Суббота
28.12.2024
10:01
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
ЕСТЬ ТАКОЕ ПРИЗВАНИЕ – УЧИТЕЛЬ »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Форма входа


ЕСТЬ ТАКОЕ ПРИЗВАНИЕ – УЧИТЕЛЬ

Не за горами ХХI век. Человечество готовится переступить порог третьего тысячелетия, оставив позади страшные войны и покорение космоса, изобретение колеса и атомной бомбы. Все дальше удаляясь от природы, человечество стало ближе к ответам на ее загадки. Но какими бы грандиозными не были открытия, каким бы изменчивым не становился наш мир, одно останется вечным, до той поры, пока существует сама жизнь, - потребность учиться и учить.

Собираясь на встречу с учителем географии Холмской средней школы Валентиной Викторовной Степановой, я не ставила перед собой задачу сочинить гимн педагогической профессии. Просто хотелось узнать, чем живет современный конкретный учитель, о чем думает, как оценивает обстановку в стране и районе.

Свое детство Валентина Викторовна провела в Старой Руссе. В семье было трое детей, причем Валентина – старшая. Дети рано потеряли отца, поэтому все заботы о малышах легли на плечи Вали. Мать работала, но поскольку не имела специальности, получала немного.

- Выбирая себе будущую профессию, я долго не колебалась. Помогло то, что долгое время приходилось заниматься с младшими братьями, - говорит Валентина Викторовна.

После восьмого класса она поступила в Боровичское педучилище, которое готовило учителей начальных классов. В Боровичах девушка познакомилась со студентом автодорожного техникума Степановым Виктором Алексеевичем, который впоследствии стал ее мужем. Молодых супругов после учебы по распределению направили в Демянск, где они прожили пять лет.

 

А в Холм переехать пришлось, чтобы помочь родителям мужа. В наш город Степановы приехали уже полным семейством – с двумя детьми – Лешей и Таней.

Здесь сразу получили отдельную квартиру. Валентина Викторовна устроилась  на работу в ХСШ воспитателем группы продленного дня. И вот уже пятнадцать лет работает в нашей школе. Однако профессия воспитателя не удовлетворяла энергичную женщину, поэтому она поступила на заочное отделение в Новгородский педагогический институт, который закончила в 1987 году.

- Программа Боровичского училища дала очень много, поэтому продолжать учебу в институте было легко. Хотелось не только получить высшее образование, - рассказывает моя собеседница, - но как-то расширить кругозор, получить вторую профессию. Естественно–географический факультет тогда был новым, туда я и поступила.

На третьем курсе Валентина Викторовна взяла часы ушедшей на пенсию Зинаиды Николаевны Тимофеевой. Поначалу было трудно, география – предмет, на котором нужно много говорить, объяснять, рассказывать, притом так, чтобы было понятно ребятам и интересно.

- Чувствовалась скованность языка, - вспоминает В.В. Степанова, - приходилось много готовиться к урокам. Но со временем освоилась, да и дети помогали.

Помимо педагогической деятельности активно участвует Валентина Викторовна и во внешкольной работе с детьми, и в общественной жизни школы.

Долгое время была в профкоме ответственной за культмассовую работу. Вела туристический кружок на базе тогда еще дома пионеров. Теперь есть и еще одна не кое-какая нагрузка – депутат районной думы.

- Мне очень помогает муж, - говорит Валентина Викторовна, - благодаря ему я могу вести активную общественную деятельность. И моральная поддержка в семье, и помощь в хозяйственных делах очень важны. Тем более когда в семье трое детей. Старший учится в институте в Великих Луках. Таня заканчивает одиннадцатый класс, мечтает стать педагогом-воспитателем детского сада, но пока отговариваю ее. По-моему, у дочери слишком непостоянный характер для такой профессии. Младший учится во втором классе.

Депутатской работой я не очень удовлетворена, - продолжает В.С. Степанова. – Многого не знаю, кое-чего не понимаю, перегруженность в школе не позволяет работать плодотворно. Но доверие избирателей оправдать стараюсь.

Сейчас Валентина Викторовна классный руководитель 11-а класса. Это второй ее выпуск в школе. Класс хороший, сильный. Два ученика выбрали географию как будущую профессию. В старших классах уроки приближены к занятиям в институте, то есть обучаем ребят учиться самостоятельно. Разгадать ребенка, конечно, трудно. И очень хорошо, что в нашей школе есть психолог, который помогает в конкретных ситуациях. Хотелось бы, чтобы и родители пользовались его услугами.

Много у учителей сейчас проблем, которые своими силами им даже и не решить. Истрепались старенькие наглядные пособия, стоят денег учебники. До сих пор ребята изучают просторы родины по карте не существующего СССР.

- И просвета не видно, - заканчивает Валентина Викторовна. – Конечно, дело не в нашей администрации. Такая ситуация в школах сейчас в целом по стране. Из-за безденежья и в школе, и в семьях учителей в коллективе очень нервозная обстановка. Но все мы понимаем, что забастовки – это не выход. От них страдают прежде всего дети, которые идут к нам за знаниями, которые собираются поступать в вузы. Мне работа очень нравится, вот только бы платили за нее, тогда и вообще все было бы отлично.

Не за горами третье тысячелетие. Век ХХI, век компьютеров и высоких технологий. А в маленьком провинциальном городишке ребята успешно изучают родные просторы по старенькой книге бывшего могучего государства и мечтают о новых научных открытиях. Потому что с ними рядом их учитель, для которого выбранное дело не просто профессия, а призвание.

Елена Вишнякова

13 января 1999 г.

Опубликовано в газете "Маяк"