Пятница
19.04.2024
09:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
Харламов Михаил Втикторович »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа

    ХАРЛАМОВ МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ

    Главврач санэпидемстанции, заслуженный врач Российской Федерации


    САНИТАРНЫЙ НАДЗОР – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

    15 сентября 1922 года был издан Советом народных комиссаров декрет "О санитарных органах республики", положивший начало формированию санитарно-эпидемиологических учреждений в системе здравоохранения и утвердивший статус службы в качестве государственного контрольного органа. Именно эту дату принято считать днем рождения нашей службы. Вместе со страной служба прошла сложный, неровный путь развития, и в разные периоды ее развития неоднозначно оценивалась эпидемиологическая и санитарно-гигиеническая обстановка.

    В дореволюционной Новгородской губернии не было совершенно никакой санитарной организации. В системе городских и губернских органов самоуправления создавались санитарные комиссии и бюро. Примерно в 1888 году появляются в губернии противоэпидемические организации. В 1894 году в губернии вводится обязательная дезинфекция жилищ. В 1892 году в 10 уездах губернии есть санитарные эпидемические врачи.

    Для содействия врачебно-санитарному надзору образовывались участковые санитарные попечительства. В их функции входило наблюдение за:

    1. Чистотой и исправным содержанием площадей, садов, улиц, мест свалок и т.д.;

    2. Исправным состоянием колодцев, торгово-промышленных заведений, доброкачественностью продаваемых пищевых продуктов;

    3. Постоялыми дворами, банями, ночлежками;

    4. Чистотой средств передвижения;

    5. Изучение жилищных условий.

    Роль эпидемиологических врачей сводилась к тому, что в период массового распространения эпидемий они исследовали условия возникновения заразных заболеваний, знакомились с санитарным состоянием пораженных мест, устанавливали необходимые мероприятия. Последние сводились к изоляции заболевших, открытию временных больниц. В межэпидемический период никаких мероприятий за исключением крайне слабой работы по оспопрививанию не проводилось. Новгородская губерния относилась к числу наиболее отсталых губерний в социально-экономическом развитии. В первые годы советской власти была сделана большая работа по ликвидации эпидемий и улучшению санитарного состояния населенных мест. Эта работа проводилась под руководством санитарного подотдела отдела народного здравия губернского исполкома

    9 марта 1917 года в составе Новгородского губернского здравотдела создан санитарно-профилактический подотдел с отделением статистики, а с 1918 года с секциями санитарного просвещения, социальных болезней. Особое внимание в первые годы советской власти было обращено на санитарно-противоэпидемическое состояние школ и гигиеническое воспитание школьников. Эту работу возглавлял школьно-санитарный подотдел отдела народного здравия губисполкома. Подотделом была организована большая группа школьно-санитарных врачей, в обязанности которых входило наблюдение за санитарным состоянием школ, здоровьем учащихся, проведением противоэпидемических мероприятий и преподавание основ гигиены.

    В 1921 году в Новгороде впервые в губернии была организована бактериологическая лаборатория. После принятия декрета "О санитарных органах республики" в губернии работало 4 санитарных врача. Они проводили плановые санитарные обследования, использовали в своей работе лабораторные методы исследования, так как в губернии было к тому времени 3 лаборатории, проводившие санитарные анализы. К 1930 году в области работало 9 санитарных врачей, из них 3 школьно-санитарных. С конца 30-х годов в Новгородской губернии начали формироваться санитарные учреждения. В предвоенный 1940 год уже действовали 4 санитарно-эпидемиологические станции, 3 санитарно-бактериологические лаборатории, 4 противомалярийных, 5 молочно- контрольных станций. В службе работали 15 санитарных врачей, 4 эпидемиолога, 2 маляриолога, 8 бактериологов, 52 санитарных фельдшера, 12 дезинфекторов. 5 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР восстановлена Новгородская область, а 24 апреля 1945 года организована областная санитарно-эпидемиологическая станция со штатом 61 человек. В 1945 году в области работало 8 санитарно-эпидемиологических станций, 13 госсанинспекций, 4 санитарно-бактериологических лаборатории. Несмотря на трудные условия послевоенного времени в области была заново создана санитарная организация и она была более мощной, чем довоенная. После освобождения области потребовались большие усилия, чтобы восстановить разрушенное хозяйство и ликвидировать санитарные последствия войны и оккупации. Санитарной организации области предстояло ликвидировать вспышки инфекционных заболеваний и, в первую очередь, сыпного, брюшного тифов, возникшие в районах, подвергшихся временной оккупации.

    Условия работы были крайне тяжелые. Не хватало кадров врачей и специалистов среднего звена, совершенно недостаточно было помещений для развертывания лабораторий, инфекционных стационаров, не хватало оборудования, сред, реактивов. Но уже в 1950 году уровень заболеваемости населения брюшным тифом был в 2,1 раза, сыпным - в 3,3, малярией - в 4,5 раза ниже предвоенного 1940 года.

    Имеются документы, подтверждающие деятельность санитарно-эпидемиологической станции и в Холмском районе.

    В послевоенный восстановительный период санитарная организация области, в том числе и санэпидстанция Холмского района вела не только противоэпидемическую работу и текущий санитарный надзор, но и большой предупредительный санитарный надзор за строительством и реконструкцией городов и сельскохозяйственых промышленных предприятий, объектов жилищного и гражданского строительства, водоснабжения и канализации.

    Кроме того, больше внимания стала уделять изучению заболеваемости рабочих промышленных предприятий, сельского хозяйства, предъявлению требований по созданию условий труда, отвечающих гигиеническим нормативам. В 1947 году в области уже было создано 19 СЭС., работало 17 противомалярийных станций и пунктов, 6 санитарно-бактериологических лабораторий. В санэпидучреждениях работал 41 санитарный врач. Для борьбы со вспышками инфекционных заболеваний был создан 31 эпидотряд, в составе которых работало 9 врачей и 158 средних медицинских работников. Довольно широко использовались лабораторные методы изучения внешней среды и ди­агностики инфекционных заболеваний. За год лабораториями области было проведено 2800 химических, более 2400 санитарно-бактериологических и более 34000 бактериологических анализов.

    Период после восстановления характерен дальнейшим укреплением учреждений санитарной службы. Уже после 1949 года во всех районах области были организованы санитарно-эпидемиологические станции.

    После объединения СЭС с госсанинспекцией в 1951 году в области была создана единая сеть санитарно-эпидемиологических учреждений, в обязанности которых входили как проведение противоэпидемических мероприятий, так и текущего и предупредительно санитарного надзора. Характерным для этого периода является специализация санитарного надзора, укрепление материально-технической базы, особенно базы лабораторий, переход к работе по принципу единого отделения.

    В структуре крупных СЭС появились пищевые и промышленно-санитарные отделения с соответствующими лабораторными группами. В штатах городских СЭС имеются школьные и коммунальные санитарные врачи. Все санитарно-эпидемиологические станции имеют санитарно-бактериологические лаборатории. Бактериологические отделения лабораторий имеют вполне достаточное оборудование для проведения необходимых санитарно-бактериологических анализов.

    С расширением масштабов восстановления народного хозяйства в формировании инфекционной заболеваемости все большую роль стали играть новые факторы.

    В 50-е годы отмечено значительное увеличение рождаемости. Происшедшие демографические изменения повлекли за собой перестройку инфекционной заболеваемости. На первое место вышли заболевания детей корью, коклюшем, дифтерией, а также полиомиелитом. Наибольшее распространение эти инфекции получили в 1955-1960 годах. Нередки были случаи смерти от данных инфекций. Задачей первостепенной важности была работа по иммунизации населения района против управляемых инфекций. Значительный вклад в развитие и укрепление санитарно-эпидемиологической службы и oxpaнv здоровья населения района в период 1960-1970г.г. внесли дезинфектор Малаева Анна Семёновна, дезинструктор Тылк Евгения Дмитриевна, медстатистик Захарова Татьяна Даниловна, помощники врачей - эпидемиологов Зеленова Галина Максимовна, Гусева Тамара Степановна.

    С 1963 года после выхода Постановления Совета Министров СССР от 29 октября 1963 года "О государственном санитарном надзоре" начался важный этап в развитии санитарной службы.

    Для него характерны специализация надзора, укрепление материально-технической базы, развитие лабораторной службы.

    Большую роль в становлении и развитии лабораторной службы (бактериологической, паразитологической, санитарно-химической) в Холмском районе сыграли врач-бактериолог Смирнова Альвина Александровна, лаборант-бактериолог Васильева Елена Сергеевна, лаборант-паразитолог Овчинникова Лидия Ивановна. Лабораторией освоено и внедрено много методик диагностики инфекционных заболеваний и исследований внешней среды. Это позволило санитарным врачам и эпидемиологам значительно больше в своей работе конкретизировать и обосновывать санитарно-гигиенические, противо­эпидемические мероприятия. В работе лабораторий все больше уделялось внимания санитарно-бактериологическим исследованиям, имеющим эпидемиологическую направленность.

    Изменилась структура бак исследований - выросло количество исследований воды, пищевых продуктов, воздуха. С 1991 года открыта новая страница в истории санитарно-эпидемиологической службы: она выделена из ведомственного подчинения, переведена на уровень центрального управления и финансирования из Федерального бюджета.

    Значительно изменились функции. Помимо необходимости усиления государственного санитарно-эпидемиологического надзора, практически новым стало целенаправленное изучение состояние здоровья населения в зависимости от среды обитания. Выполнение этой задачи повлекло за собой внедрение системы социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья и средой его обитания. Администрацией района принято постановление «О социально-гигиеническом мониторинге на территории района». В настоящее время осуществляется информационное взаимодействие между учреждениями, уполномоченными на ведение мониторинга. По результатам мониторинга осуществляется информация Главы района, Администрации района о состоянии здоровья населения и влиянии на него факторов среды обитания (издание ежегодных докладов о санитарно-эпидемиологическом состоянии Холмского района, публикация в районной газете «Маяк»).

    Оценивая в целом санитарно - эпидемиологическую обстановку в районе, показатели здоровья населения, проживающего на его территории, — благополучными их назвать нельзя. Более чем в три раза смертность населения превышает рождаемость: напряженная ситуация с туберкулезом, на высоком уровне онкологическая заболеваемость, остается высокой пораженность детей энтеробиозом. Сохраняется напряженность, связанная с со- циальнозначимыми инфекциями: чесоткой, педикулезом, венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией. Более 20% проб питьевой водопроводной воды, отобранной на анализ, не соответствовали гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. Недостаточный уровень водообеспечения населения, ухудшение качества питьевой воды, низкий уровень канализования города потенциально опасно возникновением эпиднеблагополучия по острым кишечным инфекциям, гепатиту. Для нашего района характерна неустойчивая ситуация с распространением данных инфекционных заболеваний.

    В районе утверждена районная целевая программа по улучшения водоснабжения населения района до 2010г. реализация, которой позволит изменить ситуацию с водоснабжением в лучшую сторону. За последние года администрацией района, предприятием коммунального хозяйства проведена значительная работа по водообеспечению населения (пос. Первомайский, Татиловская часть г. Холма. ЦРБ). Эпидситуация осложняется наличием в районе природных очагов туляремии, клещевого энцефалита. Совместно с ЦРБ санитарная служба района проводит работу по организации и проведению профилактических прививок против данных заболеваний. Организовано проведение профилактических дезинфекционных работ. Контроль за выполнением требований санитарного законодательства Российской Федерации Центром ГСЭН в районе осуществляется путем проведения санитарных обследований, осмотров, эпидемиологических расследований и выполнения лабораторных исследований (измерений). За последние годы санитарная служба района значительно расширила практику применения административных мер принуждения за несоблюдение санитарных требований.

    Жизнь не стоит на месте. Изменяются социально-экономические условия в стране, законодательство, в том числе санитарное. Большое значение в улучшение санитарной обстановки на объектах придаётся организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил. То есть администрация учреждений и предприятий обязана организовывать и контролировать выполнение санитарного законодательства по виду деятельности на подведомственных объектах. А органы санитарного надзора в плановом порядке 1 раз в 2 года (внеплановые по показаниям) осуществляют проверки выполнения санитарных правил на объектах, соблюдения санитарного законодательства по тому или иному виду деятельности с целью предупреждения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний среди населения, проводят гигиеническое обучение населения. В настоящее время завершается реорганизация санитарной службы, т.ч. района, которая заключается в разделении надзорной функции и функции, обеспечивающую данную деятельность, в укрупнении учреждений службы, в расширении функциональных обязанностей. Ведомственная принадлежность службы - Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за защитой прав потребителей и благополучием человека. Сохраняется федеральное финансирование службы.

    Основными направлениями деятельности санитарной службы были и остаются профилактическая направленность, разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, мониторинга здоровья и среды обитания человека.