Пятница
19.04.2024
16:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
Кособрюховы- происхождение фамилии »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа


    ШУСТОВ Б. Н.

    кнопки пуговки (13).gifкнопки пуговки (13).gifкнопки пуговки (13).gif


    Кособрюховы- происхождение фамилии


             Кособрюхов- происхождение этой фамилии часто связывают с физическими недостатками предков по аналогии с  фамилиями Косоглазов, Косоротов, Кособоков, Косолапов, Карконосов  и др.  Но в случае с фамилией Кособрюхов более обоснованными представляются другие версии её образования:

              Версия 1: Известно, что в старину на Руси сложились устойчивые названия-клички выходцев из различных губерний в связи с особенностями их основной профессии, ремёсел, условий жизни, питания, говора и других признаков. Так псковичей звали скобарями так как они славились производством особо качественных скоб, необходимых  для строительства. Валдайцев звали колокольниками, вязьмичей- прянишниками, борисоглебцев- кислогнёздыми так как там было много скорняков и клееваров, архангелогородцев- трескоедами, ненцев- самоедами, и т.д. Рязанцев звали кособрюхими, косопузыми в связи с тем, что жители Рязанской губернии славились с древнейших времён плотницким ремеслом. У них всегда на ярмарках имелся при себе остро отточенный заткнутый за пояс плотницкий топор, который так оттягивал пояс, что он косо пересекал живот (пузо, брюхо).  Это был, как сейчас бы сказали их бренд. Плотницкие артели из  Рязанской губ. охотно приглашали на заработки в Москву, Санкт-Петербург и другие города для возведения церквей и внутренней отделки богатых домов.  (Тупиков. «Словарь древнерусских личных собственных имён», 1903г., Буганов В.И. «Омастикон Веселовского», 1974г.).

               В литературе встречаются и другие объяснения происхождения фамилии Кособрюхов, впрочем, по своей сути сходные с 1- ой версией:

       2-ая версия: В газете «Тайны ХХ века», № 53 за декабрь 2012 г. в статье «Выставки, спешите видеть» при перечислении товаров, представленных на ярмарках, указано, что «Пензенская губерния представляла пуховые платки и лапти с двойной пяткой из-за которой пензенцев называли толстопятыми, тогда как рязанцев звали «косопузыми» из-за обычая рязанских женщин особым образом через живот подвязывать косы».

         3-я версия: В историческом романе В. Язвицкого «Иван III-ий Государь Всея Руси» отмечено, что крестьяне, подпоясываясь кушаком, завязывали узел по-разному в разных областях России- на севере узел носили прямой, спереди, а на юге- косой, сбоку. Поэтому, когда мужчина из южной области  (Тамбовской, Рязанской и др.) попадал в северную (Новгородскую, Псковскую и др.), ему могли дать прозвище по способу завязывания узла на кушаке- косое брюхо.

               Во времена объединения Руси в 15-17 веках и позже часто практиковали перемещение населения из одних областей страны в другие с целью заселения земель, опустевших в результате боевых действий, либо вымирания от голода и болезней, либо после подавления восстаний с целью разъединения сплоченных рядов недовольных. Просмотр доступных материалов, касающихся мест проживания граждан по фамилии Кособрюхов на территории России показал их широкое распространение. Так, в  сборниках «Возвращенные имена. Книги памяти жертв политических репрессий» в списках подвергшихся репрессиям в 1928-1937 гг  по  фамилии Кособрюховы представлены выходцы из европейской части России- по 1- 2 человек из Саратовской, Сталинградской, Орловской, Тамбовской, Ростовской, Ярославской областей,  Северного Кавказа, а также с Украины,  Узбекистана, Коми и Дальнего Востока (всего 18 чел. из 32). Часть из них являлись не коренными жителями, а более поздними переселенцами. В первую очередь это касается Кособрюховых с Дальнего Востока (машинисты паровоза), Коми (спецпереселенцы) и Узбекистана.  А больше всего представлены выходцы из Новгородской области (11 чел.) и при этом все из г. Холм и его окрестностей. Из этого следует, что в самом городе Холм и его ближайших окрестностях как до революции так и в довоенное время проживало довольно много жителей по фамилии Кособрюховы, что свидетельствует об очень давнем (возможно с XVII в.) происхождении их предков в этом районе. Плотники, выходцы из Рязанской губ. могли появиться на Новгородской земле и в частности в г. Холме после одной из разорительных воин, которые вели новгородцы с агрессивными соседями, в основном с литовцами, граница с которыми проходила в 15-17 вв близи Холма. В истории г. Холма наиболее драматичным был период  польско- шведской интервенции 1609-1611 гг, когда город был полностью разрушен и сожжен, после чего долго не заселялся. Для возрождения города  требовалось много квалифицированных строителей. Прибыв на новгородские земли и выполнив свою миссию по отстройки городов и сёл, часть Кособрюховых, по-видимому, осталась жить в этом богатом лесами краю. Со временем  Кособрюховы приобрели не только строительные (плотницкие, столярные, передающиеся от поколения к поколению), но и другие  профессии- лесничих, земледельцев, купцов, священников, городовых, культ и партработников и др. В дореволюционное и затем в советское довоенное время Холм служил одним из важных центров снабжения бурно отстраивавшегося Санкт-Петербурга (Ленинграда) лесоматериалами. В Холме строили крупные барки, загружали их строительным лесом и затем сплавляли по рекам в Петербург.  Нередко жители Холма, и в том числе из рода Кособрюховых, переселялись в столицу. В адресной книге «Весь Петербург» за 1915 г. в числе жителей города отмечены 6 человек, в том числе потомственные дворяне Кособрюховы Мария Константиновна и её сын Борис Александрович, а также мещане Дмитрий Иванович, Иван Андреевич, Пётр Егорович и Иван Григорьевич (мой дед). В блокадном Ленинграде согласно «Книге памяти блокада» отмечена гибель 37-ми ленинградцев- Кособрюховых.

              Мой дед Кособрюхов Иван Григорьевич (24.07.1862- 03.02.1937) родился в г. Холм. О его родителях известно из воспоминаний его жены, моей бабушки (бабуни) Александры Васильевны только то, что его отец Григорий Иванович, а,  возможно, и дед были лесничими в лесах Холмского уезда. Бабуня рассказывала, что причиной смерти Григория Ивановича было огнестрельное ранение в ногу, которое он получил когда чистил своё ружьё. От раны произошло заражение крови, от чего он и скончался. Дата смерти Григория Ивановича около 1874 года. Таким образом, дед мой Иван Григорьевич рано остался без родителей. Когда умер отец, ему было всего 12 лет. Он выучился на краснодеревщика и работал, воспитывая своих младших сестру Полину и братьев Константина, Василия и Александра.

              Относительно более далёких предков Ивана Григорьевича Кособрюхова возможны только предположения на основании ответов из Новгородского архива. На основании первого ответа из Новгородского архива появилось первое предположение о том, что «наш род скорее всего продолжается от Евдокима (примерно 1760 г.р.) и его сына Ивана Евдокимовича (примерно 1797 г.р.)- купца 3-ей гильдии». Во втором ответе из Новгородского архива  дано уточнение на основании ревизской сказки от 28.05.1858 г. о том, что у купца 3-ей гильдии г. Холма Псковской губернии Ивана Евдокимова Кособрюхова 60 лет (дата рождения соответственно 1798г.) была жена Анисья Феофанова 50 лет (дата рождения соответственно 1808г), братья Григорий и Тимофей 51 г. (1807 г.р.) с женой Варварой Дмитриевной 41 г. (1817 г.р.) и дочерьми Надеждой 17 лет, Еленой 15 л., Натальей 13 л., Ольгой 11 л., и Анной 2 г. 4 м. Из этого следует, что у купца Ивана Евдокимовича был сын Григорий Иванович, который и являлся, возможно, отцом Ивана Григорьевича.

                 По другой ревизской сказке от 14.08.1811 г. имеются сведения о мещанине Фоме Евтифееве Кособрюхове 36 лет (дата рождения соответственно 1775 г.). А по данным метрической книги церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая г. Холма за 1837 г. о родившихся 23 сентября у Холмского мещанина Ивана Фомина и законной жены его Вассы Евдокимовой родился сын Григорий, крещён 25 сентября. По моему мнению этот Григорий Иванович более подходит на роль отца моего деда Ивана Григорьевича. Тем более, что во всех документах указано, что Иван Григорьевич Кособрюхов являлся мещанином города Холма. В 1862 г., когда родился мой дед Иван Григорьевич, вышеупомянутому Григорию Ивановичу исполнилось 25 лет.

              В 1894 г. Иван Григорьевич женился на Александре Васильевне Богдановой. Отцом её был Василий Парфёнович Богданов, проживавший в Санкт-Петербурге и имевший там торговые предприятия. О её матери Елене  прямые сведения отсутствуют. Но по косвенным данным можно предположить, что она была дочерью священника Троицкой церкви погоста Даньково Псковской епархии.  По имеющимся данным моя бабушка Александра Васильевна родилась в Даньково, а её сестры Пелагея (Поля),  Анна (Нюта)  и их дети жили в г. Холме.  До революции пог. Даньково было центром Русаново- Даньковской волости  Холмского уезда Псковской губернии. Пелагея и познакомила Александру Васильевну с Иваном Григорьевичем.   

          Отпраздновав в Холме пышную свадьбу, молодые Кособрюховы переехали жить в Санкт-Петербург, где Иван Григорьевич  был принят на работу сначала швейцаром, а затем  управляющим домами генерала Целебровского. Он  с успехом справлялся с этой должностью до 1917 г. В период с 1898 по 1912 гг в семье Кособрюховых родились сыновья Евгений, Николай (мой отец) и две дочери Лидия и Нина. После революции дед  вернулся в свой родной Холм, где до конца своих дней проработал по своей плотницкой специальности. Будучи специалистом высокого класса, он пользовался у односельчан почётом и высоким уважением. Когда он умер в 1937 г., его отпевали 2 священника, гроб несли на руках через весь город, останавливаясь у каждого дома, и похоронили на кладбище в Заручейской части города рядом с Вознесенской церковью. Во время войны, к сожалению, церковь была разрушена, а в 1970-ые годы кладбище было ликвидировано и застроена жилыми домами.   В настоящее время в нашей семье не осталось ни одного Кособрюхова: Евгений Иванович умер бездетным, у Николая Ивановича родился только один сын- это я, Борис Николаевич, но мне при рождении родители дали фамилию матери- Шустов; ну а дочери, выйдя замуж, приняли фамилии мужей- Лидия Ивановна стала Кузьминой, а Нина Ивановна- Егоровой. Таким образом, многочисленные потомки выходца из Холма Кособрюхова Ивана Григорьевича, проживающие преимущественно в Санкт-Петербурге, имеют совсем другие фамилии.

              После Великой Отечественной Войны в Холме и его окрестностях мало осталось Кособрюховых. Кто погиб, кто переехал на другое место жительства, многие Кособрюховы поменяли свою «неблагозвучную» фамилию на другие (Григорьевы, Александровы, Яровой  и др.). Однако, в пределах России ещё сохраняются жители по фамилии Кособрюховы, о чём можно судить по многочисленным сайтам в интернете. И всем им я желаю не стесняться этой фамилии, а гордиться своими заслуживающими высокого уважения предками- великими умельцами, тружениками- строителями.

    кнопки пуговки (13).gifкнопки пуговки (13).gifкнопки пуговки (13).gif




    СПИСОК СТАТЕЙ