Четверг
02.05.2024
00:16
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
Гоночные автомашины »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа

    Гоночные автомашины и самодельные тракторы...

    Эти слова можно считать ключевыми словами дня города, который отметили холмичи 3 августа 2002 года.

    225-летие со дня присвоения Холму статуса уездного города совпало с шестым этапом Кубка мира Международной Автомобильной Федерации (FIA) и третьим этапом Кубка мира Международной Мотоциклетной Федерации (FIM) по внедорожным ралли – «Мастер-ралли 2002». Как раз накануне праздника, утром 2 августа, у Исакиевского собора в Санкт-Петербурге был дан старт первому этапу гонок – 530-километровому участку Санкт-Петербург – Холм. А уже во второй половине дня вереница ярких гоночных автомобилей и ревущих мотоциклов въезжала на стоянку, организованную на бывшем аэродроме на Татиловской стороне.

    Тогда я давал репортаж об этом событии в «Маяк» и вместе с толпой холмичей встречал участников гонки. Естественно, для нашего маленького городка международные соревнования стали настоящей сенсацией. Помню восторг мальчишек, с которым они рассматривали мощные внедорожники и мотоциклы, грузовики, принимавшие участие в состязаниях, многочисленные специальные автомобили сопровождения и обслуживания. Разноцветные палатки, яркие комбинезоны, разноязыкая речь... В состязаниях участвовали 38 мотоциклов, 46 автомобилей и 6 грузовиков из 21 страны мира: Франции, Германии, Бельгии, Великобритании, США, Голландии, Испании, Италии, Польши и других. Вместе с обслуживающими автомашинами на площадке бывшего аэродрома собралось более 280 единиц разнообразной техники. Вся трасса, а это более пяти тысяч километров, проходила по территории России – от Санкт-Петербурга до Новороссийска.

    Родоначальники ралли – французы. Поэтому и французское руководство, которое осуществлял Рене Метж, и французское обеспечение: передвижная автомастерская, кухня, информационный центр, вертолёты «Робинсон».


    Уже к вечеру судьи подвели итоги первого этапа гонок, которые были вывешены на специально развёрнутых стендах. Возле них собирались группки разноязычных пилотов и бурно обсуждали замысловатые графики, вычерченные компьютером и распечатанные на широких листах бумаги. На них с любопытством и завистью смотрели местные мальчишки, кто посмелее – брали автографы. Несмотря на кажущуюся сутолоку, лагерь жил чётко размеренной жизнью. За столами под широким навесом завершался поздний ужин. А на импровизированной эстраде уже устанавливалась звукоусилительная аппаратура. И через минуту началось зажигательное выступление фольклорного ансамбля «Ловатяночка». Каждый новый номер гонщики и обслуживающий персонал встречали бурей аплодисментов. А самые заводные из интернационального товарищества спортсменов уже лихо отплясывали под русские народные мелодии…


    А когда на небе уже зажигались первые звёзды, на эстраде появился руководитель ралли и объявил результаты первого этапа. Лучшими стали французы Кристоф Тинзо, Николя Мисслин и Эрик Вигуру, четвёртой была немка Андреа Майер. Пятый результат на этапе показал российский экипаж Александр Хроль – Александр Марзалюк. Лучшими среди новичков были латвийский экипаж Янис Наглис – Модрис Метерс и российский Алексей Беркут – Антон Николаев, а чисто женский экипаж Элизабет Жасинту из Португалии финишировал двадцать восьмым. В мотогонке лучше всех прошёл дистанцию швед Пер-Гуннар Лундмарк, совсем немного проиграли ему голландец Гарри Остинг и португалец Нуно Сантуш. Среди грузовиков лучшее место показал КамАЗ Ильгизара Мардеева.


    В память о первом этапе холмичи подарили его победителям сувениры. Заместитель руководителя ралли, исполнительный директор Валерий Бортновский в нашей беседе выразил признательность новгородцам и холмичам за хорошую организацию. На всём пути гонщиков встречали восторженно и доброжелательно.


    Утром следующего дня, а это была суббота 3 августа, когда ещё не рассеялся туман над остывшим за ночь асфальтом, автомобили и мотоциклы участников ралли с рёвом покидали наш город. Впереди их ждала дорога на Юхнов с двумя скоростными участками в 108 и 99 километров. Редкие в этот утренний час прохожие останавливались и аплодисментами провожали спортсменов. Гонка укатила на восток, а в Холме начинался праздник дня города, и, когда солнце развеяло утренний туман, о международном спортивном событии напоминал специально отставший от ралли вертолёт R-44.


    «Робинсон» и самодельные вездеходы

    Праздничная толпа, гуляя по Владимирскому бульвару и площади Победы, смогла увидеть весьма колоритную выставку техники. Ярко-желтый вертолётик R-44, а немного поодаль собранные местными умельцами из металлических отходов тракторы и вездеходы. Экспонаты буквально облепили детишки. С восторгом они забирались в кабину «Робинсона» и с разрешения его добродушного пилота с наслаждением дёргали и трогали рычажки и кнопочки, а затем уже крутили баранку и давили педали оригинальных самодельных машин…

    Международное авторалли на улицах Холма было первым подобным событием в его истории. А вот выставка самодельной и старой колёсной техники на центральной площади города проводилась уже второй раз. В отличие от предыдущего показа в тот юбилейный год экспозиция была более представительной. Известный холмичам мастер-умелец Александр Петров уже тогда активно демонстрировал свой инженерно-конструкторский талант, представив на суд компетентного жюри из сотрудников ГАИ, гостехнадзора и авторитетных городских автолюбителей две оригинальных самоделки. Это собранный из списанных узлов и деталей трактор и вездеход на базе мотоцикла ИЖ. Вся хитрость вездеходности созданной машины в её больших и лёгких резиновых колёсах. Благодаря такой ходовой части мотовездеход свободно передвигался по любому бездорожью: воде, прибрежному песку, канавам и болотным кочкам. Большой интерес вызвала похожая конструкция болотохода, который из мотоцикла ИЖ соорудил мастер-умелец Владимир Царёв. Самодельный трактор с широким диапазоном применения в личном хозяйстве продемонстрировал Николай Синяков. А пенсионер Виктор Тихонов выставил легковой автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец», образно называемый в народе «табакеркой», 1968 года выпуска. Несмотря на 34-летний стаж, этот автомобиль был не только на ходу, но и в отличном техническом состоянии, при этом имел блестящий внешний вид.


    Тогда у меня ещё не было цифровой фотокамеры, а незаряженный впопыхах подготовки к вечернему репортажу плёночный "Kodak” остался дома. И только утром 3 августа я сделал эти два снимка на площади Победы.


    К полудню, когда основная масса праздничных горожан переместилась в городской парк, где начиналось открытие юбилейных торжеств, R-44 поднялся над центральной площадью и, сделав прощальный круг над городом, взял курс на восток…


    На третий день

    4 августа, уже после юбилейного дня города, холмичи узнали трагическую новость. 3 августа стал днём траура на "Мастер-ралли - 2002". В тот день в результате несчастного случая погибли два немецких гонщика - пилот Хорст Годель и штурман Грегор Хауг, выступавшие на грузовике "Мерседес". Третий член экипажа, механик Уве Зиглер, отделался лёгкими травмами и ушибами. Трагедия произошла неподалёку от города Холма, где на асфальтовой связке между двумя специальными участками грузовик под гоночным номером 305 вылетел с дороги, вероятно, не удержавшись на скользком после прошедшего ливня асфальте. Машину немецкой команды занесло в кювет, она несколько раз перевернулась. Помощь была немедленно вызвана другими участниками, однако немецкие гонщики скончались до её прибытия, раздавленные смятой кабиной.

    Сообщение об этом инциденте прозвучало по существующему тогда проводному радио в выпуске дневных новостей Новгородской областной радиостанции «Славия». В газете «Маяк» ни о третьем, ни о последующих днях гонок не появилось ни строчки. Это и понятно, дальнейшее прохождение ралли по трассе, уже к нашему городу и району не имело отношения. А центральные СМИ освещали гонку весьма скупо. Интернет тогда ещё у холмичей такого массового распространения не имел.


    Десять лет спустя

    Уже спустя десять лет есть возможность восполнить тот пробел. На сайте «Мастер-ралли – 2002» я нашёл подробный дневник гонки всех её дней со 2 по 11 августа, опубликованный пресс-центром ралли на русском, английском и французском языках.

    В общем зачёте после этого этапа Жан-Луи Шлессер всего на 23 секунды опережал Кристофа Тинзо, на четвёртое место поднялся Александр Хроль. Уверенно чувствовали себя в компании титулованных соперников и российские экипажи, дебютирующие в Кубке мира: Илья Кузнецов - Алексей Вершинский, Алексей Беркут - Антон Николаев, Владимир Гнатушенко - Константин Мещеряков.


    Не слишком удачным выдался тот субботний день для экипажа КамАЗа, потерявшего на замене переднего колеса более четверти часа. Но, несмотря на вынужденную задержку, экипаж команды из Набережных Челнов сумел сохранить первенство по сумме двух специальных участков дня.

    В мотогонке оба специальных участка выиграл французский гонщик Франсуа Флик, поднявшийся на вторую строчку зачёта вслед за шведом Пером-Гуннаром Лундмарком, проигрывая ему всего 48 секунд…

    Последний специальный участок, проходивший по берегу моря неподалёку от Анапы 11 августа, окончательно подтвердил победу французов Жан-Луи Шлессера – Анри Маня в общем автомобильном зачёте, россиян Ильгизара Мардеева, Айдара Беляева и Владимира Чагина в зачёте грузовых автомобилей и шведа Пера-Гуннара Лундмарка в мотогонке.


    Их победа вполне закономерна, так как долгое время именно они возглавляли гонку. «Мастер-ралли - 2002» на протяжении десяти дней демонстрировала удивительное разнообразие трасс и дорожных покрытий, на которых гонщики имели возможность проявить себя и показать, на что способны их мотоциклы и автомобили. Такую оценку дали гонке специалисты, а в памяти многих холмичей это замечательное спортивное событие осталось ярким незабываемым и неповторимым зрелищем.


    Анатолий ПИМАНОВ

    Фото автора

    (Опубликовано в газете "МАЯК". Август 2012)

     

     


    1. Дети с удовольствием позируют на фоне вертолёта R-44
    2. За рулём самодельного трактора