(Из книги Н. В. Затейщикова-Второго. 1883-1890 г.): »НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Только с недавнего времени у нас, в России, стали заводиться сколько нибудь доступныя народу начальныя школы. Редкия из них, в особенности в уездных городах, могут отпраздновать столетний юбилей своего существования. Центрами образования и цивилизации были, преимущественно, губернские города, в которых появились духовныя семинарии и городския школы. Старейшею из них будет Новгородская духовная семинария, которой 30 октября 1890 г. исполнилось сто пятьдесят лет со дня открытия; Псковская дух. семинария также пережила до ста двадцати пяти лет. Губернские города и были главными рассадниками народной грамотности в уездных городах; первыми наставниками были лица духовнаго сословия, преимущественно священники. При таких условиях, конечно, просвещение двигалось весьма медленно; грамотные люди, как говорят ныне старожилы – Холмитяне, были «в цене». Земские дьячки, писцы и подъячие, умевшие написать прошение по титул, «челобитную» или донос, пользовались особенным уважением неграмотного люда, опасавшегося таких грамотеев.
Император Александр I-й особенно озаботился делом народнаго образования в городах и селах. Повсюду стали открываться народныя школы. К этому времени можно отнести и начало существования первой городской школы, низшаго разряда.
В 1840 году уже значится в Холме два училища: одно приходское, другое уездное.
В 1850 г. предполагалась открыть женское училище и несколько лет собирали с каждого капитала купеческаго по 4 р. на это дело, но к сожалению – открытие школы не осуществилось; где эти деньги и какая постигла их судьба – неизвестно.
В настоящее время в городе имеются: уездное училище (III разряда), с трех-годичным курсом учения; Николаевское и Воскресенское приходския и женское двухклассное училища, и две частных школы. Церковно-приходских школ нет. Предполагалось уездное училище преобразовать в городское, но проект этот пока не осуществлен.
Количество учащихся в учебных заведениях не превышает 346 об.п.
В отношении народнаго образования Холм значительно ниже многих уездных городов. (напр.Великих Лук, Старой Руссы), не смотря что по своему географическому положению и некоторым материальным удобством мог бы иметь какое-нибудь среднее учебное заведение или увеличить количество низших начальных школ.
Общественной библиотеки и книжных складов нет; общество ограничивается выпискою различных изданий, и только некоторые – подпискою на получение книг для чтения из небольшой библиотеки при уездном училище, которая, к тому же, пострадала от пожара в 1878 г. в доме купца Н. Т. Горскаго. Ранее, трудами штатного смотрителя училищ А. В. Гейдельберга и учителя М. Е. Никитина она была доведена до блестящего состояния и вполне могла удовлетворить неприхотливым требованиям местнаго общества.
Библиотеки при приходских школах крайне бедны и неудовлетворительны.
В зимнее время в Холме обыкновенно приезжают торговцы, так как называемые суздальские «богомазы» с иконами и лубочными книженками, на которые обыкновенно падки мальчуганы – школьники.
Народное образование Холмскаго уезда еще в более низкой степени развития; школы, при своей незначительности, крайне бедны и средствами содержания и помещениями.
Лучше из них – Тухомичское 2-классное М.Н.П. сельское училище, помещающееся в собственном прекрасном здании.