Революционные события 1917 года обусловили коренную перестройку в области народного образования в России.
«29
октября 1917 года нарком просвещения А.В. Луначарский в обращении к
гражданам России определил основные направления деятельности своего
ведомства, в том числе «добиваться в кратчайший срок всеобщей
грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям
современной педагогики», введения всеобщего обязательного бесплатного
обучения; ...улучшения материального положения педагогов и так далее».
23
января 1918 года был опубликован декрет СНК «Об отделении церкви от
государства и школы от церкви». Спустя несколько дней Государственная
комиссии по просвещению постановила передать все учебные заведения в
ведение Комиссариата народного просвещения. В течение весны 1918 года в
губерниях, в том числе и в Псковской, были упразднены должности
инспекторов и директоров народных училищ, гимназий и реальных училищ.
Некоторое время в конце 1917 - начале 1918 гг. в Холмском уезде
учреждения народного образования находились под началом земства, при
котором действовал школьный отдел народного образования.
В этот
период интенсивно шло формирование местных органов власти, в том числе
органов народного образования. В первом полугодии 1918 года в уездах
Псковской губернии заведование народным просвещением возлагалось на
культурно-просветительские отделы исполкомов. В Обязательном
постановлении культурно-просветительского отдела Псковского губисполкома
были определены первостепенные задачи уездных отделов: «В настоящую
минуту культурно-просветительские отделы должны приложить все силы к
сохранению существующих учебных заведений. Особое внимание должно быть
обращено на сельскохозяйственные школы...», волостные и уездные отделы
обязывались сохранять в целости и сохранности школьное имущество и
инвентарь учебных заведений на территории уездов, в том числе и
церковно-приходских, духовных школ и училищ. Рекомендовалось
использовать для проведения первых преобразований в деле народного
просвещения опытных работников поскольку «...труженик на ниве народного
образования, далекий от политической борьбы, может оказаться только на
пользу общему делу».
В соответствии с постановлением Псковского
губисполкома от 31 мая 1918 года культурно-просветительский отдел был
преобразован в отдел народного образования. После чего и уездные
исполкомы получили рекомендации о преобразовании культпросветотделов
или, при отсутствии таковых, организации уездных отделов народного
образования.
В сентябре 1918 года Холмский отдел народного
образования направил краткую информацию в Псковский губисполком: «Отдел
организован и разделяется на следующие подотделы: школьный, дошкольный,
внешкольный, счетоводно-бухгалтерскую и секретарскую части.
Образовательный ценз и стаж ответственных работников таков:
председатель отдела - член исполкома окончил второклассную школу,
секретарь окончил 2-х классное училище и курс за 4 класса гимназии, пятилетняя служба по канцелярскому делопроизводству,
завед. школьным подотделом окончил высшее педагогическое заведение - академию, 10 лет педстажа,
завед. внешкольным подот. окончил курс Петроградского учительского института, на службе со 2 апреля 1918 года,
завед.
дошкольным подотделом окончила курс гимназии в Петрограде ...и состоит
слушательницей лекторской школы, 18 летний опыт по дошкольному
воспитанию...».
Всего в отделе работали 32 человека, из них
специалистов с педагогическим образованием - 8 (22 рабочих и 2
крестьянина, 2 члена ВКП (б), 1 - член партии левых эсеров, остальные
беспартийные). Ощущалась острая нехватка педагогов как в составе отдела
народного образования, так и на местах в школах.
Большинство
учителей в уезде не принимали нововведений советской власти, в том числе
и в области реформирования школы, другие занимали неопределенную
позицию. Именно для привлечения учителей на сторону советской власти в
Холмском, как и в других уездах губернии, созывались съезды учителей, на
которых разъяснялись принципы организации новой системы народного
образования в стране. На первом уездном съезде учителей, проходившем в
Холме в октябре 1918 года, при участии 218 делегатов - учителей,
обсуждались наиболее злободневные вопросы: о работе единой трудовой
школы и принципах и методике преподавания в ней, об учреждении курсов
переподготовки учителей, организации уроков ручного труда в новых
школах, о материальном положении учащих (т.е. учителей) и др. Выступали
на съезде учителя - выпускники Петроградских педагогических курсов,
которые по настоятельной рекомендации отдела наробраза и за свой счет
были направлены для переподготовки в Петроград, выступали сотрудники
отдела народного образования, учителя школ. Председатель отдела Локтев
оценил работу съезда как переломный этап: «На этом съезда учительство
определенно высказалось за совместную и дружную работу с советской
властью и за проведение в жизнь принципов и методов трудовой школы».
Первостепенным
был вопрос о подготовке педагогических кадров. Это отмечалось в отчете о
деятельности школьного подотдела за первое полугодие 1919 года: «Чтобы
поднять дело просвещения необходимо, прежде всего, поднять
образовательно-педагогический уровень школьных работников. В Холмском
уезде этот вопрос особенно острый, так как большинство школьных
работников в силу сложившихся местных исторических условий без среднего
образования и лишь начинающие педагогическую деятельность...». Такие
начинающие учителя прослушивали лекции по методике обучения и принципам
организации новой трудовой школы, с которыми выступали инструкторы
отдела наробраза, прошедшие трехмесячную подготовку в Москве на
специальных курсах, и участники Всероссийского съезда учителей.
Отсутствие
денежных средств сказывалось на организации новых школ. В некоторых
волостях Холмского уезда для обустройства школ пользовались натуральной
повинностью.
Критическое положение складывалось с обеспечением
школ учебниками, пособиями. Для их приобретения Холмский отдел наробраза
командировал в Великие Луки, Москву и Петроград своих сотрудников и
были закуплены тетради, учебники «по новой орфографии» для школ первой
ступени.
Несмотря на все трудности новый учебный год в 1918 году начался почти своевременно 15-20 октября 1918 года.
В
Холме и уезде насчитывалось на начало 1918 года 6 школ второй ступени
(для детей 13 - 17 лет) 211 школ первой ступени (для учащихся 8-13 лет).
Формировались они в соответствии с «Положением о единой трудовой школе и
«Основными принципами единой трудовой школы», которые предусматривали
введение единой трудовой школы с девятилетним курсом обучения, и тесную
связь школьного обучения с общественно-производительным трудом. Для того
чтобы новые школы действительно отвечали своему названию - трудовые,
Холмский отдел народного образования предлагал наделять их земельными
участками в 1-5 десятин и привлекать для работы на них учащихся школ. Но
на деле сложности были с инвентарем, семенным фондом, распределением
земельных наделов.
В эти голодные годы Холмский наробраз
выступал с предложением посылать школьников, «обессиленных плохим
питанием в школьные колонии в хлебородные губернии». Для Холмского уезда
были назначены колонии в Сибири. Но в отчете о деятельности школьного
подотдела за 1919 год записано, что «к сожалению, дети сельских школ не
особенно выражают желание ехать и из многих волостей ответили отказом».
В
1918 году в Холме действовали объединенные педагогические советы школ
города, на собраниях которых решались насущные задачи, требующие
скорейшего решения. В повестке дня работы такого собрания в ноябре 1918
года, проходившем в здании первой советской Холмской школы II ступени
(бывш. высшее начальное училище), значились вопросы «об изъятии из
библиотек книг, не соответствующих духу времени», об организации
детского питания в школах, о снабжении учеников обувью и одеждой, о
трудоустройстве учителей, о создании школьных музеев, об организации
центральной мастерской ручного труда . В отчетах о работе школ Холмского
уезда, в том числе Трахновской школы Цевельской волости, Даньковской
школы за 1 полугодие 1919 года часто встречается фраза о «недружелюбном
отношении» населения к новой реформированной школе, в связи с удалени-ем
Закона Божия, введением в школах самоуправления и новых предметов -
рисования, лепки, ручного труда. Большинство родителей считали эти
предметы «баловством», даже отказывались отпускать детей в школу,
замечая, что «отпускали детей в школу учиться ... А это какая грамота?..
Зря лапти трепать». В отчете учительницы Натовской школы отмечено, что
«всего... детей школьного возраста 198 человек, посещают школу только
77... Причин такого печального явления очень много, например нужда в
хлебе, обуви и одежде, дальность расстояния до школы (5-6 верст) и проч.
Но... самая главная причина - это отсутствие у большинства населения по
невежеству сознания необходимости грамоты. Многие из учеников по этим
же причинам весьма неаккуратно посещают школу. Я полагаю, что ... весной
никакие силы, никакие штрафы ... не будут в состоянии заставить
крестьян» отпускать детей в школу.
В 1918-1919 годы в ведении
еще одного подотдела Холмского УОНО - внешкольного - находилась
организация в Холме вечерних общеобразовательных курсов, число
слушателей которых доходило до 40 человек. В ноябре 1918 года был
утвержден состав лекторов. Отдел организовывал народные чтения, беседы с
красноармейцами, участвовал в формировании Холмского союза молодежи,
создании народного дома, который располагался в национализированном
здании кинотеатра «Аполло» в Холме. В волостях Холмского уезда в 1919
году были оборудованы 6 народных дома и в Немчиновской волости - дом
пролеткульта. Как правило, под эти «очаги культуры» приспосабливались
бывшие помещичьи усадьбы.
Библиотеки, находившиеся под началом
внешкольного подотдела, пополнялись книгами, изымаемыми из помещичьих
усадеб. В Холме действовала центральная библиотека и 26 библиотек
насчитывалось в волостях. В планах подотдела была организация 120
изб-читален в Холмском уезде, из простого арифметического расчета - по 6
на каждую волость.
В феврале 1919 года Холмский уездный отдел
народного образования выступил с инициативой по организации уездного
народного музея. В докладе председателя отдела мотивировалось это таким
образом: «Трудовое население Холмского уезда, вследствие огромного
процента среди этого населения безграмотных, особенно сильно нуждается в
развитии в уезде мероприятий по внешкольному образованию. На основании
данных всеобщей государственной переписи 1897 г. в Холмском уезде
определилось грамотных мужчин - 17,5%. грамотных женщин - 6,3%... За
последние 20 лет процент грамотности увеличился, но все же не настолько,
чтобы этим можно было удовлетвориться... Принятые Холмским отделом
народного образова-ния меры по организации в уезде библиотек, народных
домов, народных чтений и школ для взрослых были признаны недостаточными.
Необходимо их пополнить и завершить основанием уездного народного
музея». В проекте определялась основная цель организации музея:
«изучение прошлого и настоящего положения населения Холмского уезда,
помощь культурному росту этого населения в будущем». Это был грандиозный
проект даже по меркам нынешнего времени. В музее планировалось
организовать три раздела исторический, географический и
культурно-просветительский. Исторический, должен был состоять из
нескольких подразделов: 1-й - история уезда до подчинения Москве, II-й -
за период крепостного права и III-й - т.н. «земская Русь» - с 1861 по
1917 г. и коллекций археологической, нумизматической и быта. В планах
отдела географического была экспозиция материалов по современному
положению населения уезда: статистически и этнографически данных,
коллекции по сельскому хозяйству, кустарным промыслам, лесной
промышленности, данных по геологии и минералогии. Третьим разделом
значился в проекте культурно-просветительский отдел, в составе которого
предусматривались библиотека, читальный зал для лекций и различное
оборудование для их проведения, лаборатория для определения качества
почв, селекционная и метеорологическая станции, склад сельхозмашин и пр.
Для 1919 года при полном отсутствии финансирования учебного процесса,
отсутствии учебников и оборудования, учебных помещений и недостаточном
материальном обеспечении учителей, грандиозный проект обустройства музея
оказался не жизнеспособным, планы не реализовались и остались только на
бумаге, поскольку в документах 1920 г. они отсутствуют. В 1920-е годы
структура Холмского отдела народного образования неоднократно
изменялась, появлялись новые подотделы, такие как
профессионально-технического образования, охраны детей, социального
воспитания, искусств. При отделе действовали комиссии по делам
несовершеннолетних, чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.
Эта комиссия начала действовать в Холмском уезде на основании декрета
СНК от 19 июля 1920 года и распоряжений Псковского ГубОНО о ликвидации
неграмотности. В 1921 году чрезвычайные комиссии по ликбезу действовали в
Даньковской, Каменской, Канищевской, Княжесельской, Локонской,
Лучанской, Наговской, Немчиновской и Полистовской волостях уезда.
Составлялись списки неграмотных, программы обучения, после чего
объявлялся прием учащихся. В волостях ликвидацией неграмотности
зани-мались исключительно школьные работники. На 1922 год в уезде
насчитывалось 103 ликвидпункта, из них в Холме - 2 с числом учащихся -
107. На местах идея ликвидации неграмотности воспринималась
неодно-значно. В отчете отдела народного образования за 1922 год
отмечалось, что «отношение населения к ликвидации - отрицательное,
выражающееся в непосещении учащимися школ, несмотря на некоторые льготы
для них. В общем, принимая во внимание неблагоприятные условия по
ликвидации неграмотности, она может затянуться лет на 6-7 и то при
условии, если будут работать 100 ликвидационных пунктов, и каждый пункт
будет делать в год по 2 выпуска в 25 человек каждый».
Этот краткий
обзор из истории развития народного просвещения в Холмском уезде
исторического становления Холмского уездного отдела народного
образования в первые послереволюционные годы, дает возможность
проследить первоначальный период организации отдела народного
образования, определить направления его деятельности, функции и задачи,
пути решения сложных проблем в деле народного образования.