Мост в г.Холм
В октябре 1965 года в Холме произошло замечательное событие – без особой помпезности, буднично и по-деловому открылось движение по новому мосту через Ловать. Это великолепное сооружение впечатляет. Его длина – 179 метров, а высота от поверхности воды до перил в летнее время – 27 метров.
Многие годы переправа через реку была самой жгучей проблемой для холмичей. Вячеслав Котов в книге «Холм на Ловати и его земля» пишет о том, что переправа через Ловать осуществлялась по плавучему деревянному мосту 6 саженей длиною и 4 сажени шириною, а в весеннее половодье – на лодках и пароме. Таковой она оставалась до 1925 года. Тогда методом народной стройки был сооружён деревянный ажурный мост. Ежегодно, в период ледохода, он разрушался, поэтому некоторые конструкции заранее разбирали, а затем восстанавливали.
Так продолжалось вплоть до июня 1941 года.
По воспоминаниям холмички В.П. Башкирцевой в первый же месяц войны «всех жителей от мала до велика мобилизовали на строительство оборонительных рубежей. Копали окопы, блиндажи, срывали берега Ловати, чтобы не прошли немецкие танки, строили огневые позиции.
Наша тяжелая военная техника не смогла пройти через деревянный мост, был он уже в плохом состоянии. Поэтому последовал указ командования: за 3 дня (медлить было нельзя) построить новый, на сваях. Мы. Комсомольцы, на лодках подвозили камни. Многие рыли подъездные пути, бригады плотников делали настил. Работа не прекращалась ни днем, ни ночью.
Через трое суток мост был готов, и тяжелая артиллерия, танки стали по нему переправляться, отступая на восток». Позже во время боевых действий мост был взорван партизанами.
После войны деревянный мост восстановили. Сооружение это считалось временным. При осеннем и весеннем половодье переправиться на другой берег можно было на лодках или пароме.
На деревянной платформе последнего собирались люди и повозки. После загрузки паромщики двигали это плав.средство, перебирая руками с помощью лебёдки толстый стальной трос, натянутый над водой между берегами. Роль паромщиков исполняли рабочие коммунального хозяйства. При большой воде течение было довольно бурным, и, чтобы быстрее и безопаснее преодолеть расстояние между берегами, зачастую сами пассажиры брались за трос и помогали переправляться.
Многие мальчишки-подростки, чтобы прокормиться самим и помочь семье весной в период сплава леса и в ледоход подрабатывали на реке. На утлой лодчонке за мизерную плату перевозили пассажиров через Ловать.
Дорога к деревянному мосту и парому вела по глинистому Мосягинскому спуску на Никольской стороне и извозу – на Татиловской. Как вспоминают старожилы, дорога эта была не из лёгких. Особенно крутыми были подъём и спуск на Татиловской стороне. Когда шли дожди, подъезды к переправе становились почти непреодолимой преградой…
Все деревянные мосты строились на основе поставленных ещё в незапамятные времена двух каменных быков. Они представляли собой насыпи из булыжников, на несколько метров возвышавшиеся над поверхностью воды. Чтобы эти камни не размывало речным течением, вокруг них устраивали бревенчатые стены. Для большей прочности между быками ставили бревенчатые сваи. На эти опоры клали брёвна, поверх которых стелили доски. Сейчас от тех быков осталось два островка. Летом, когда река мелеет, вокруг них проступают брёвна ограждения.
Строительство нового моста началось на новом месте, ниже Мосягинского спуска строителями мостопоезда № 449. По замыслу авторов проекта, 180‑тонная стальная конструкция фермы должна была лечь прямо на крутые берега, без спусков и подъёмов.
Дно реки на месте будущих быков очистили водолазы. Берега укрепили бетонными плитами. Сделали эстакаду и подъездной путь вправо от Мосягинского спуска.
Сваи на крайние к берегам быки ставили большим краном с эстакады, а их установка на средние быки стала уникальной операцией, которая прославила наш мост.
В феврале 1964 года на установке опор был применён вертолёт Ми‑6. Впервые в мире.
В феврале 1964 года на месте современного футбольного поля на Посаде приземлился невиданный доселе огромный вертолёт. Экипажу в составе пилота Георгия Дробышевского, бортмеханика Дмитрия Бокарева, бортрадиста Михаила Кравца и оператора Александра Голованова предстояло выполнить поистине ювелирную работу.
Полую бетонную трубу длиной 10,5 метра, массой 5 тонн и диаметром 60 сантиметров, подвешенную под фюзеляжем зависающего вертолёта, требовалось нанизать на пучок стальной арматуры диаметром 12,5 сантиметра и высотой до 1,5 метра. Арматура была в восьми колодцах на средних быках. Сначала экипаж тренировался надевать трубу на специально установленный столб подходящего размера.
Это сейчас установка опор с помощью вертолёта занимает не более 5 минут, а монтаж на них ферм – не более 10. Так указывается в техническом описании тяжёлого вертолёта. А тогда установка восьми опор заняла три дня. Стоял морозный и метельный февраль.
Ветер раскачивал длинные трубы стоек, а рабочие внизу ловили их за привязанные тросы, рискуя быть сбитыми с опоры. Чтобы установить одну стойку, вертолёт делал несколько подлётов и зависаний. И только с пятой, а то и десятой попытки удавалось опускать груз точно на место монтажа.
Затем ферму двигали на стальных катках и укладывали на опоры. После этого монтировали бетонные плиты настила, тротуары и перила. Все работы были завершены в октябре 1965 года. Из Ленинграда приехала приёмная комиссия с чуткой немецкой аппаратурой для измерения нагрузки.
И наконец, из Новгорода прибыли пять десятитонных самосвалов «Татра», гружёных гравием. Они вместе и поочерёдно ездили по новому мосту, а под ним комиссия снимала показания приборов...
Вот уже почти 55 лет железобетонный мост через Ловать остаётся заметной холмской достопримечательностью и, связывая части нашего города, соединяет транспортные потоки между городами и районами Псковской, Новгородской, Тверской и Ленинградской областей. Мост высокий и длинный. С него открывается также красивая панорама Холмской природы.
Материал подготовлен библиотекарем пункта выдачи д.Ельно Морховской сельской библиотеки Лидией Жуковой.
Источник: https://vk.com/@b.kholm-most-v-gholm
Мы вспомнили так же стихи местных авторов. Несколько слов о них.
Евдокия Григорьевна Захарова – родилась в 1940 году в Устьевском сельсовете. Окончила Московский электротехнический институт. 35 лет отработала на почте, последние годы начальником цеха связи.
Иван Григорьевич Лапшин – родился в 1917 году в Холме, участник войны. Закончил педагогический и физкультурный техникум. Работал учителем физкультуры.
Смирнова Галина Дмитриевна – родилась в 1933 году в Холмском районе. Окончила Себежский сельхозтехникум. Работала в отделе кадров управления сельского хозяйства.
Григорий Борисович Цейтлин – родился в 1939 году в Ленинграде. Окончил зенитное училище, военнослужащий, полковник в отставке.
Григорий Кузьмич Пиманов – родился в 1915 году в Себежском районе. Участник Великой Отечественной войны. Работал редактором районной газеты «Колхозный путь».
П. Семенов. Информации нет.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
-Книга Памяти. Новгород, 1995 г.;
-Котов В.В. Холм на Ловати и его земля. Псков, 2004 г.;
-Антонов В.А. Холм. Лениздат, 1984 г.;
-Затейщиков-Второй Н.В. Город Холм Псковской губернии и его уезд. Историко-статистический очерк. СПб, 1891 г.;
-Прикосновение к душе. Великий Новгород, 2003 г.;
-Цейтлин Г.Б. Возрождался из пепла. Великий Новгород, 2007 г.;
-Цейтлин Г.Б. Живу под звуки вдохновения. Великий Новгород, 2012 г.;
-Холм на Ловати. Начало XX века. Открытки. Великий Новгород, 2007 г.;
-Холм на Ловати. Начало XXI века. Открытки. Великий Новгород, 2008 г.;
-Соединяя высокие берега. Маяк № 43 от 13 ноября 2015 г.;
-Музею – четверть века. Маяк №26 от 17 мая 2008 г.;
-Холм и холмичи. Маяк № 35 - 37 август 2008 г.;
-Бескин И. Правда фронтового разведчика. Москва, 2013 г.;
-Первые краеведы http://toropec.tverlib.ru/sites/default/files/PDF/
-Персональный сайт Холм Новгородской http://lyudmila-pimanowa.narod.ru/index/