ОСНОВНОЕ МЕНЮ |
|
|
Форма входа |
|
|
|
Кого берёг образ Холмской Божьей Матери?
Накануне юбилея, 3 августа 2012 года Холм отметит 235 годовщину присвоения статуса уездного города, есть повод возвратиться к истокам, к фактам далёкой истории, в которой много совпадений, вводящих в заблуждение наших современников.
Лет пятнадцать назад я получил письмо из Польши. Работник культуры и краевед-любитель Анджей Пивоварчик из города Хелма просил разрешить трудную для него задачу. Какой Холм изображён на старинной фотографии? Псковский на Ловати или Волынский в Польше. Ведь до революции Польша входила в состав России, и Галицкий Холм на Волыни имел такое же название, как и наш город. Тогда Анджей прислал открытку нашего Владимирского бульвара. Я в ответном письме указал на это совпадение. Так завязалась наша переписка. Тогда ещё мой польский друг хотел издать совместную книгу об истории и современности наших городов-тёзок. Но этому намерению осуществиться не удалось. Отношения между нашими странами были весьма прохладными, да и сейчас, думаю, воплотить такую идею было бы очень сложно. В память о нашей переписке он подарил мне Польско-русский и русско-польский словарь в одной книжке и объёмистый путеводитель «Chelm i okolice» автора Здзислава Казимиржика на польском языке. В этой иллюстрированной книжке кратко изложена 610-летняя история Хелмского края с 1392 по 2002 годы. Учитывая уникальность этого издания (в Холме такой книги ни у кого нет), я подарил её нашему музею. И подарил неслучайно. Потому как частенько возникает путаница между событиями нашей и польской истории.
Вот пример. Одна наша землячка, которая давно живёт в другом городе, обнаружила в Интернете воспоминания штабного офицера времён первой мировой войны. Он описывал, как на фронт в город Холм прибыл Император Николай II с инспекцией войск и пакгаузов на железнодорожной станции. Её нисколько не смутило, что в нашем Холме никогда не было железной дороги, и в 1915 году фронт находился за многие сотни вёрст на западе. Дама искренне удивлялась, как такое большое событие осталось незамеченным местными краеведами и не нашло отражения в музейных экспозициях. Хотя Николай II никогда не был в Холме, а штабс-капитан описывал инспекцию войск, находящихся на фронте против Австро-Венгрии в Холме на Карпатах.
О другом заблуждении мне рассказали недавно в нашем музее. Его директор Наталья Алексеева и методист Елизавета Семёнова с удивлением узнали, что «особо чтимой иконой в старинном Холме была чудотворная икона Холмской Божьей Матери – заступницы города». Вот такое открытие появилось в Интернете?! Толчок дала фраза: «По свидетельству К.К. Случевского, посетившего Холм в 1897 г., на Клинской стороне города с давних времён при впадении Куньи в Ловать стояла древняя часовня с деревянной свечой высотою в полтора аршина, диаметром в четыре вершка и надписью: "21 мая 997 г. (?) её поставил холмский посадский человек Петров". Особо чтимой иконой в городе был чудотворный образ Божией Матери "Холмской" – заступницы города. Икона имела на себе следы ран: один на левом плече, оставшийся, по легенде, от удара меча татарина, который сразу же после этого ослеп, и другой – на правой руке от стрелы литовского воина, после чего у того голова свернулась набок». Она появилась на сайте http://druzhkovka-news.ru/istoriya-goroda-xolm/. Сразу замечу, в цитате ошибка. К. Случевский посещал Холм с великим князем Владимиром не в 1897, а в 1887 году. Причём, второй раз. А свои очерки он написал после первого посещения в 1885 году.
По следам заблуждения
Итак, нахожу сведения об авторе приведённой цитаты. Константин Случевский служил в Главном управлении по делам печати, в министерстве государственных имуществ. В свите великого князя Владимира Александровича совершает в 1885 году путешествие по северу и северо-западу России. 28-29 мая они пребывали в городе Холме Псковской губернии. В 1876 году в Санкт-Петербурге вышел двухтомник очерков К.К.Случевского "По северо-западу России". Том первый назывался "По северу России". Сюда вошёл небольшой очерк "Холм" (стр. 112-114). Кстати, эта информация взята из нашей родной газеты «Маяк» и размещена в Интернете. Далее – краткий пересказ очерка Случевского, но о чудотворной иконе – ни слова. Может быть, автор изложения нарочно упустил её из виду? Обращаюсь к первоисточнику: «Из древностей, имеющихся в наличности, следует упомянуть о «Городище» новгородских времён, окружённом с трёх сторон Ловатью... На Клинской стороне города, в часовне, сохранилась деревянная свеча длиной полтора аршина, раскрашенная цветами, толщиной четыре вершка, с надписью, гласящею, будто-бы 21 мая 997 года её поставил холмский посадский человек Петров. Конечно, этот год неверен, но свеча, несомненно, старинная, вероятно конца XVII века». И ни слова о чудотворной иконе. О ней нахожу в другом источнике – историческом очерке Н. В.Затейщикова-Второго «г. Холм Псковской губернии», изданном в 1891 году. Он пишет: «В местном Богоявленском Соборе, а также в Воскресенской церкви находится точный список с чудотворного образа Заступницы города – Холмской Богоматери. Этот образ имеет на себе знаки язв: один на левом плече, другой на правой руке Богоматери; первый произошёл от удара нанесённого мечом татарина, который за это поражён был слепотою; другой – от стрелы, пущенной также воином, у которого вслед за сим голова свернулась в сторону». Автор приводит ещё несколько легенд. Именно легенд. Потому что здесь же пишет, что «...в 1238 году от Торжка татары пошли Селигерским путём..., но, не доходя ста вёрст до Новгорода, воротились к юго-востоку». Значит, татарского штурма холмской крепости не было и чудотворную икону поранить татарские воины не могли. Это же подтверждает и К. Случевский в своём очерке: «Татары не доходили до Холма никогда...» А как же со следом раны от меча татарина?
История Холмской Богоматери
А так, что подлинная икона Холмской Богоматери к нашему Холму не имеет никакого отношения. Заманчиво было бы присвоить себе столь значимую христианскую святыню, но...
По материалам Холмского Свято-Богородицкого братства за 1916 год, Холмская икона относится к числу древнейших. Предание гласит, что она написана святым апостолом и евангелистом Лукой и привезена в Россию из Царьграда. При крещении своём в городе Корсуни святой князь Владимир получил от греческих императоров Василия и Константина много разных священных предметов и в числе их икону Богоматери, которую он впоследствии подарил городу Холму и которой поручил всю Холмскую страну. В русской истории Холмская икона впервые упоминается в 1240 году, когда город окружили татарские полчища с жестоким, прошедшим Русь огнём и мечом ханом Батыем. Городу угрожало полное разрушение, а жителям — поголовное избиение или ужасная неволя в плену. Объятые страхом горожане стали усердно молиться пред иконой Божьей Матери, а две дочери князя — княжны Холмские — дали обет всю свою жизнь посвятить служению Богу и обновить церковь Пречистой. И услышана была их молитва. Когда жители вынесли чудотворную икону на крепостные валы, окружавшие гору, на которой стояли церкви и монастырь, татарам показалось, что город укреплён высокими неприступными стенами и башнями, а гора, которой им нужно было овладеть, возвышается под самые облака. И они в страхе отступили от города. В 1254 году, когда князь Даниил Галицкий получил «венец и титул», то, вступив в Холм, прежде всего, пришёл в храм Богоматери, пал на колени и усердно молился Пречистой. В 1499 году на Холм напали крымские татары и разграбили город...
Признана чудотворной
Только через 100 лет после разрушения Холма святая икона была обретена во время раскопок и торжественно установлена в восстановленном холмском соборе. С переходом холмского епископа в 1596 году в унию с католицизмом, собор и икона оказались в руках униатов. В 1650 году, во время восстания под предводительством Богдана Хмельницкого на Украине, униаты были вынуждены вернуть святыню православному епископу Дионисию Балабану. В 1651 году польский король Ян-Казимир возобновил в Холме униатскую кафедру и передал ей икону. 29 апреля 1652 года она была установлена в соборе Холма. В XVIII веке икону официально признали чудотворной. В 1765 году образ Богородицы с младенцем Иисусом был коронован золотыми коронами римским папой Климентом XII. В 1875 году Холмскую униатскую епархию присоединили к Русской православной церкви, и 2 сентября 1888 года перед Холмской Богородицей молилась царская семья: император Александр III, его супруга Мария Фёдоровна, великий князь Николай Александрович (будущий император Николай II). В 1915году во время германо-австрийского наступления икону вывезли в Москву, а в 1918 году в Киев. С 1923 по 1941 годы образ Богородицы прятали в киевских частных квартирах верующих христиан. 27 сентября 1943 образ Богородицы вернулся в кафедральный собор Холма. В июле 1944 года митрополит Иларион (Огиенко) решил уехать на Запад и забрал икону с собой, но под Люблином его обоз попал под бомбардировку. Образ был спасён Иларией (Булгаковой), кузиной писателя Михаила Булгакова. Икона попала на тайное сохранение протоиерея Гавриила Коробчука, бывшего викарием в православном соборе на Даниловой горе в Холме. В 1945 году он был вынужден уехать на Украину, где образ сохранялся его семьёй в секрете. В 1996 году владелица иконы Надежда Горлицкая передала Холмскую икону Луцкому музею волынской иконы. Согласно завещанию семьи Горлицкой, икона не может покидать пределы Луцка. В течение десяти лет реставрацией занимался Анатолий Квасюк, который за свою работу удостоен ордена Святого равноапостольного князя Владимира второй степени.
Список с иконы сейчас находится в Базилике Рождества Пресвятой Девы Марии в Холме (Хелм). А где списки, о которых писал Затейщиков-Второй, никому не известно...
Анатолий ПИМАНОВ
(Опубликовано в газете "МАЯК")
Изображение иконы Холмской Божьей Матери
Базилика Рождества Пресвятой Девы Марии в городе Хелм
Музей волынской иконы в Луцке
|
|
|