Используйте для ссылок адрес этого материала в Интернете: http://informpskov.ru/news/19496.html
Источник: ПСКОВСКОЕ АГЕНТСТВО ИНФОРМАЦИИ - http://informpskov.ru
Дата публикации: 18:34, 21 марта 2005
Рдейский монастырь
Нашу Родину называли в прошлом Святая Русь, что было вполне
оправданным. На огромных пространствах страны стояли бесчисленные храмы и
монастыри, куда ни бросишь взгляд – увидишь крест на куполе. Да и
сейчас по псковскому пейзажу в исторической части города это очень
заметно. Сколько осталось от былого - кто знает, кто считал. На границе
Бежаницкого (Псковская область) и Холмского районов (Новгородская
область) раскинулось огромное и труднопроходимое Рдейско–Полистовское
болото. Льста – болото, полистово – озеро по болоту. Там, на этой
территории много рек, видимых и невидимых, рек погребенных, торфяников и
суходолов. Там, в этих лесных болотах сохраняются останки Рдейского
Успенского монастыря. К нему пешком не пройдешь, его охраняют болота и
озера, дороги нет. Но вот уже пять лет, каждый год туда отправляется
экспедиция туристов-экстремалов. О последней экспедиции нам рассказала
ее постоянная участница Любовь Масленникова, заместитель директора
Псковского фиала Международной академии туризма.
Любовь Владимировна, что представляет экспедиция, в которой Вы участвуете, кто автор такой необычной идеи?
Это очень сложная, экстремальная экспедиция. Авторами идеи были
Вячеслав Котов (Пединститут), Олег Константинов (Новости Пскова), Юрий
Старобинец (Ассоциация сверхлегкой авиации) и Мирон Антипов (Клуб «Семь
тысяч»), ныне наш студент. Участвуют в экспедиции от 15 до 30 человек со
своими летательными аппаратами дельта- и парапланами, среди них есть
бывшие летчики. География участников экспедиции: Псков, иногда Великие
Луки, Холм, Малая Вишера, Москва и Петербург. В экспедиции участвует
сборная России по дельтапланеризму, был даже среди участников космонавт -
Геннадий Манаков.
о. Андрей благословляет участников экспедиции в Рдейский монастырь
Получается у вас такая адреналиновая экспедиция?
Нет. Это больше, чем туризм. Это такой синтез духовного и
экстремального. Выбрали отдаленное место, которое раньше выбирали монахи
– пустынножители.
Как можно определить это место географически и топографически?
Рдейско-Полистовский болотный массив, огромный и непроходимый. В
прошлом году под нами трещал лед, из четырех вездеходов у нас дошли
только три. Парапланеристы долетели тоже не все, три часа мы искали
одного из участников экспедиции – у него сложилось крыло.
Как финансируется экспедиция?
Финансирует экспедицию Мирон Антипов, но есть и взносы участников. Дорого, но такие экспедиции необходимы, хоть раз в году.
Когда обычно организуется экспедиция?
В марте. Болота должны замерзнуть, и март очень удобен в плане
движения воздушных масс, да и уже не так холодно. Летом сожрут комары.
Так что обычно в марте. У нас база в Холме, нам очень помогает городская
власть Холма, они участвуют в экспедиции, дают нам приют и до сих пор
считают себя нашими, называют себя «мы - пскобские». Территория
Холмского уезда когда-то входила в состав Псковской губернии.
Но почему Рдея, Любовь Владимировна, почему не полетели на Соловки, или еще куда?
Вячеслав Котов - автор книги «Холм», и поэтому он выбрал Рдею. Да и место это удивительно целительное.
Так что же такое Рдея?
Два озера, на их стыке - полуостров, а на полуострове стоит храм 50
метров высотой - Успенский собор Рдейского монастыря. Исторические
сведения рассказывают о том, что монастырь появился в ХVП веке, но,
думаю, раньше, когда на Псковской земле образовалось движение
пустынножителей – монахов. Тогда основывали пустыни Никандр Порховский и
Ефросин Елеазаровский, Онуфрий Мальской и Савва Крыпецкий и др.
Возможно, и здесь пустынники жили уже в ХV столетии. Называлась пустынь
Лазарев скит, а потом силой молитвы место стало притягивать
монашествующих. И во второй половине ХVП столетия были построены церкви
преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и Преображения, образуется
мужской монастырь. Затем монастырь пришел в запустение, но в конце ХIХ
века стараниями Александра Мамонтова он стал возрождаться. Мамонтов был
болен, и пока обитель возрождалась, пока строился храм Успения
Богородицы, покровитель исцелился. Храм красного кирпича, сложной
декоративной ковкой и с великолепным мраморным иконостасом, строился
пять с лишним лет, очень быстро.
Мамонтов дал на храм более 150 тысяч, но до окончания строительства
не дожил. Освящался храм уже в присутствии его сына, в 1902 году.
Территория монастыря небольшая – пять гектаров, но такой большой храм
свидетельствует о том, что народу на молениях было много. И обитель
стала женской. Синодом была определена игуменья из Зверева монастыря –
матушка Евсевия.
Успенский храм. 1902 г.
До какого времени монастырь был действующим?
До 1932 года. Монастыря уже вроде и не было, а люди шли за исцелением, такая сила у этой монастырской территории и церкви.
А как же туда попасть обычному человеку, не дельтапланеристу?
А никак. Там непроходимое болото. Не всякий дельтапланерист долетит, и не всякий вездеход пройдет.
Народ православный в экспедиции участвует, Любовь Владимировна?
Нет, не все. Разные люди. В экспедиции марта 2005 года, нашей пятой
экспедиции, нас сопровождал настоятель псковского храма Иоанна Богослова
на Мишариной горе священник Андрей Таскаев. Батюшка добирался до
монастыря на машине (был сам за рулем) и вездеходе, вместе с участниками
экспедиции. Понятно, что каждый священник должен служить на своем
приходе, а он поехал с нами провести первую службу, так что наш
священник совершил подвиг.
И какое впечатление оставляет храм?
Храм намоленный, и когда ты там – то как дома. Ты попал домой. Нет дверей, нет окон, лед стекает по стенам.
А какова дальнейшая судьба монастыря после закрытия?
В 1932 году монастырь закрывается, но во время войны живет там
монахиня, ее называли Голубушкой, люди ее видели, просили ее молитвы и
исцелялись. И в нашей экспедиции есть люди, которые исцелялись после
путешествия в Рдею. В 1944 году здесь Партизанский край, проходит
ленинградская Дорога жизни через Рдею. Колокольню монастырскую
обстреливали фашисты, а Голубушку, как говорят старожилы, расстреляли
партизаны. Когда-то монастырь был богатым, сейчас остался только
«руинированный храм», который, как старый гордый инвалид, возвышается
посреди болот и леса. Он – красавец. Стены все целы, пять куполов целы,
на некоторых кресты сохранились. Все разорено, но вот подцерковье храма,
хоть он и стоит на болоте, абсолютно сухое. Его отапливали паровые
котлы от Демидова, а был рассчитан храм на 750 человек.
Любовь Владимировна, а у Вас какие впечатления от увиденного?
Когда я вхожу в этот храм – у меня просто праздник, возможно, мои
корни связаны с новгородской, холмской землей. В этом году была первая
служба в монастырском храме Успения Богородицы. Состояние для
православного просто неописуемое, состояние истинного праздника по одной
простой причине: отец Андрей служит водосвятный молебен, а я явно слышу
звон монастырского колокола, слышу пение. Был у нас и первый крестный
ход вокруг храма после его поругания. Нас было совсем немного, а я
ощущала, что нас идет много, тысячи, все шесть столетий. Я ж понимаю,
что нет мертвых, все – живые. В этом году все доехали на вездеходах, на
аэросанях, долетели на парапланерах и дельтах. Все. Такое было впервые.
Информационная служба Псковской епархии.
Фотографии экспедиции в Рдейский монастырь Олега Константинова.
© 2001-2016, электронное периодическое издание "Псковское агентство информации".
При использовании материалов сайта ссылка на "Псковское агентство информации" обязательна.
При использовании материалов сайта в традиционных средствах массовой
информации ссылка на "Псковское агентство информации" обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-37422 от 04.09.2009
выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
E-mail: redactor@informpskov.ru
Источник: Рдейский монастырь