газета «Маяк», 19 июля 2013 года







    ФОТОГРАФИИ