Пятница
22.11.2024
02:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
Народное образование Холмского уезда Псковской губернии »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Форма входа

В. В. Котов

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ХОЛМСКОГО УЕЗДА ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

Холмский уезд располагался по обеим сторонам Ловати и ее притоков - Куньи, Большого и Малого Тудров. Это был самый большой уезд Псковской губернии, его территория, по данным 1897 г., равнялась 5713,2 кв. версты с населением 90 438 человек. На юге уезд граничил с Великолуцким, на севере - со Старорусским, на западе и северо-западе - с Новоржевским и Порховским уездами, а на востоке -с Демянским уездом Новгородской губернии. Почти треть его территории (29,9 %)2 и ныне остается в пределах Псковской области: это бывшие Локонская (Локнянская, дер. Юхово) и Троице-Хлавицкая (пос. Подберезье) волости ныне Локнянского района, а также Цевельская (с.Цевло) и Полисто-Ратчинская волости ныне Бежаницкого района.

При образовании уезда в 1777 г. здесь не было ни одной школы. Переломным моментом в развитии народного образования уезда можно считать земскую реформу 1664 г. О земском периоде 1865 - 1914/15 гг. в основном и пойдет речь в настоящей статье.

Учебные заведения г. Холма и уезда в дореформенное время XIX в.

Как известно, система народного образования в городах была определена «Уставом народным училищам в Российской империи 1786 г.», который предусматривал учреждение в губернских городах главных народных училищ (5 лет обучения), а в уездных - малых народных училищ (2 года обучения). Народные училища в деревнях этим уставом не предусматривались. Однако до начала XIX в. ни в уезде, ни в Холме не было ни одного учебного заведения.

Первые школы в Холме открылись только по реформе 1804 г., согласно которой малые народные училища становились приходскими, а главные - гимназиями. Новая система включала приходские училища, уездные училища, гимназии и университеты.

Приходские училища не были церковными школами, хотя Закон Божий в них изучался. Училища могли открываться на территории приходов городов и деревень на средства городских и сельских обществ и подчинялись уездному смотрителю народных училищ. Устав 1804 г. провозглашал право на обучение в них детей «всякого состояния», «без разбору пола и лет», а целью приходского училища - «распространение первоначальных, более или менее всякому нужных сведений» и религиозно-нравственное воспитание.

Учебный план приходского училища включал обучение Закону Божию по краткому катехизису и священной истории, чтению по книгам церковной и гражданской печати и чтению рукописей, первым четырем действиям арифметики и чистописанию. Без особого изменения это содержание начального образования сохранялось до 1917 г.

Первыми учебными заведениями Холма были Николаевское приходское (по названию прихода одноименной церкви) и Холмское уездное (1814) училища. Позднее, в 1850 г. на Татиловской стороне города было открыто второе мужское приходское училище - Воскресенское.

Николаевское училище вначале было одногодичным, а с 1828 г. – одноклассным двухгодичным.

К середине XIX столетия Николаевское и Воскресенское приходские училища располагались в собственных зданиях. Представление об одном из них дает копия рисунка, хранящегося в Холмском краеведческом музее (см. рисунок).

В 60-е годы XIX в. в Николаевском приходском училище обучалось 88 учащихся и работали два учителя чтения, письма и арифметики – Ермаков Алексей Егорович и Станкевич Александр Александрович и законоучитель о. Соловский Иоанн Михайлович, в Воскресенском училище обучалось 39 учащихся, с которыми работали один учитель Орлов Павел Александрович и священник о. Зверев Нил Трофимович.

Холмское уездное училище представляло повышенный тип начальной школы и являлось второй ступенью в системе народного образования России XIX в. Вначале Холмское уездное училище было одноклассным с двухлетним, а с 1828 г. по 1898 г. – с трехлетним сроком обучения (после приходского училища). В его учебный план входили следующие предметы: Закон Божий, священная и церковная история, русский язык, арифметика, геометрия, география, русская и всеобщая история, чистописание, черчение и рисование.

В 60-е годы XIX столетия штат Холмского уездного училища состоял из почетного и штатного смотрителей, учителя Закона Божия и четырех преподавателей, известно, что в 1867 г. штатным смотрителем училища был Гейдельберг Александр Васильевич, законоучителем – священник Беллавин Гавриил Васильевич, учителями – Габасов Агабек Иванович (русский язык), Серебренников Герман Андреевич (арифметика и геометрия), Никандер Владимир Федорович (история и география) и Сачков Петр Сергеевич (рисование, черчение и чистописание).

Таким образом, в дореформенное время в Холме действовали три мужских училища: уездное двухклассное и два приходских одноклассных – Николаевское и Воскресенское. Все они дожили до 1917 г. Что касается сельских школ, то, по обследованию М.И. Семевского, в 1863 г. в Холмском уезде считалось семь сельских школ, в которых обучалось 34 ученика, из них две девочки. На 80 тыс. населения уезда (без г. Холма) грамотных было только полторы сотни человек, из них тридцать четыре женщины.

Первыми сельскими школами (училищами) в уезде были: Барсуковская (Зезюлинская) Зуевской волости, в устье р. Локни, действовавшая с 1833 по 1868 год; Матенецкая, открытая А.С.Зеленым в 1850 г. в имении Наговской волости, и Краснополецкая в имении графа Г.Г.Кушелева Захоломо-Столопенской волости.

Следует отметить, что при поголовной неграмотности даже холмские городские училища до 1840 г. оставались неукомплектованными. Ни крестьяне, ни горожане не желали посылать своих детей в школу. Одна из главных причин такого отношения к школе заключалась в бедности населения. Так, Зезюлинская школа была закрыта потому, что крестьянам оказалось не под силу ее содержание. Кроме того, крестьяне считали, что «от грамоты хлеба не прибавится», а «девочкам грамота и совсем не нужна».

Заканчивая характеристику этого периода, следует отметить деятельность Холмского помещика и общественного деятеля А.С.Зеленого (1820-1875), который не только разработал проект всеобщего обучения крестьянских детей за счет помещиков, но и был одновременно составителем учебников и учителем в своей школе. Он был одним из представителей широкого общественно-педагогического движения 60-х годов, деятельность А.С.Зеленого горячо поддерживал Н.Г.Чернышевский, ибо она имела не только местное, но и российское значение.

Земская реформа и начальные народные училища

Земская реформа 1864 г. создала новые выборные органы местного самоуправления – уездные и губернские земские Собрания и Управы, в ведение которых переходило и народное образование. Холмское уездное земство начало свою работу в 1865 г.

В земский период (1865-1917) в уезде произошли коренные изменения в области народного образования. Общественно-педагогическое движение 60-х годов выступало за демократизацию средней школы, распространение грамотности среди населения путем создания широкой сети начальных народных училищ, отмены телесных наказаний, права женщин на образование и т.д. Под влиянием этого земства поставили задачу открыть в каждой волости по одной школе. Так родился новый тип народного училища – земская начальная школа. При этом предполагалось, что губернское земство возьмет на себя подготовку учителей, уездное – их содержание, а крестьянское общество (община) – содержание школ. Однако на практике не все было так гладко.

В пореформенное время в Холмском уезде сложились следующие типы народных училищ: министерские, находившиеся в ведении министерства народного просвещения; земские; церковно-приходские школы духовного ведомства; учреждения ведомства императрицы Марии (Мариинские) и частные школы и училища. Как правило, все они были одноклассными с трехлетним сроком обучения. Их деятельность регламентировалась «Положением о начальных народных училищах 1864 г.» «Положение» предоставляло право земствам, обществам и частным лицам открывать начальные школы, а учителями назначать не только мужчин, но и женщин.

Непосредственное управление всеми школами в уезде, за исключением церковно-приходских, осуществлялось уездным училищным советом во главе со штатным смотрителем и директором народных училищ губернии. В 60-е гг. в состав Холмского уездного училищного совета входили: штатный смотритель, председатель земской Управы, городской Голова, священник о. Гавриил Беллавин и уездный исправник.

В 1874 г. было принято новое «Положение о начальных народных училищах», которое и определяло деятельность начальных школ до конца земского периода. Одновременно был разработан и учебный план, который приобрел следующее содержание.




В развитии начальных народных училищ Холмского уезда можно выделить три этапа, каждый из которых имел свои характерные особенности: первое 20-летие земского периода (1865-1885), второе 20-летие (1885-1905) и последнее десятилетие 1907-1917 гг. Рост сельских начальных школ в уезде на разных этапах был очень неравномерен, наиболее интенсивное их развитие пришлось на второй и третий этапы.

Неоднозначной была и деятельность самого земства. На первом этапе оно всячески поощряло инициативу сельских обществ, открывавших школы на свои средства. На втором этапе это отношение изменилось в связи с правительственной политикой приоритетного развития церковно-приходских школ. И лишь только на третьем этапе Холмское земство заметно усиливает и расширяет свою деятельность, выделяя значительную долю своих расходов на открытие и содержание земских школ, число которых быстро росло.

Начальная школа Холмского уезда в 1865-1885 гг.
Первые женские учебные заведения г. Холма

Начальные народные училища уезда на этом этапе не получили сколь-нибудь существенного развития, министерство народного просвещения могло открывать начальные школы при условии обязательства сельского схода выделять для них бесплатно земельный участок и обеспечивать расходы по их содержанию. Однако бедственное положение крестьян не позволило открыть в Холмском уезде ни одной министерской школы. И лишь только в 1881 г. министерство народного просвещения выделило средства на открытие Тухомичского двухклассного народного училища.

Холмское уездное земство до 1870 г. также не выделяло средств на открытие начальных школ. Принятое земским Собранием решение об обложении населения 25-копеечным налогом с мужской души на устройство школ успеха не имело. Крестьяне отказывались платить этот сбор. Поэтому открытие земских школ в уезде шло с трудом.

Впервые Холмское земство выделило в своей смете средства на народное образование в 1870 г., и в следующем году были открыты первые четыре земские школы.




Однако в дальнейшем до конца XIX столетия количество земских школ в уезде не превышало одного десятка, они то открывались, то закрывались по причине отсутствия ассигнований. Надо заметить, что содержание народного училища обходилось достаточно дорого - 300 руб. в год. При этом средний размер жалованья (зарплаты) учителя сельской школы в Холмском уезде в 1898 г. составлял 160 руб. в год с колебаниями от 150 до 200 руб., а средняя зарплата земского учителя в Псковской губернии - 266 руб. с колебаниями от 110 до 400 руб. К 1906 г. жалованье учителей земских шкод Холмского уезда увеличилось до 360 руб., законоучителей - до 60 руб. и помощников учителей (где они были) - до 150 рублей в год.

Другая причина трудностей заключалась в отношении крестьян к самой школе. Они не видели большого смысла учить своих детей, особенно после того, как были отменены льготы по отбыванию воинской повинности для окончивших школу.

Таким образом, планы по развитию сети земских школ в уезде (по одной школе на волость) остались на бумаге. Не занималось школьным делом до 1883 г. и духовное ведомство.

Главным же событием г. Холма в пореформенное время стало возникновение первых женских учебных заведений. Существовавшие при мужских приходских училищах г. Холма женские отделения были преобразованы в самостоятельные школы: Николаевское женское и Воскресенское женское приходские училища. По этому поводу в 1864 г. в «Псковских Губернских Ведомостях» №36 была опубликована заметка председателя Училищного совета священника Гавриила Беллавина об открытии 20 августа 1864 г. в Холме школы для детей женского пола всякого звания и сословия.

Кроме того, в Холме открылось пять женских частных школ: женский пансион госпожи Поцевич, школа Алмазовой Прасковьи Ивановны (1867), школа Илларионовой Серафимы Николаевны (1879), женское училище Медведковой Веры Ниловны (1887) и училище г-жи Семеновой (1888).

Отметим также, что в 1865 г. на средства Натальи Егоровны Кушелевой (матери Елизаветы Лукиничны Дмитриевой-Томановской) был открыт в Холме детский приют святой Ольги для детей римско-католического вероисповедания ведомства императрицы Марии, в котором большинство воспитанников были девочки. По Уставу 1891 г. приют давал начальное образование в объеме учебного плана одноклассных народных училищ с трехлетним сроком обучения и ремесленной подготовкой. Приют существовал до 1905 г.

Таким образом, в 60-е годы XIX столетия в Холме было положено начало организации женского начального образования.

Начальная школа Холмского уезда в 1885-1905 гг.

Открытие и становление церковно-приходских школ

В 80-е годы деятельность земств по открытию сельских народных училищ приостановилась в связи с политикой приоритетного развития церковно-приходских школ духовного ведомства. Уездные земства оказывали финансовую поддержку этим школам в большем объеме, чем земским училищам. Поэтому если первое двадцатилетие земского периода было этапом открытия в Холме первых женских учебных заведений, то следующее двадцатилетие стало этапом возникновения и становления церковно-приходских школ.

До1883 г. в Холмском уезде церковно-приходских школ не было. Первые школы духовного ведомства здесь появились в 80-е гг. XIX в.

В 1884 г. были утверждены Правила о церковно-приходских школах, согласно которым могли открываться два типа школ: одноклассные с двухлетним сроком обучения и двухклассные с четырехлетним сроком обучения. Несколько позднее срок обучения был увеличен до трех лет в одноклассных и до пяти лет в двухклассных школах, учебный план которых стал мало чем отличаться от учебного плана других народных училищ.

Заведующим и учителем Закона Божия в школах духовного ведомства был местный священник, а все остальные уроки в одноклассной церковно-приходской школе вел один учитель.


 

По данным на 1905 г., 46,5 процента всех начальных школ России составляли церковно-приходские училища, а в Холмском уезде - 83,3 процента, в которых обучалось 1602 ученика, из них 407 девочек. Столь быстрый рост церковно-приходских школ в уезде обеспечивался финансовой поддержкой Синода, правительства и уездного земства. Тем не менее, деятельность духовного ведомства и Псковского епархиального совета в области народного образования нельзя недооценивать.

Количество земских школ в 1885-1905 гг. в Холмском уезде, как уже отмечалось, оставалось неизменным в пределах одного десятка.

Что касается самого населения, то оно, по заключению А.Н.Куропаткина, не видело большой разницы между земской и церковно-приходской школами, и крестьяне посылали детей в ту, которая была ближе. К концу XIX в. во всех школах уезда и в специальных женских учебных заведениях Холма увеличилось число обучавшихся в них девочек.

В 1895 г. попечительницей женского Николаевского приходского училища была Микляева Александра Андреевна, законоучителем - о. Красноумов Михаил Михайлович и учительницами - Каменская Анна Петровна и Примакина Екатерина Семеновна.18 В середине 1896/97 уч. г. училище было преобразовано в двухклассное вместо прежнего одноклассного, в котором обучалось уже 114 воспитанниц. Большим событием в Холме было открытие в 1899 г. женской прогимназии. (См. журнал «Псков», 2001 г., № 15).

Все это вместе взятое привело к тому, что частные женские школы Холма, выполнив свою роль по становлению женского образования, прекратили свое существование, за исключением одной, в которой обучалось 12 детей.

В 1898 г. Холмское уездное училище было преобразовано в трехклассное городское училище с четырехлетним сроком обучения (без подготовительного класса). И хотя училище именовалось городским, им могли пользоваться все проживающие в уезде. Поэтому на очередном земском Собрании гласный А.Г. Чириков поставил вопрос об устройстве за счет города общежития для детей из уезда. В 90-е годы земства активно обсуждали вопрос об усилении практической направленности начального образования. Были даже предложения о превращении сельских начальных школ в профессионально-ремесленные, сельскохозяйственные и т.п. училища. Не прошло мимо этого и Холмское земство. В октябре 1899 г. земское Собрание заслушало доклад инспектора училищ об учреждении ремесленных школ. Признав настоятельную необходимость в ремесленных школах, Собрание, однако, лишь приняло сообщение к сведению. При этом председатель князь М.К. Шаховской скептически заметил, что двухклассное Тухомицкое училище, имевшее кузнецкую и столярную мастерские, за долгий период своего существования не дало ни одного ремесленника. Собрание ограничилось рекомендацией проводить, где это возможно, уроки рукоделия, плодоводства, огородничества, пчеловодства, ткацкого дела и плетения и т.д.

Итак, к началу XX в. в Холмском уезде было 54 школы, из них: 45 церковно-приходских, 8 земских и одна министерская. На их содержание в 1901 г. предусматривалось 13 процентов расходов годовой сметы земства. Однако, несмотря на некоторый рост школьной сети, прежде всего за счет церковно-приходских школ, количество школ явно отставало от реальных потребностей. Это в первую очередь касалось земских школ. В 1898 г. одна земская школа в уезде приходилась на 16,9 тысячи человек населения. Для сравнения укажем, что в Великолуцком уезде одна земская школа приходилась на 9,8 тыс. человек, а в Осташковском – на 3,7 тысячи человек. По данным на этот же год, одна земская школа приходилась на пространство (площадь) в Холмском уезде на 1143 кв. версты, а в Великолуцком – на 348 кв. верст.

В 1899 г. обучением в уезде было охвачено 24 процента детей школьного возраста. Общая грамотность по уезду (вместе с г. Холмом), по Всеобщей переписи 1897 г., составляла 12,4 процента при 14,6 процента – по губернии. Согласно указанной переписи, наибольший процент неграмотных (за исключением окраин) приходился на русских. Это подтверждается и данными 1887 г. по г. Холму. Так, грамотность православных холмичей составляла 40,6 процента, тогда как иудеев – 60,9, католиков – 74,2 и лютеран – 84,4 процента.23 Таким образом, к началу XX в. в народном образовании Холмского уезда было больше минусов, чем плюсов.

В 1903 г. уездное земское Собрание в очередной раз обсуждало Отчет Училищного совета о состоянии народного образования. Михаил Васильевич Калитин (один из лучших председателей уездной Управы) вынужден был признать, что народное образование в уезде стоит на низком уровне. Для исправления дела земское Собрание избрало специальную комиссию в составе гласных Калитина М.В., городского Головы Захарова С.С. и настоятеля Богоявленского собора священника Михаила Красноумова.

Земская школа Холмского уезда в 1907-1917 гг.

Последнее десятилетие земского периода - это время великих социальных потрясений и одновременно острых дискуссий по реформированию школьного образования. После революции 1905-07 гг. в условиях новой общественно-политической ситуации и земства, и педагогическая общественность, и под их давлением Государственная дума обсуждали вопросы всеобщего начального образования, перевода народных училищ на четырехлетний срок обучения, разработки новых учебных планов и др. При этом министерство народного просвещения вынуждено было сделать ставку на развитие сети земских начальных школ.

В 1906 г. «Вестник Псковского Губернского Земства» № 8 публикует «Основные положения всеобщего начального обучения в России». В 1907 г. министр народного просвещения вносит в Государственную думу проект закона о всеобщем начальном образовании. В следующем году дума обсуждает этот законопроект и 21 мая 1912 г. принимает его. И хотя он не был утвержден Государственным советом, законопроект стал мощным стимулом в развитии земских школ.

За десятилетие 1905-1915 гг. количество начальных народных училищ в Холмском уезде возросло с 54 до 168! А в развитии земской школы уезда в буквальном смысле произошел «большой скачок» - с 8 до 104 школ в 1913/14 учебном году. А началось все с того, что в 1903 г. земское Собрание признало неудовлетворительным состояние земских школ в уезде.

Из этого следует, что позиция Холмского земства в школьной политике изменилась в лучшую сторону. Финансовая поддержка правительства и улучшение экономического положения в самом уезде к 1912 г. позволили существенно увеличить ассигнования на народное образование. Так, если в 1901-1905 гг. расходы на народное образование составляли 13 процентов годовой земской сметы, то в 1912 г. они выросли в два раза и составили 26,8 процента, или 61 727 рублей, из них 18 944 руб. - из земских сумм, а остальные - из казны.

Уже в 1911г. «Вестник Псковского Губернского Земства» №31 констатировал, что в Холмском уезде благодаря председателю уездной земской Управы А.А. Сапожникову и денежным средствам министерства дело народного образования значительно продвинулось вперед.

В этом же году министерство народного просвещения одобрило школьную сеть для проведения всеобщего начального образования во всех уездах Псковской губернии, кроме Великолуцкого и Торопецкого.

В некоторых уездах земства, не ожидая официальных решений, начали практическую перестройку школьной жизни. По данным Общеземского съезда по народному образованию, 23,6 процента всех земских школ России в 1911 г. уже были переведены на четырехлетний срок обучения.

В 1910-11 гг. Училищный совет Псковского губернского земства разработал новые программы для начальной школы, в которых существенно увеличивался удельный вес реальных знаний и в несколько раз сокращалось количество часов на изучение Закона Божия. В подтверждение этого для примера приведем новый учебный план земской школы, разработанный Училищным советом Опочецкого уезда.



 

Сравнив этот учебный план с планом земской школы 1874 г., который продолжал действовать, читатель сам может убедиться, сколь значительные изменения наметились в содержании начального образования.

По числу начальных народных училищ Холмский уезд в 1913/14 уч. г. занимал уже четвертое место среди девяти уездов губернии.

Одновременно Холмское земство достаточно успешно решало проблему педагогических кадров через открытие восьмого педагогического класса в женской гимназии. В 1913/14 уч. г. во всех 168 начальных народных училищах уезда работало 180 учителей и учительниц. И надо сказать, работали они не за страх, а на совесть. Они верой и правдой служили делу народного просвещения одного из самых глухих уездов губернии. Памятная книжка Псковской губернии на 1913/14 г. опубликовала полный список учителей и законоучителей, работавших во всех начальных школах Холмского уезда. Фамилии многих из них хорошо известны псковичам.

Последнее десятилетие земского периода было связано с открытием в Холме первых средних общеобразовательных учреждений. В 1908 г. женская прогимназия была преобразована в женскую гимназию, а в 1913 г. открылось мужское реальное училище, содержание которых взяло на себя губернское земство.

В Холме продолжали успешно работать и ранее открытые учебные заведения: высшее городское (бывшее уездное), мужские приходские Николаевское и Воскресенское, двухклассное женское Николаевское и женское Воскресенское приходские училища. Все они имели собственные здания.

Некоторое развитие в уезде получило начальное профессиональное (ремесленное) образование. В 1907 г. Общество трудовой помощи, учредителем которого был А.А. Фон Цур-Милен, открыло ткацко-кружевную мастерскую с ночлежным приютом для девочек из бедных семей города и уезда. Императрица Александра Федоровна пожертвовала профшколе деньги на устройство, ткацкие станки и др. оборудование. В разные годы в мастерских обучалось от 33 до 37 учениц. В Дунаеве работала ткацкая фабрика.

Активным сторонником соединения общего и профессионального образования был А.Н. Куропаткин, отмечавший, что «увлечение только общим образованием без соответствующего развития профессионального образования не улучшает положения массы населения». Эту идею он и попытался реализовать в открытой им в 1908 г. Наговской сельскохозяйственной школе с трехлетним сроком обучения на базе начального образования. Зачисление в школу проводилось по направлению уездных земств и результатам вступительных испытаний. Слушатели школы проживали в интернате на полном обеспечении. Школа работала с перерывом в 1917-19 гг. до 1925 г.

Таким образом, если первое двадцатилетие земского периода в Холмском уезде характеризовалось началом организации женского образования, второе двадцатилетие - активным развитием церковно-приходских школ, то десятилетие 1907-1917 гг. стало этапом торжества земских начальных народных училищ и открытия двух средних общеобразовательных школ - женской гимназии и мужского реального училища.

К 1917 г. общее количество начальных школ в уезде по сравнению с 1905/6 г. увеличилось до 170, т.е. возросло более чем в три раза. Из них 105 школ были земскими, 62 - церковно-приходскими и три - министерскими. За исключением трех все они были одноклассными с трехлетним сроком обучения. Вместе с тем оставались и нерешенные проблемы: остро ощущался недостаток в квалифицированных педагогических кадрах, несоразмерно большим был отсев учащихся, т.е. разница между количеством поступивших и закончивших школу. Слабой оставалась и материальная база, только 14 процентов земских и 50 процентов церковно-приходских школ имели свои собственные помещения. Тем не менее, созданная в уезде сеть начальных народных училищ заложила основы всеобщего начального обучения. Однако начавшаяся первая мировая война, последовавшие за ней революции и гражданская война приостановили положительные тенденции в развитии народного образования в Холмском уезде.

(Опубликовано в журнале «Псков» в 2004 году)

 













 ФОРУМ