ЕСТЬ ТАКОЕ ПРИЗВАНИЕ – УЧИТЕЛЬ
Не за горами ХХI век. Человечество готовится переступить порог третьего
тысячелетия, оставив позади страшные войны и покорение космоса, изобретение
колеса и атомной бомбы. Все дальше удаляясь от природы, человечество стало
ближе к ответам на ее загадки. Но какими бы грандиозными не были открытия,
каким бы изменчивым не становился наш мир, одно останется вечным, до той поры,
пока существует сама жизнь, - потребность учиться и учить.
Собираясь на встречу с учителем географии Холмской средней
школы Валентиной Викторовной Степановой, я не ставила перед собой задачу
сочинить гимн педагогической профессии. Просто хотелось узнать, чем живет
современный конкретный учитель, о чем думает, как оценивает обстановку в стране
и районе.
Свое детство Валентина Викторовна провела в Старой Руссе. В
семье было трое детей, причем Валентина – старшая. Дети рано потеряли отца,
поэтому все заботы о малышах легли на плечи Вали. Мать работала, но поскольку
не имела специальности, получала немного.
- Выбирая себе будущую профессию, я долго не колебалась.
Помогло то, что долгое время приходилось заниматься с младшими братьями, -
говорит Валентина Викторовна.
После восьмого класса она поступила в Боровичское
педучилище, которое готовило учителей начальных классов. В Боровичах девушка
познакомилась со студентом автодорожного техникума Степановым Виктором
Алексеевичем, который впоследствии стал ее мужем. Молодых супругов после учебы
по распределению направили в Демянск, где они прожили пять лет.
А в Холм переехать пришлось, чтобы помочь родителям мужа. В
наш город Степановы приехали уже полным семейством – с двумя детьми – Лешей и
Таней.
Здесь сразу получили отдельную квартиру. Валентина
Викторовна устроилась на работу в ХСШ
воспитателем группы продленного дня. И вот уже пятнадцать лет работает в нашей
школе. Однако профессия воспитателя не удовлетворяла энергичную женщину,
поэтому она поступила на заочное отделение в Новгородский педагогический
институт, который закончила в 1987 году.
- Программа Боровичского училища дала очень много, поэтому
продолжать учебу в институте было легко. Хотелось не только получить высшее
образование, - рассказывает моя собеседница, - но как-то расширить кругозор,
получить вторую профессию. Естественно–географический факультет тогда был
новым, туда я и поступила.
На третьем курсе Валентина Викторовна взяла часы ушедшей на
пенсию Зинаиды Николаевны Тимофеевой. Поначалу было трудно, география –
предмет, на котором нужно много говорить, объяснять, рассказывать, притом так,
чтобы было понятно ребятам и интересно.
- Чувствовалась скованность языка, - вспоминает В.В.
Степанова, - приходилось много готовиться к урокам. Но со временем освоилась,
да и дети помогали.
Помимо педагогической деятельности активно участвует
Валентина Викторовна и во внешкольной работе с детьми, и в общественной жизни
школы.
Долгое время была в профкоме ответственной за культмассовую
работу. Вела туристический кружок на базе тогда еще дома пионеров. Теперь есть
и еще одна не кое-какая нагрузка – депутат районной думы.
- Мне очень помогает муж, - говорит Валентина Викторовна, -
благодаря ему я могу вести активную общественную деятельность. И моральная
поддержка в семье, и помощь в хозяйственных делах очень важны. Тем более когда
в семье трое детей. Старший учится в институте в Великих Луках. Таня
заканчивает одиннадцатый класс, мечтает стать педагогом-воспитателем детского
сада, но пока отговариваю ее. По-моему, у дочери слишком непостоянный характер
для такой профессии. Младший учится во втором классе.
Депутатской работой я не очень удовлетворена, - продолжает
В.С. Степанова. – Многого не знаю, кое-чего не понимаю, перегруженность в школе
не позволяет работать плодотворно. Но доверие избирателей оправдать стараюсь.
Сейчас Валентина Викторовна классный руководитель 11-а
класса. Это второй ее выпуск в школе. Класс хороший, сильный. Два ученика
выбрали географию как будущую профессию. В старших классах уроки приближены к
занятиям в институте, то есть обучаем ребят учиться самостоятельно. Разгадать
ребенка, конечно, трудно. И очень хорошо, что в нашей школе есть психолог,
который помогает в конкретных ситуациях. Хотелось бы, чтобы и родители
пользовались его услугами.
Много у учителей сейчас проблем, которые своими силами им
даже и не решить. Истрепались старенькие наглядные пособия, стоят денег
учебники. До сих пор ребята изучают просторы родины по карте не существующего
СССР.
- И просвета не видно, - заканчивает Валентина Викторовна. –
Конечно, дело не в нашей администрации. Такая ситуация в школах сейчас в целом
по стране. Из-за безденежья и в школе, и в семьях учителей в коллективе очень
нервозная обстановка. Но все мы понимаем, что забастовки – это не выход. От них
страдают прежде всего дети, которые идут к нам за знаниями, которые собираются
поступать в вузы. Мне работа очень нравится, вот только бы платили за нее,
тогда и вообще все было бы отлично.
Не за горами третье тысячелетие. Век ХХI, век компьютеров и высоких технологий.
А в маленьком провинциальном городишке ребята успешно изучают родные просторы
по старенькой книге бывшего могучего государства и мечтают о новых научных
открытиях. Потому что с ними рядом их учитель, для которого выбранное дело не
просто профессия, а призвание.
Елена Вишнякова
13 января 1999 г.
Опубликовано в газете "Маяк"