Четверг
28.11.2024
15:14
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
ХРАМЫ И ЧАСОВНИ г. ХОЛМА »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Форма входа


(Из книги Н. В. Затейщикова-Второго. 1883-1890 г.): »


ХРАМЫ И ЧАСОВНИ г. ХОЛМА

Город Холм разделен на четыре части: 1) Ильинскую, 2) Никольскую (от находящихся в центре их храмов во имя св. Пр. Илии и св. Николая Чуд.), 3) Татиловскую (от Татинова камня или Такинова, как называют другие, от котораго шла межа в этой части), и 4) Клинскую (от клинообразного положения ея между двух рек Ловати и Куньи).

 В «Истории княжества Псковскаго» Высокопреосвященнейшаго Митрополита Евгения упоминаются в г. Холме два монастыря: мужской и женский, а именно – в Клинской части, при устье р. Куньи, Николаевский Дворецкий (мужской), упраздненный в 1764 году, и подчиненный духовному управлению Рдейскаго игумена, Медовский Троицкий (девичий), в одной версте от города, при устье р. Тудра, впад. В Кунью, упраздненный тоже в 1764 г.; памятников того или другого почти не сохранилось; первый даже совершенно изгладился из памяти старожилов.

 В настоящее время церквей в городе семь: три каменных, три деревянных (приписных или кладбищенских) и одна при тюремном замке. Именно: 1) Соборная, Богоявленская, освящена 31 мая 1826 г., построена усердием прихожан на место деревянной Ильинской, существовавшей по 1795 г., 2) Воскресенская, построена в 1795 г., 3) Николаевская – в 1796 г.; вместо деревянной в 1839 г. воздвигнута новая каменная; 4) Тихвинская, кладбищенская, приписная к Соборной – в 1835 г.; 5) Георгиевская, кладбищенская, приписная к Воскресенской – в 1811 году; 6) Вознесенская – тоже кладбищенская, принадлежащая к Николаевской – в 1854 г.; и 7) во имя св. Ап. Филиппа – при тюремном замке – в 1873 г.

 К Соборной Богоявленской церкви пристроены приделы: св. Пр. Илии и Покрова Богоматери; к Николаевской – св. Нила Столобенского Чуд. И Митрофания Воронежскаго; к Вознесенской – Параскевы Пятницы и «Всех Скорбящих Радости» Божией Матери; и к Воскресенской (двух-этажной); в верхнем этаже: Преображения Господня, «Всех Скорбящих Радости» Б.М., Михаила Архангела и в нижнем – Воскресения Христова, Рождества Богоматери, св. Иоанна Предтечи и св. Благов. Вел. Кн. Александра Невскаго.

 В Воскресенском храме из высокочтимых св. икон замечательны: «Холмская» Б.М., «Всех Скорбящих Радости» и «Утоли моя печали»; образ Преображения Господня и Воскресения Христова (по древности).

 В приписной «Тихвинской» Б.М. церкви есть несколько древних икон от прежних храмов и особенно чтимый образ Богоматери «Тихвинской».

 Особенно живописно расположена Воскресенская двухэтажная каменная церковь, под горою, на берегу Ловати, делающей здесь правильный изгиб, окруженная тенистым парком. При Николаевской церкви, прекрасной позднейшей архитектуры, устроен также отличный парк.

 По некоторым соображениям, Воскресенская церковь была и соборною, что видно и из одной имеющейся надписи на книге «Четии-Минеи» следующего содержания: «Сия книга, глаголемая Четия-Минея Сентября числа 4 города Холма Соборной Воскресения Христова церкви куплена в С.Петербурге. Само собою, что этот первый каменный – построенный еще в 1796 г. – храм несомненно мог быть тогда соборным, тем более, что присутственная места в 1700 годах были только на Татиловской и Ильинской стороне, как говорит предание, по росписи духовной в 1796 году в приходе его было 104 двора и в 1809 г. 132 двора и 435 душ муж.п.

 Сведений о древних, прежде существовавших, храмах в г. Холме почти не сохранилось.

 Самым древним храмом, известным по писцовой книге 1495 г.. можно только считать «Спас Преображение»; какие же были храмы ранее – неизвестно. В Медовской церкви от прежняго монастырскаго храма сохранился осмиконечный (грубой неровной работы) деревянный липовый крест, который имеет следующую надпись: «Ц.С.I.Х. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Освятися сей жертвенник города Холма в церкви Нисшествия Св. Духа благословением Епископа града Пскова, при управлении Государя и Великаго князя всея великия и малыя и белыя Руссии самодержца Феодоре Алексеевиче и великом болярине князе великом Петре Алексеевиче и великой княжне Софии Алексеевны 1657 года в Сентября 20 св. великомученика Евстафия и мученика Великаго князя Михаила и болярина ево Феодора Черниковских Чудотворцев».

 Из квитанций Новгородской губернской канцелярии 1733 г. видно, что с церковной земли Троицы Живоначальныя да Илии Пророка, Холмского погоста Деревской пятины получено обороку 4 р. 61 коп. от Холмитянина Максима Емельянова и из квитанции 1748 г. с той же земли, на посад, получено 1 р. 15(3/4) к. от посадского человека Агафона Алексеева. Последния соображения убеждают, что г. Холм был на месте нынешняго погоста Медова. Мнение это мною основано и на следующих предположениях при исследовании Клинской части.

 При устье р. Куньи, на левом берегу, в Клинской части, с незапамятных времен находится деревянная часовня с разными иконами. Пред иконами находится деревянная свеча высотою 1 аршин 7 верш. И толщиною около (1/4) арш. В диаметре. Свеча эта замечательна благовидною отделкою; покрыта масляною краскою и разводными фигурами по темнокоричневому фону. На ней следующая надпись (старославянской письменности):

«Р.Ч.3 года месяца мая в 6 поставил сию свещу Холмите посацко чавк никоско строне Семен Петро он на памят себе и родителям своим».

 В верхнем конце этой свечи углубленное место для лампадика.

 Там же деревянная рука с кольцом (колеском) внутри сжатой ладони, длиною 1(3/4) арш., очевидно, одной работы и одинаково расписанная, как и свеча, но без надписи, и образом св.Муч.Флора и Лавра посреди с Арх.Михаилом и крилами; но надписи на нем нет, хотя по живописи можно судить, что он писан в самой глубокой древности.

 Там же, на Клину, на огороде одного жителя, находят человеческие кости и черепа. Предание указывает на существование здесь церкви св. Николая Чуд. (вероятно – монастырской), отчего, может быть, и сторона эта прежде называлась Никольскою, что подтверждает и надпись на свечи и сведения о Николаевском мужском монастыре в этой части. Николаевская же часть г. Холма образовалась лишь в начале 1800 гг., после выданнаго Высочайше конфирмованнаго плана города. Почему и возникает предположение, что центром древняго Холма был именно Клин (никольская сторона) с главным городом на Татилов и частями Ильинской и посада Троицкаго (что в селе Медове).

 Кроме того, по преданию, была церковь на самом городище (с иконою «Холмской» Богоматери и некоторые добавляют – Всех Скорьящих Радости), другая церковь на слободе близ городища и одна ныняшняго Георгиевскаго кладбища; последняя есть собственно – Воскресенская, в 1811 г. перенесенная сюда от вновь устроенной каменной в 1795 г., и переименована в Георгиевскую с того времени, а устроена она была несколько далее от настоящей каменной Воскресенской, около 1670 г.

 Одно изустное предание говорит, что вышеупомянутая Клинская часовня находится на месте древней деревянной церкви во имя св. Троицы и Рождества Богоматери, сожженная Литовцами; почему в дни этих праздников в часовне ежегодно совершается молебствие, а так же и в домах, как и в дни престольных храмовых праздников.

 Других исторических сведений о храмах в г. Холме не сохранилось.

 Кроме Клинской часовни, при спуске к мосту на р. Ловать, в Татиловской части, поставлена другая – новая, с иконою «Всех Скорбящих Радости» Б.М., а на месте бывших храмов – памятники с иконами.

 Церковной земли ныне числится: за Воскресенскою церковью 22 дес. 589 саж., Николаевскою 154 дес. 1904 саж. И Богоявленскою 75 дес. Приходы богатые: - содержание причта вполне обеспечено.


 

 

ПАРК июнь 2011

 

ПАРК июнь 2011

 

ПАРК июнь 2011

 

ПАРК июнь 2011

 

ПАРК июнь 2011

 

Парк. Сентябрь 2011