История образования на территории Холмского района,
его сегодня и перспективы развития
(из материалов научно-практической конференции)
26 марта 2002 года
==========================================================
Из истории Холмского уездного отдела народного образования
1918-1922 гг.
его сегодня и перспективы развития
(из материалов научно-практической конференции)
26 марта 2002 года
==========================================================
Из истории Холмского уездного отдела народного образования
1918-1922 гг.
(по документам Государственного архива Новгородской области)
Революционные события 1917 года обусловили коренную перестройку в области народного образования в России.
«29 октября 1917 года нарком просвещения А.В. Луначарский в обращении к гражданам России определил основные направления деятельности своего ведомства, в том числе «добиваться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики», введения всеобщего обязательного бесплатного обучения; ...улучшения материального положения педагогов и так далее».
23 января 1918 года был опубликован декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Спустя несколько дней Государственная комиссии по просвещению постановила передать все учебные заведения в ведение Комиссариата народного просвещения. В течение весны 1918 года в губерниях, в том числе и в Псковской, были упразднены должности инспекторов и директоров народных училищ, гимназий и реальных училищ. Некоторое время в конце 1917 - начале 1918 гг. в Холмском уезде учреждения народного образования находились под началом земства, при котором действовал школьный отдел народного образования.
В этот период интенсивно шло формирование местных органов власти, в том числе органов народного образования. В первом полугодии 1918 года в уездах Псковской губернии заведование народным просвещением возлагалось на культурно-просветительские отделы исполкомов. В Обязательном постановлении культурно-просветительского отдела Псковского губисполкома были определены первостепенные задачи уездных отделов: «В настоящую минуту культурно-просветительские отделы должны приложить все силы к сохранению существующих учебных заведений. Особое внимание должно быть обращено на сельскохозяйственные школы...», волостные и уездные отделы обязывались сохранять в целости и сохранности школьное имущество и инвентарь учебных заведений на территории уездов, в том числе и церковно-приходских, духовных школ и училищ. Рекомендовалось использовать для проведения первых преобразований в деле народного просвещения опытных работников поскольку «...труженик на ниве народного образования, далекий от политической борьбы, может оказаться только на пользу общему делу».
В соответствии с постановлением Псковского губисполкома от 31 мая 1918 года культурно-просветительский отдел был преобразован в отдел народного образования. После чего и уездные исполкомы получили рекомендации о преобразовании культпросветотделов или, при отсутствии таковых, организации уездных отделов народного образования.
В сентябре 1918 года Холмский отдел народного образования направил краткую информацию в Псковский губисполком: «Отдел организован и разделяется на следующие подотделы: школьный, дошкольный, внешкольный, счетоводно-бухгалтерскую и секретарскую части. Образовательный ценз и стаж ответственных работников таков:
председатель отдела - член исполкома окончил второклассную школу,
секретарь окончил 2-х классное училище и курс за 4 класса гимназии, пятилетняя служба по канцелярскому делопроизводству,
завед. школьным подотделом окончил высшее педагогическое заведение - академию, 10 лет педстажа,
завед. внешкольным подот. окончил курс Петроградского учительского института, на службе со 2 апреля 1918 года,
завед. дошкольным подотделом окончила курс гимназии в Петрограде ...и состоит слушательницей лекторской школы, 18 летний опыт по дошкольному воспитанию...».
Всего в отделе работали 32 человека, из них специалистов с педагогическим образованием - 8 (22 рабочих и 2 крестьянина, 2 члена ВКП (б), 1 - член партии левых эсеров, остальные беспартийные). Ощущалась острая нехватка педагогов как в составе отдела народного образования, так и на местах в школах.
Большинство учителей в уезде не принимали нововведений советской власти, в том числе и в области реформирования школы, другие занимали неопределенную позицию. Именно для привлечения учителей на сторону советской власти в Холмском, как и в других уездах губернии, созывались съезды учителей, на которых разъяснялись принципы организации новой системы народного образования в стране. На первом уездном съезде учителей, проходившем в Холме в октябре 1918 года, при участии 218 делегатов - учителей, обсуждались наиболее злободневные вопросы: о работе единой трудовой школы и принципах и методике преподавания в ней, об учреждении курсов переподготовки учителей, организации уроков ручного труда в новых школах, о материальном положении учащих (т.е. учителей) и др. Выступали на съезде учителя - выпускники Петроградских педагогических курсов, которые по настоятельной рекомендации отдела наробраза и за свой счет были направлены для переподготовки в Петроград, выступали сотрудники отдела народного образования, учителя школ. Председатель отдела Локтев оценил работу съезда как переломный этап: «На этом съезда учительство определенно высказалось за совместную и дружную работу с советской властью и за проведение в жизнь принципов и методов трудовой школы».
Первостепенным был вопрос о подготовке педагогических кадров. Это отмечалось в отчете о деятельности школьного подотдела за первое полугодие 1919 года: «Чтобы поднять дело просвещения необходимо, прежде всего, поднять образовательно-педагогический уровень школьных работников. В Холмском уезде этот вопрос особенно острый, так как большинство школьных работников в силу сложившихся местных исторических условий без среднего образования и лишь начинающие педагогическую деятельность...». Такие начинающие учителя прослушивали лекции по методике обучения и принципам организации новой трудовой школы, с которыми выступали инструкторы отдела наробраза, прошедшие трехмесячную подготовку в Москве на специальных курсах, и участники Всероссийского съезда учителей.
Отсутствие денежных средств сказывалось на организации новых школ. В некоторых волостях Холмского уезда для обустройства школ пользовались натуральной повинностью.
Критическое положение складывалось с обеспечением школ учебниками, пособиями. Для их приобретения Холмский отдел наробраза командировал в Великие Луки, Москву и Петроград своих сотрудников и были закуплены тетради, учебники «по новой орфографии» для школ первой ступени.
Несмотря на все трудности новый учебный год в 1918 году начался почти своевременно 15-20 октября 1918 года.
В Холме и уезде насчитывалось на начало 1918 года 6 школ второй ступени (для детей 13 - 17 лет) 211 школ первой ступени (для учащихся 8-13 лет). Формировались они в соответствии с «Положением о единой трудовой школе и «Основными принципами единой трудовой школы», которые предусматривали введение единой трудовой школы с девятилетним курсом обучения, и тесную связь школьного обучения с общественно-производительным трудом. Для того чтобы новые школы действительно отвечали своему названию - трудовые, Холмский отдел народного образования предлагал наделять их земельными участками в 1-5 десятин и привлекать для работы на них учащихся школ. Но на деле сложности были с инвентарем, семенным фондом, распределением земельных наделов.
В эти голодные годы Холмский наробраз выступал с предложением посылать школьников, «обессиленных плохим питанием в школьные колонии в хлебородные губернии». Для Холмского уезда были назначены колонии в Сибири. Но в отчете о деятельности школьного подотдела за 1919 год записано, что «к сожалению, дети сельских школ не особенно выражают желание ехать и из многих волостей ответили отказом».
В 1918 году в Холме действовали объединенные педагогические советы школ города, на собраниях которых решались насущные задачи, требующие скорейшего решения. В повестке дня работы такого собрания в ноябре 1918 года, проходившем в здании первой советской Холмской школы II ступени (бывш. высшее начальное училище), значились вопросы «об изъятии из библиотек книг, не соответствующих духу времени», об организации детского питания в школах, о снабжении учеников обувью и одеждой, о трудоустройстве учителей, о создании школьных музеев, об организации центральной мастерской ручного труда . В отчетах о работе школ Холмского уезда, в том числе Трахновской школы Цевельской волости, Даньковской школы за 1 полугодие 1919 года часто встречается фраза о «недружелюбном отношении» населения к новой реформированной школе, в связи с удалени-ем Закона Божия, введением в школах самоуправления и новых предметов - рисования, лепки, ручного труда. Большинство родителей считали эти предметы «баловством», даже отказывались отпускать детей в школу, замечая, что «отпускали детей в школу учиться ... А это какая грамота?.. Зря лапти трепать». В отчете учительницы Натовской школы отмечено, что «всего... детей школьного возраста 198 человек, посещают школу только 77... Причин такого печального явления очень много, например нужда в хлебе, обуви и одежде, дальность расстояния до школы (5-6 верст) и проч. Но... самая главная причина - это отсутствие у большинства населения по невежеству сознания необходимости грамоты. Многие из учеников по этим же причинам весьма неаккуратно посещают школу. Я полагаю, что ... весной никакие силы, никакие штрафы ... не будут в состоянии заставить крестьян» отпускать детей в школу.
В 1918-1919 годы в ведении еще одного подотдела Холмского УОНО - внешкольного - находилась организация в Холме вечерних общеобразовательных курсов, число слушателей которых доходило до 40 человек. В ноябре 1918 года был утвержден состав лекторов. Отдел организовывал народные чтения, беседы с красноармейцами, участвовал в формировании Холмского союза молодежи, создании народного дома, который располагался в национализированном здании кинотеатра «Аполло» в Холме. В волостях Холмского уезда в 1919 году были оборудованы 6 народных дома и в Немчиновской волости - дом пролеткульта. Как правило, под эти «очаги культуры» приспосабливались бывшие помещичьи усадьбы.
Библиотеки, находившиеся под началом внешкольного подотдела, пополнялись книгами, изымаемыми из помещичьих усадеб. В Холме действовала центральная библиотека и 26 библиотек насчитывалось в волостях. В планах подотдела была организация 120 изб-читален в Холмском уезде, из простого арифметического расчета - по 6 на каждую волость.
В феврале 1919 года Холмский уездный отдел народного образования выступил с инициативой по организации уездного народного музея. В докладе председателя отдела мотивировалось это таким образом: «Трудовое население Холмского уезда, вследствие огромного процента среди этого населения безграмотных, особенно сильно нуждается в развитии в уезде мероприятий по внешкольному образованию. На основании данных всеобщей государственной переписи 1897 г. в Холмском уезде определилось грамотных мужчин - 17,5%. грамотных женщин - 6,3%... За последние 20 лет процент грамотности увеличился, но все же не настолько, чтобы этим можно было удовлетвориться... Принятые Холмским отделом народного образова-ния меры по организации в уезде библиотек, народных домов, народных чтений и школ для взрослых были признаны недостаточными. Необходимо их пополнить и завершить основанием уездного народного музея». В проекте определялась основная цель организации музея: «изучение прошлого и настоящего положения населения Холмского уезда, помощь культурному росту этого населения в будущем». Это был грандиозный проект даже по меркам нынешнего времени. В музее планировалось организовать три раздела исторический, географический и культурно-просветительский. Исторический, должен был состоять из нескольких подразделов: 1-й - история уезда до подчинения Москве, II-й - за период крепостного права и III-й - т.н. «земская Русь» - с 1861 по 1917 г. и коллекций археологической, нумизматической и быта. В планах отдела географического была экспозиция материалов по современному положению населения уезда: статистически и этнографически данных, коллекции по сельскому хозяйству, кустарным промыслам, лесной промышленности, данных по геологии и минералогии. Третьим разделом значился в проекте культурно-просветительский отдел, в составе которого предусматривались библиотека, читальный зал для лекций и различное оборудование для их проведения, лаборатория для определения качества почв, селекционная и метеорологическая станции, склад сельхозмашин и пр. Для 1919 года при полном отсутствии финансирования учебного процесса, отсутствии учебников и оборудования, учебных помещений и недостаточном материальном обеспечении учителей, грандиозный проект обустройства музея оказался не жизнеспособным, планы не реализовались и остались только на бумаге, поскольку в документах 1920 г. они отсутствуют. В 1920-е годы структура Холмского отдела народного образования неоднократно изменялась, появлялись новые подотделы, такие как профессионально-технического образования, охраны детей, социального воспитания, искусств. При отделе действовали комиссии по делам несовершеннолетних, чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.
Эта комиссия начала действовать в Холмском уезде на основании декрета СНК от 19 июля 1920 года и распоряжений Псковского ГубОНО о ликвидации неграмотности. В 1921 году чрезвычайные комиссии по ликбезу действовали в Даньковской, Каменской, Канищевской, Княжесельской, Локонской, Лучанской, Наговской, Немчиновской и Полистовской волостях уезда. Составлялись списки неграмотных, программы обучения, после чего объявлялся прием учащихся. В волостях ликвидацией неграмотности зани-мались исключительно школьные работники. На 1922 год в уезде насчитывалось 103 ликвидпункта, из них в Холме - 2 с числом учащихся - 107. На местах идея ликвидации неграмотности воспринималась неодно-значно. В отчете отдела народного образования за 1922 год отмечалось, что «отношение населения к ликвидации - отрицательное, выражающееся в непосещении учащимися школ, несмотря на некоторые льготы для них. В общем, принимая во внимание неблагоприятные условия по ликвидации неграмотности, она может затянуться лет на 6-7 и то при условии, если будут работать 100 ликвидационных пунктов, и каждый пункт будет делать в год по 2 выпуска в 25 человек каждый».
Этот краткий обзор из истории развития народного просвещения в Холмском уезде исторического становления Холмского уездного отдела народного образования в первые послереволюционные годы, дает возможность проследить первоначальный период организации отдела народного образования, определить направления его деятельности, функции и задачи, пути решения сложных проблем в деле народного образования.