Пятница
03.05.2024
10:01
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
Между Холмом и Торопцем »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа


    ИЗ КНИГИ Ю. Г. ПОПОВА

    «ПЛОСКОШЬ, БОНЧАРОВО, КНЯЖЬИ СЕЛА …»


    (Путешествия краеведа по населенным пунктам Плоскошского сельского административного округа Тверской области.)

      Между Холмом и Торопцем

    Неоднократно курсировал на автомашине от Плоскоши до Торопца и от Плоскоши до Холма. Постепенно свыкся с мыслью, что между двумя городами иной транспортной артерии просто не было. Но вот занялся специально этой темой и стали проступать элементы несозданной Холмл-Торопецкой почтовой энциклопедии, где нет ни описания рельефа трассы, не перечислены все реки и речные переправы. Поэтому не мону не вспомнить свою встречу 13 марта 1998 года в Плоскоши с учительницей Лидией Ивановной Теос, преподававшей географию и биологию в местной школе с 1952 по 1985 год.

    - В летние каникулы со школьниками занималась изучением родного края. Это были настоящие туристские походы с палатками, рюкзаками, котелками и ведрами. Добирались до озера Наговье, бродили по Ловати, Кунье, Сереже и нашим малым рекам. Однажды ушли в Холм прямым путем, ориентируясь только по карте. Из Холма в Волок летал тогда самолет, и мы с воздуха рассматривали знакомые места. Фотографии и походные записи становились основой будущего альбома – отчета, но где сейчас наша летопись, не представляю …

    Скажу, что попытался я воскресить дела забытых школьников - краеведов, но материалы прошлых лет бесследно исчезли и, вероятно, навсегда. Сгладилась и память у бывших участников самодеятельных экспедиций. А любители школьной географии путешествуют теперь на автобусах по той же трассе Холм – Торопец, совсем не замечая «изюминок» мест, что изучали совсем недавно их отцы.

    Отсюда и мое желание узнать о тех реках в окрестности Плоскоши, которые транспортная артерия никак не могла миновать.

    Начну с реки Столопенки протяженностью в 20 верст. Она вытекает из озера Глухого близ деревни Красмоватка и течет на юго-запад мимо Захоломья, Прошково, Васьковой Горы, Зыкова и Заречья. У деревни Ананьинской реку пересекает дорога Холм – Торопец. Затем минуя Дружево, река вблизи Медведева впадает в Сережу. Наиболее престижная из плоскошских рек – Сережа – имеет длину в 75 верст. Начинается из озера Глазова и через озера Сосновец и Наговье уходит на запад. Ширина до 15 метров, в низовьях до 25 метров, устье при впадении в Кунью доходит до 60 метров. Глубина реки небольшая, в основном 2 – 3 метра. Лет сто назад в весеннюю пору речные барки поднимались до Волока. Летом река мелеет, появляются много бродов. Первые мосты через Сережу отмечены в Бельково, Бончарове, Княжьих селах и Тяполове. Ниже по течению для переправы использовали челны и плоты. Наконец, третья речка. Это Конашевка или Канашевка в 25 верст, относится к левым притокам Сережи. Начало берет у сельца Полежнева и скоро пересекает почтовую дорогу Холм – Торопец. Отсюда стремится на запад мимо деревни Ермишенки, поворачивает на северо – запад в болотистую, необитаемую никогда местность.Только в низовьях ее берега заселены жителями Пустынки, Никулинское и Старое.

    Достойное место в хронологическом ряду событий занял редкий справочник, «Почт-словарь Российского государства» (СПб, 1820, 755 с.) чиновника Павла Орлова. Он описал восемь торопецких дорог, соединявших в разныое время древнерусский Торопец с Валдаем, Ржевом, Осташковым, Великими Луками, Белым, Велижом, Духовщиной и интересующий нас на данный момент Холм. Автор указывает ( с. 672) : «Торопец, город Псковской губернии, в нем Торопецкая городская почтовая экспедиция ведомства Псковской Губернской почтовой конторы. Дорога от него в Холм – Шейна 28, Снопова 28 и г. Холм 30, всего 86 верст, где Холмская уездная почтовая экспедиция ведомства Псковской губернской почтовой конторы». О предмете нашего поиска – Тяполовской почтовой станции здесь ни слова. Возможно, на тот период она была упразднена.

    Путешествия через время и пространство всегда дают неожиданные находки. По слякоти немощенной дороги двигались транспортные средства ушедшей эпохи. И если конструкции крестьянских повозок донесли свой облик до наших дней, то пассажирские экипажи утрачены. Что стоит вот эта маленькая заметка из «Псковских Губернских ведомостей» (1849, № 29)

    «В Торопецком уездном суде 9 августа будет продаваться принадлежащая Торопецкому помещику штабс- капитану Тавриону Васильевичу Лопухину карета 4-х местная, старинного фасона, на 4-х рессорах, на 2-х железных дрогах и осях, вышиною 2, длиною 2 ½ аршин, оцененная в 250 рублей серебром». Эти казенные строки, творение неизвестного чиновника, как коротний рассказ о дворянине из Нишевиц Т. В. Лопухине, чья старинного вида карета была хорошо узнаваема.

    Топограф, потом прапорщик Николай Емельянович Куропаткин, отец генерала А. Н. Куропаткина, отметился в этих местах участием в топосъемке. Одновременно трудился отряд полковника Генерального штаба Семека. Материалы вошли в «Военно-статистическое обозрение Российской Империи». (Псковская Губерния, т. 3, ч. 2, СПб, 1852, 407 с). Полковник бережно описал почвы, растительность, животный мир, строение поверхности, собрал данные о реках, занятиях населения, видимо хорошо понимая, что в будущем его дела представят определенную ценность и для потомков. Для нас, несомненно, полезен раздел о дорогах. Сообщается, что в 1847 году между Торопцем, Холмом и Старой Руссой учрежден для ускорения доставки письменной корреспонденции конно- почтовый тракт. В качестве «вольных почтосодержателей» состояли помещики, купцы, ямщики и крестьяне. Торги /темдер/ на выкуп станций проводились один раз в три – четыре года.

    Направление Торопец-Холм отнесено к военно-стратегической сети дорог Российской Империи. Особое внимание уделено переправам через реки и деревням, способным принять на постой войсковые соединения. Из пространного отчета выделим именно эту часть. За Торопцем в 13 верстах погост Нишавицы и река Ока. Через нее мост на сваях длиной 11 метров. Отсюда до погоста Шеин 15 ½ версты. За погостом 1 ½ версты тракт снова пересекает реку Оку шириной в 12 метров, что заставило возвести мост на клетях протяженностью в 50 метров. За Окой в одной версте погост Манушкин. На 43 версте от Торопца у реки Сережи деревня Тяполово. Ширина Сережи 25 метров в половодье, «крепкий мост на клетях, длиною в 60 метров, поднят высоко над водою». Реку Столопенку с мостом на сваях тракт встречает у деревни Зыково (3 ½ версты). Отсюда до переправы через рекуАлешню у Снопова восемь с половиной верст, а до Холма 41 ½ версты.

    Полковник Семека отметил и такие особенности торопецких дорог. Тракты на обочинах отделялись канавами дренажного типа. От тракта торные дороги вели только к погостам или дворянским имениям. От деревни к деревне крестьяне ездили «как попало». Между Торопцем и Холмом была пробита проселочная дорога с заходом в Чистое и Загорье, но большим вниманием не пользовалась.

    С 1850 года регулярно выходили «Памятные книжки Псковской губернии». Достойно представлен и Холмский уезд. Особенно повезло должностным лицам. В нашем случае - это фамилии людей, связанных со всем, что совершалось в Тяполово. Почва была подготовлена открытием здесь почтовой станции, потом почтовой конторы и почтово-телеграфного отделения. В 1872 году почтовое ведомство сообщало, что Тяполовская приемная станция осуществляет прием простой корреспонденции. Благодаря этому «Тяполово – село Холмского уезда, от Москвы 610 верст» попало на страницы «Всеобщей статистики Российского государства» (М. 1880). Смотрителем почтовой станции состоял И. В. Марковский.

    В 1887 году по Псковской губернии торжественно путешествовал Великий Князь Владимир Александрович. В свите находился корреспондент «Московских ведомостей» К. К. Случевский. 21 июня он отметил: «С переездом Сережи возле Тяполова открылась одна из самых красивых по пути местностей: только что орошенная ливнем долина, в вечернем освещении. За пять минут до нашего приезда молния ударила в один из столбов; стоявшая подле приготовленная под поезд тройка разбежалась и коней пришлось ловить».

    Дальнейший путь до Холма носил пересеченный характер. Леса и поля, холмы и долины быстро менялись. В Билове состоялось представление депутаций от дворянства и местных сельских обществ. До Билова Великого Князя сопровождал и смотритель Тяполовской почтовой конторы Дмитрий Иванович Иванов. В 1888 – 1900 годы за почту отвечал колежский секретарь Константин Павлович Соколов. В 1901 году его сменил неимеющий чина Василий Петрович Шерапов. По данным 1905 года в Тяполове почтово-телеграфное отделение с В. П. Шераповым во главе и заместителем почтово – телеграфным чиновником Константином Дмитриевичем Чирковым. Почта прибывала в Тяполово 4 раза в неделю. По воскресеньям и четвергам в 12 часов пополудни из Холма, а по понедельникам и пятницам в 4 час. 10 мин. Пополудни из Торопца. В 1914 году были уточнены расстояния между станциями : Холм – Новый Двор (21 ¼ версты) - Тяполово (22 ¾ версты) – Пожня (20 ¼ версты) – г. Торопец (23 версты).

    Изменение в составе только одно: в помощниках вначале Василий Павлов, потом почтово-телеграфный чиновник 6-го разряда Михаил Григорьевич Челпанов. В 1908 году от Тяполова отпочковалась почтовая дорога на Троице-Хлавицы через Кочуты.

    Отдельная тема почтовой эпопеи – это фамилии корреспондентов – пользователей. По любезному разъяснению композитора М. П. Мусоргского , он просил своего приятеля, тоже композитора М. А. Балакирева писать ему в 1862 году по адресу: Псковская Губерния, Холмский уезд, станция Тяполово, в село Волок. Через руки почтовых работников прошли письма к окрестным дворянам Антоновым (Савино), Арбузовым (Успенское), Бенуа (Жуково),Куропаткиным (Романовское, Шешурино), Кушелевым (Волок), Сакович (Вашурово), Чириковым (Бончарово), Игнатьевым (Краснополец), Голенищевым-Кутузовым (Конищево), Зеленым (Кузьминское), Войнакуринским (Успенское), земским присяжным заседателем Филиппом Михайловым из Тяполова, Шаховским (Канищево), Палибиным (Петрово) и другим. В крепких почтальонских мешках приходили весточки от солдат японской и германских войн. По великим православным праздникам на поздравительных открытках можно было прочитать имя о. Иоанна Кронштадского, основателя Воронцовского Благовещенского женского монастыря. От почтовой станции Тяполово обитель находилась всего в 20 верстах.

    Перед 1917 годом в Тяполове была открыта Тяполовская земская школа. Единственный учитель Владимир Павлович Тихомиров. Тяполовским ветеринарным пунктом руководил фельдшер Владимир Иванович Черномырдов. Находилась резиденция станового пристава, отвечающего за порядок в Канищевской, Княжесельской, Столопенской, Ровенской и Галибецкой волостях.

    А еще через Интернет я узнал о существовании почтовых марок для Холмской земской почты. Они выпускались с 1906 по 1911 годы номиналом в одну и три копейки. Марка в одну копейку имела светло-коричневый и красный цвета, а в три копейки желто-зеленый и синий цвета. Обе марки имели зубцовую окантовку с изображением в центре герба города Холма, утвержденного 28 мая 1781 года. «Почтовый дорожник Российской Империи» за 1908 год напоминает, что прогонная плата с версты для проезжающих, за доставку почты и эстафет составляла 3 копейки. Расстояние от Холма до Торопца 86 верст, за что надо было заплатить 2 р. 58 коп. Сумма довольно приличная по ценам того времени. Почтовую повозку везли две лошади. На Тяполовской почтовой станции для этих целей держали 6 лошадей. Холмские и Торопецкие чиновники стали первыми зачинателями краеведения. В отчетах земства можно обнаружить любые нужные сведения. Вот два из них. Река Сережа делила окрестные леса на два лесничества. Правая сторона носила имя Тяполовской лесной дачи, а левосторонняя Плоскушинской лесной дачи. Центром лесничества являлись Тяполово и Плоскуша, где жили лесничие, отвечающие за охрану леса и отпуск древесины в пользу близлежащих деревень. Так в 1850 году по Плоскушинской лесной даче утвержден такой план рубки: деревьев – лесин 20 штук, жердей 30 штук, дров и кустарников 50 кубических сажен и сырья под лучину 5 кубических сажен. Тяполовская лесная дача отпускала только дрова в количестве 7 кубических сажен.

    Земские почвоведы обошли весь Холмский уезд, сделали описание рельефа. В 119 район были внесены деревни Щукино, Лопатиха, Юшино, Синяково, Руново, Тяполово, Середохино, Первушино и Симаново. Отмечено, что тяполовские пашни ровные, без валунов. Середохинские имеют покат к реке Сереже и насыщены мелкими валунами. Почвы представляют глинистый песок и суглиную супесь. Про Плоскошь никаких сведений не приведено, хотя уже шло начало прошлого века.