(Из книги Н. В. Затейщикова-Второго. 1883-1890 г.): »

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Только с недавнего времени у нас, в России, стали заводиться
сколько нибудь доступныя народу начальныя школы. Редкия из них, в особенности в
уездных городах, могут отпраздновать столетний юбилей своего существования.
Центрами образования и цивилизации были, преимущественно, губернские города, в
которых появились духовныя семинарии и городския школы. Старейшею из них будет
Новгородская духовная семинария, которой 30 октября 1890 г. исполнилось сто
пятьдесят лет со дня открытия; Псковская дух. семинария также пережила до ста
двадцати пяти лет. Губернские города и были главными рассадниками народной
грамотности в уездных городах; первыми наставниками были лица духовнаго
сословия, преимущественно священники. При таких условиях, конечно, просвещение
двигалось весьма медленно; грамотные люди, как говорят ныне старожилы –
Холмитяне, были «в цене». Земские дьячки, писцы и подъячие, умевшие написать
прошение по титул, «челобитную» или донос, пользовались особенным уважением
неграмотного люда, опасавшегося таких грамотеев.
Император Александр I-й особенно озаботился делом народнаго образования в городах и
селах. Повсюду стали открываться народныя школы. К этому времени можно отнести
и начало существования первой городской школы, низшаго разряда.
В 1840 году уже значится в Холме два училища: одно
приходское, другое уездное.
В 1850 г. предполагалась открыть женское училище и несколько
лет собирали с каждого капитала купеческаго по 4 р. на это дело, но к сожалению
– открытие школы не осуществилось; где эти деньги и какая постигла их судьба –
неизвестно.
В настоящее время в городе имеются: уездное училище (III разряда), с трех-годичным
курсом учения; Николаевское и Воскресенское приходския и женское двухклассное
училища, и две частных школы. Церковно-приходских школ нет. Предполагалось
уездное училище преобразовать в городское, но проект этот пока не осуществлен.
Количество учащихся в учебных заведениях не превышает 346
об.п.
В отношении народнаго образования Холм значительно ниже
многих уездных городов. (напр.Великих Лук, Старой Руссы), не смотря что по
своему географическому положению и некоторым материальным удобством мог бы
иметь какое-нибудь среднее учебное заведение или увеличить количество низших
начальных школ.
Общественной библиотеки и книжных складов нет; общество
ограничивается выпискою различных изданий, и только некоторые – подпискою на
получение книг для чтения из небольшой библиотеки при уездном училище, которая,
к тому же, пострадала от пожара в 1878 г. в доме купца Н. Т. Горскаго. Ранее,
трудами штатного смотрителя училищ А. В. Гейдельберга и учителя М. Е. Никитина
она была доведена до блестящего состояния и вполне могла удовлетворить неприхотливым
требованиям местнаго общества.
Библиотеки при приходских школах крайне бедны и
неудовлетворительны.
В зимнее время в Холме обыкновенно приезжают торговцы, так
как называемые суздальские «богомазы» с иконами и лубочными книженками, на
которые обыкновенно падки мальчуганы – школьники.
Народное образование Холмскаго уезда еще в более низкой
степени развития; школы, при своей незначительности, крайне бедны и средствами
содержания и помещениями.
Лучше из них – Тухомичское 2-классное М.Н.П. сельское училище,
помещающееся в собственном прекрасном здании.