Пятница
26.04.2024
05:28
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
ИЗ ИСТОРИИ ХОЛМСКОЙ ДИНАСТИИ ХОЛМСКИХ »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа

    ИЗ ИСТОРИИ ХОЛМСКОЙ ДИНАСТИИ ХОЛМСКИХ

    Многочисленный род Холмских и их потомков был хорошо известен в уезде и губернии в XIX и начале XX веков.

    В первой половине XIX века священником Даньковской Свято-Троицкой церкви был Пётр Холмский, отец будущего настоятеля Псково-Печёрского монастыря. Настоятелем Торопецкого Корсунско-Богородицкого собора в 1841 году был протоиерей Иоанн Холмский.

    Священником Водивцевской Владимирской церкви Даньковской волости и заведующим церковно-приходской школой в 1904 – 1914 годах был Павел Львович Холмский, который в 1906 году отметил 25-летие своего священнослужения. Одна из его дочерей Александра впоследствии работала в Торопецком педагогическом училище.

    Священником Морховской Троицкой церкви и заведующим церковно-приходской школой  был отец Нил Фёдорович Холмский, а его дочь Лидия – учительницей этой же школы.

    В 1924 – 1926 годах членом редколлегии Холмского отделения Общества краеведения был В.Н. Холмский.

    Погосты Аполец и Даньково

    Галерея известных людей Холмской земли была бы неполной без ярких представителей русской православной церкви из династии Холмский. Одним из наиболее известных представителей этой фамилии был архимандрит Мефодий (в миру Матвей Петрович Холмский). Старейшему псковскому краеведу, Почётному гражданину города Пскова Н.Ф. Левину по архивным материалам удалось отыскать его послужной список и установить, что дедом Матвея был дьякон Василий Холмский.

    Отец Матвея Пётр Васильевич учился в Псковской духовной семинарии, но после окончания первого двухгодичного класса по каким-то причинам выбыл из семинарии. 26 ноября 1814 года он получил место дьячка в Казанской церкви погоста Аполец Холмского уезда. Здесь в семье Петра Васильевича и Евдокии Сергеевны родились двое детей.

    После десяти лет службы в Аполецкой церкви дьячок Пётр был посвящён в дьяконы и переведён в Троицкую церковь погоста Даньково, в семи верстах от Апольца. По сведениям 1872 года в Даньковском приходе было 74 деревни и 2276 прихожан, а на погосте 9 дворов.

    27 мая 1826 года дьякон Пётр Холмский возведён в сан священника. В Данькове в большой семье Петра Васильевича 6 августа 1831 года родился шестой ребёнок, которому дали имя Матфий (Матвей). А всего в семье священника было восемь детей: шесть сыновей (Лев, Фёдор, Гавриил, Матфий, Павел и Иван) и две дочери – Анна и Татьяна.

    Служба отца Петра Холмского в Данькове продолжалась двадцать лет до перевода в 1844 году в Троицкую церковь погоста Волок на реке Серёже Холмского уезда. Здесь находилось имение известного холмского помещика, майора в отставке, участника заграничных походов русской армии 1813 – 1814 годов Луки Ивановича Кушелева, отца участницы Парижской коммуны Елизаветы Дмитриевой (Кушелевой, Томановской, годы жизни - 1850 – 1919).

    Матвей Холмский. Годы учения

    Первоначальное образование и подготовку к служению православной церкви сыновья священника отца Петра Холмского получили в Торопецком духовном училище, которое было основано в 1833 году и до 1867 года имело шестилетний курс обучения, включая приходское училище. Здание бывшего духовного училища в Торопце сохранилось, ныне в нём размещается хирургический корпус районной больницы.

    Матвей поступил в духовное училище в десятилетнем возрасте. Напомню, что в это время настоятелем Корсунского собора в Торопце был протоиерей Иоанн Холмский

    По окончании училища в 1847 году Матвей Холмский сразу же поступил в Псковскую духовную семинарию. По характеристике инспектора семинарии, Матвей Холмский «отличался большой религиозностью, любил церковные службы, с особенным удовольствием занимался богословскими предметами», показал страстное желание послужить церкви.

    В 1853 году он с аттестатом первого разряда окончил семинарию и вскоре женился. Как выяснил Н. Левин, его женой стала дочь великолукского священника отца Иоанна Шалфеева – Елизавета, 1833 года рождения.

    1 июля 1854 года Матвей Холмский, как один из лучших выпускников семинарии, был рукоположен в иерейский сан и назначен священником Благовещенской церкви города Торопца.

    Священник Благовещенской церкви

    В семье Матвея Петровича и Елизаветы Ивановны в Торопце родились три сына – Пётр, Нил и Яков. Всё складывалось хорошо. Богослужение и духовно-просветительская деятельность священника получала высокую оценку владык епархии. Из послужного списка известно, что в 1856 году ему была объявлена «благодарность и Архиепископское благоволение за проповеди с особым усердием слова Божия», а затем в 1861 году «Архипастырская признательность и Божие благословение» за проведение по воскресным дням катехизических поучений и безвозмездное преподавание Закона Божия в детском приюте Святой Ольги.

    Но на девятом году семейной жизни наступила чёрная полоса. Двадцати девяти лет от роду в 1862 году скоропостижно скончалась Елизавета Ивановна. Матвей Петрович в 31 год остался вдовцом с тремя малолетними сыновьями. Помощь по уходу за ними и ведению домашнего хозяйства взяли на себя сестра Анна и мать Евдокия Сергеевна. Но не зря говорится, что беда не ходит одна. Вслед за смертью жены умирают два младших сына.

    Священник налагает на себя правило ежедневно служить Божественную литургию, и выполняет это правило неукоснительно. Молитва и делание добрых дел становятся единственным смыслом его жизни. А свалившиеся на него скорби он воспринимает как испытание Божие, без которого нет спасения души и самого человека.

    В пореформенное время отец Матфий принимает самое активное участие в общественной и благотворительной деятельности: выполняет обязанности благочинного; открывает в приходе церковно-приходскую школу; избирается гласным городской думы, членом уездного Училищного совета, первым председателем благотворительного общества и др. Дважды настоятель Благовещенской церкви отец Матфий был членом правления Торопецкого духовного училища, в котором с 1874 по 1878 годы учился Василий Беллавин (будущий Патриарх всея Руси Тихон), отец которого служил священником Торопецкой Спасо-Преображенской церкви.

    В год своего 25-летнего юбилея службы в Благовещенской церкви, в 1879 году, отец Матфий был награждён орденом Святой Анны третьей степени. Но вслед за этим, в 1881 году, последовало ещё одно испытание. Ещё один удар судьбы. Матвей Петрович потерял последнего сына Петра – студента четвёртого курса Военно-медицинской академии, а через три года ушла из жизни и мать Евдокия Сергеевна. Пастырь задумался о монашестве. Но его духовный руководитель старец Амвросий сказ0ал: «Ещё не пришло время».

    Протоиерей Корсунско-Богородицкого собора

    Отец Матфий тридцать лет верой и правдой прослужил в Благовещенском храме. В знак признания его пастырских заслуг 27 мая 1884 года он был возведён в сан протоиерея (старшего православного священника) и в августе того же года переведён на должность настоятеля Корсунско-Богородицкого собора – главного храма города Торопца.

    В Корсунском соборе находилась святыня Руси – одна из трёх икон Божией Матери, написанных, по преданию, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы. Эта икона была подарена городу невестой князя Александра Невского княжной Александрой, дочерью полоцкого князя Брячеслава при их венчании в Торопце. А в Полоцк она попала из города Эфеса – религиозного центра Византии на Западном побережье Малой Азии – через Корсунь (древнерусское название Херсонеса). В настоящее время в Торопецком соборе находится список иконы, а её оригинал – в Русском музее.

    В своих проповедях протоиерей Матфий не уставал разъяснять наставления древних старцев: «Купи себе трудом покой... Имей рассуждение духовное, возноси ум твой к Богу, но низводи и долу, размышляя, что рано или поздно все в землю возвратимся. Внимай чтению книг божественных, сокрушайся о грехах, говори одну правду, уста чаще открывай для молитвы, руки отверзай для подаяния нуждающимся, сердце удерживай от гнева, в теле сохраняй чистоту, в пище воздержание, колена преклоняй на поклонение Богу. Если сохранишь сие, то и будешь чадом света и сыном Царствия Небесного, спасёшь душу свою».

    Грех, злые дела и помыслы разрушают душу и ведут к гибели человека. Но протоиерей считал, что для спасения души и человеческого достоинства недостаточно ограничить себя одним только уклонением от зла и злых помыслов. Необходимо ещё делать добро.

    Однако служба в Корсунском соборе продолжалась недолго. На 55-м году жизни 27 октября 1886 года протоиерей Матфий был пострижен в монашество с именем Мефодий. И сразу после этого псковский епископ Геморген назначил его настоятелем Никандровой пустыни близ Порхова.

    Так закончился 32-летний период пастырской службы в Торопце, за время которой протоиерей Матфий Холмский снискал почитание и глубокое уважение своих прихожан и всех торопчан.

    У читателя может сложится впечатление, что Матвей Петрович был, скорее, торопчанином, нежели холмитянином. Но главное не в этом, а в том, что такие люди рождались на холмской земле. Ведь и герой Болгарии Павел Калитин и его брат герой Первой мировой войны генерал Пётр Калитин тоже совершали свои подвиги не на холмской земле, а памятники им всё же поставлены в Холме. И холмская земля может только гордиться, что её представители и за пределами своей малой родины достойно несли звание холмича и в меру своих сил и возможностей помогали родному городу.

    Да, некоторые из рода Холмских трудились в Торопце, так как своих священнослужителей такого высокого порядка там не было. И Холм великодушно делился такими людьми с другими городами. Тем более что Холм и Торопец не были чужими. Они были городами одной губернии и одной епархии. В свою очередь Торопецкое духовное училище готовило служителей      церкви для Холмского уезда.

    Настоятель Никандровой пустыни

    Последние девятнадцать лет жизни отца Мефодия (Холмского) были периодом его монастырского послушания. Вскоре после назначения его настоятелем Никандровой пустыни, 27 мая 1887 года, он был возведён в сан архимандрита.

    Обитель возникла в конце XVI века на речке Демянке, близ Порхова, среди непроходимых болот на месте обитания пустынножителя Никандра. После смерти Никандра некий инок Исаия в 1585 году собрал братию и устроил здесь монастырь. Над могилой преподобного построили церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

    В церковном календаре Псковской епархии на 2014 год отмечено, что в Никандровской пустыни архимандрит Мефодий продолжил служение на благо ближних. С первых дней своего пребывания здесь «он принимает подвиг старчества и становится духовным отцом тысяч стекавшегося к нему люда (общая исповедь)». Его попечением на монастырском кладбище была построена церковь. В 1892 году «за отлично-усердную службу» император пожаловал ему орден Святой Анны второй степени. В том же году архимандрит совершил двухмесячное паломничество в святые места Палестины.

    Забегая вперёд, замечу, что, оценивая деятельность настоятеля Никандровой пустыни, порховский священник В. Доманский в прощальном слове на панихиде сказал: «Порховичи сроднились с ним за время его настоятельства в Никандровой пустыни и не прерывали общения духовного... Можно сказать, что для нашей местности отец архимандрит был таким же горящим светильником, каким для всей русской церкви является... пастырь Иоанн Кронштадский. Отец Мефодий был для нас образцом веры и кротости, учителем воздержания, смирения, благодушного перенесения житейских невзгод, которые нередко встречались в его жизни. Псковская епархия лишилась одного из своих лучших сынов».

    После семилетнего настоятельства в Никандровой Благовещенской пустыни архимандрит Мефодий определением Синода от 4 февраля 1894 года за №316 был перемещён на такую же должность в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Надо отметить, что сюда переводились игумены других обителей в знак особого признания их заслуг на прежнем месте.

    Историческая справка

    По одному из преданий, основателями Псково-Печерского монастыря были иноки Киево-Печерской обители, бежавшие сюда в конце XV века от набе6гов крымских татар.

    По другой версии, первым пустынножителем «Богом зданной пещеры» ещё до основания здесь обители был преподобный Марк. А основателем монастыря на высоком берегу речки Каменец, в 50 километрах от Пскова, на границе с Ливонским орденом был священник Иоанн. Об этом в летописи сказано так: Отец Иоанн (в иночестве Иона) «пришед на сие место, начаша копати вместе с матушкой Марией (в иночестве Вассой) в горе церковь за «Богом зданною пещерою к западу»...

    И в лето1473 «иеромонах Иона закончил свой труд – ископа малую церковь в горе», ... которую освятили в день Успения Божией Матери.

    В 1523 году Успенская пещерная церковь была расширена и в ней устроен придел преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Храм имел только один фасад, выходивший на северный склон горы.

    С началом Ливонской войны за выход к Балтийскому морю в 1558 – 65 годах монастырь был ограждён могучими каменными стенами протяжённостью 810 метров с девятью башнями, восемь из которых сохраняются до настоящего времени. С постройкой ограды обитель превратилась в неприступную крепость.

    В XVII веке монастырь получил признание ведущего духовного и культурного центра Северо-Запада России.

    В середине XVIII века поверх пещерного Успенского храма была построен6а церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда же был сделан и общий фасад Успенского, Покровского храмов и установлено пять глав с крестами.

    По указу Екатерины II от 26 февраля 1764 года Псково-Печерскому монастырю был определён штат в составе 34 человек, на содержан6ие которого выделялось 1311 рублей в год.

    Столетие за столетием усилиями братии и настоятелей вокруг «Богом зданных пещер» сложился уникальный историко-архитектурный ансамбль.

    Настоятель Псково-Печерского монастыря

    25 марта 1894 года архимандрит Мефодий (Матвей Петрович Холмский) принял управление Псково-Печерским монастырём. Настоятель обители пользовался огромным авторитетом и почитан6ием насельников, молящихся и паломн7иков. К нему стремились верующие за благословением из уважения за его строгую монашескую жизнь. Его почитали как доброго внимательного, простого и доступного человека.

    В год перевода архимандриту исполнилось 40 лет с начала его священнослужения. В связи с этим состоялось чествование, на котором ему преподнесли архимандритский посох и поздравительный адрес.

    Кроме исполнения своих прямых обязанностей он, как и прежде, принимает активное участие в общественной и благотворительной деятельности. По изысканиям Н.Ф. Левина, 3 июня 1894 года архимандрит принял звание почётного блюстителя Псковского духовного училища, на устройство домовой церкви которого он израсходовал около двух тысяч рублей личных средств. А в 1900 году на устройство домовой церкви епархиального училища он пожертвовал престол и иконостас.

    В 1895 году настоятель избирается членом правления Псковского отдела Императорского православного Палестинского общества, одной из задач которого было поддержание православия и ознакомление верующих с настоящим и прошлым Святой земли.

    Указом от 14 мая 1896 года архимандрит Мефодий был награждён орденом Святого Владимира четвёртой степени, а указом орт 28 августа 1900 года – таким же орденом третьей степени.

    В 1903 году Россия отмечала 200-летие победы Петра I над шведами у стен Печерского монастыря в годы Северной войны. В августе того же года обитель посетил император Николай II с семьёй.

    В год 50-летия священнослужения, в 1904 году, архимандрит Мефодий был награждён орденом Святой Анны первой степени. 1 июля в день юбилея в монастырь прибыли архиепископ Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий), губернатор граф А.В. Адлерберг, настоятели всех монастырей епархии, депутации от Пскова, Порхова, Торопца, Холма и других городов. Это торжество широко освещалось на страницах «Псковских епархиальных вестей» и «Псковского городского листка».

    По воспоминаниям Е.А. Вороновой, «отец Мефодий 23 февраля 1906 года приехал в Санкт-Петербург для консультации с врачами по состоянию его здоровья... На второй день старец был в Воронцовском подворье по делам благочиния. На третий день посетил Свято-Владимирскую учительскую школу, молился в Казанском соборе. На следующее утро служил литургию на Воронцовском подворье. В другие дни посетил Духовную академию... Будучи на подворье, старец почувствовал себя плохо...».

    Он слёг с крупозным воспалением лёгких. Больного два раза навещал Иоанн Кронштадский. За ним наблюдали лучшие доктора Петербурга, но болезнь оказалась сильнее. И 5 апреля 1906 года на 75-м году жизни старец Мефодий скончался на подворье Воронцовского монастыря Холмского уезда. Гроб с покойным по железной дороге был доставлен в Печоры.

    Во все дни своей жизни архимандрит Мефодий верно и усердно служил Господу и народу, оставив нам пример доброй и богоугодной жизни. Его священнослужение и благотворительная деятельность всегда получали высокую оценку и признание. В прощальном слове в Михайловско-Архангельском соборе Печерского монастыря владыка архиепископ Арсений сказал: «...в лице отца архимандрита Мефодия мы лишились дорогого старца и духовного отца, опытного и мудрого советника, примерного пастыря и инока... Скорбит по тебе святая обитель, осиротевшая ныне и провожающая со слезами прах твой; скорбят пастыри всей области Псковской, видевшие в тебе пример истинного доброго пастыря и воплощение иноческих добродетелей; скорбят все многочисленные твои духовные дети».

    8 апреля 1906 года архимандрита похоронили в «Богом зданных пещерах» Псково-Печерского монастыря рядом с его сестрой, монахиней Анной.

    В апреле 2016 года исполняется 110 лет со дня смерти нашего славного земляка архимандрита Мефодия (Матвея Петровича Холмского), но и по сей день над его могилой каждую субботу служится панихида.

    Вячеслав КОТОВ,

    кандидат наук, Почётный гражданин города Холма

    (Опубликовано в газете «Маяк»)

     

    ИЗ ИСТОРИИ ХОЛМСКОЙ ДИНАСТИИ ХОЛМСКИХ - ФОТО