Пятница
29.03.2024
05:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
Экскурсия в город Холм XVI века »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа

    Экскурсия в город Холм XVI века

    Статья Почётного гражданина города Холма, известного историка и краеведа, автора книги «Холм на Ловати и его земля» Вячеслава Котова.  (Опубликовано в газете "Маяк")

    Да ведают потомки православных
    Земли родной минувшую судьбу.
    А.С.Пушкин.

    Холмский погост на рубеже XVI века

    На последнем этапе независимости Новгородская земля делилась на пятины (по числу концов Великого Новгорода), а пятины на погосты. Под названием «Холмовьской погост» Холм впервые упоминается в Договорной грамоте Новгорода Великого с Литвой в 1471 году.

    Погост был административно-финансовой единицей, его территория в среднем по Деревской пятине равнялась 467 квадратным верстам.

    По данным переписной оброчной книги 1495 года в административном центре Холмского погоста значились церковь во имя Спаса Преображения и семнадцать дворов. Холмский погост занимал территорию юго-западной части Деревской пятины. Первоначально он делился на четыре стана: Лазаревский (по названию одноимённой деревни на Ловати), Кунский по реке Кунье, Ратновский и Морховский. На погосте было 302 поселения, из них три четверти были одно - и двухдворыми.

    В новгородский период погосты управлялись должностными лицами, присылаемыми из Новгорода. После покорения в 1478 году и присоединения Новгородской земли к Московскому государству Иван III направил в Холм своего наместника. Известно, что таковым в 1491 году был Андрей Колычев.
    Холмская земля в течение полутора веков находилась на рубеже с Торопецкой землёй, входившей в состав Великого княжества Литовского. Но в 1500 году Иван III начал войну за возвращение западных русских земель. Псковско-новгородская рать из Великих Лук ходила на Торопец и 9 августа освободила его. По перемирию 1503 года Торопецкая земля вошла в состав Московского государства, а Холмская земля впервые за несколько веков перестала быть порубежной с Литвой.

    В завещании Ивана III (1500 г.) Холм назван городом, а погост-округ, на московский манер, всё чаще стал именоваться уездом.

    Город и его посад

    В 1535 - 36 годах на левом берегу Ловати на Татиловском холме была построена деревоземляная крепость, обнесённая стеной с башнями, валом и рвом. Возведение оборонительных укреплений в первую очередь и означало основание города. Но они всегда были связаны с населённым пунктом. Поэтому понятия о городе как жилом месте и городе-крепости сливаются между собой. И, по заключению академика Б.А. Рыбакова, город, таким образом, представлял «сочетание… крепости, дворов феодалов (местной знати), ремесленного посада, торговли, административного управления, церквей». Посад как часть города располагался за пределами крепостной стены.

    Посадом в Холме должны были бы называться все три части города (Левобережная, Правобережная и Клин), находившиеся за стеной крепости. Однако в писцовой книге 1575 года читаем: «Да в Холму же на посаде.., да на Никольской стороне.., в Троецком приходе на Клине»; «за Ловотью (по отношению к центру средневекового города – прим. авт.) на Никольской стороне» и т.д. Таким образом, в Холме посадом именовалась, да и сейчас называется, только часть одной Спасской (Татиловской) стороны.

    Это объясняется особенностями становления Холма как единого административно-территориального поселения. Дело в том, что все три стороны будущего города изначально возникли и развивались как независимые и самостоятельные единицы. Селения, расположенные друг против друга и разделённые рекой, хорошо известны и сейчас. Поэтому посадом называли ту часть Спасской стороны, где находился город-крепость. А когда все три части Холма стали единой административно-территориальной единицей с общим органом самоуправления, название посада по традиции так и осталось только за частью города на Татиловской стороне.

    Посад определяется как торгово-ремесленная часть города. Однако, в XVI веке  в городах новгородско-псковского края почти всё население сидело на пашне. В силу этого здесь ещё не было посадов, состоявших только из торгово-промышленных людей. Не был исключением и посад Холма. Не случайно в книге Третьяка Репьева указано, что «Холму же около посаду» принадлежит 12 обеж пашенной земли (1 обжа равнялась 15 десятинам). Таким образом, особенность Холмского посада в широком смысле слова (все три стороны) как раз и заключалась в том, что его население состояло не только из торгово-ремесленных, но и пашенных людей, т.е. крестьян. На посаде же размещались дворы стрельцов, пушкарей и других ратных людей.
    Отголоски былой самостоятельности различных частей города давали о себе знать еще в XIX веке. На бытовом уровне это проявлялось в определённом соперничестве и даже некоем противостоянии сторон, которое усилилось после переноса административного центра на Никольскую сторону. В частности, это проявлялось в кулачных боях между Никольской и Татиловской сторонами, которые Н.В. Затейщиков-Второй называл «войнами». Проходили они в зимние праздничные дни на льду Ловати у извоза. Начинали «войну» мальчуганы, а затем вступали и взрослые. Иногда дело доходило до палок. Бывали и пострадавшие, но не было ни одного случая, чтобы кто-то из них обращался в суд. Властям города эти «забавы» с трудом удалось приостановить с помощью полицейских мер лишь в 1886 году. Отмечу также, что слово «посацкий» в языке поколения моих родителей, проживавших на Ильинской части, употреблялось в неодобрительном значении.

    Обыскная книга Холма 1575 года


    Торгово-ремесленные и пашенные люди Холма составляли сословие посадских людей, которое несло («тянуло») посадское тягло – денежные и натуральные повинности в пользу государства. Тяглые посадские дворы называли ещё «чёрными» в отличие от «белых», освобождённых от налогов и податей.

    В писцовых книгах XVI века слово двор употреблялось в значении «усадьба, совокупность жилых, хозяйственных построек, мастерских», а полудвор – «половина, часть двора, имеющая своего владельца и выступающая как самостоятельная единица налогового обложения».

    « Лета 7083 (1575) года марта в 11 день по государеву царёву и великого князя Ивана Васильевича (Грозного) всея Руси наказу... приежжал в город Холм Третьяк Григорьев сын Репьев на посад переписывал дворы жилые чёрные тяглые всех холмич посадцких людей...» - так начинается «Обыскная книга города Холма Деревской пятины». В данном случае под посадом понимаются все стороны города.

    Оригинал рукописи имеет заголовок: «Книги переписаны в городе Холму на посаде, дворы жывущые и пустые», запустевшие с 1567 года. Опись белых дворов в задачи переписи не входила. Небольшая по объёму Обыскная книга Холма (всего восемь страниц) впервые была опубликована в сборнике «Города России XVI века. (Материалы писцовых описаний). (М. 2002, с. 154 – 161). Цель описи заключалась в выявлении (обыске) всех жилых и нежилых (пустых) чёрных дворов и в выявлении фактов возможного уклонения от тягла.

    Книга начинается перечислением должностных лиц города и «посадцких людей добрых», принимавших участие в переписи. Далее следует перечень жилых посадских дворов и полудворов и их владельцев по отдельным сторонам города. Вторая часть книги содержит списки пустых дворов и полудворов и их хозяев всех частей города по годам с указанием причин их запустения, начиная с 1568 года.

    Эта скупая информация, тем не менее, даёт возможность уточнить или дополнить наши знания по истории города, реконструировать заселённость его различных сторон, выборные органы самоуправления посадской общины и некоторые другие, ранее неизвестные, вопросы жизни Холма не только второй половины, но и более раннего периода XVI века.

    Заселённость Холма в середине XVI века

    Согласно описи Третьяка Репьева в Холме в 1575 году было 124 жилых и 241 пустых тяглых посадских дворов и полудворов да полсотни дворовых мест, запустевших по разным причинам за последние восемь лет. Естественно, что до 1567 года все запустевшие дворы были жилыми. Следовательно, в середине века на всех сторонах города было более 400 жилых тяглых посадских дворов и полудворов. Кроме того, надо учесть, что в опись не вошли дворы города-крепости и белые дворы на посаде – дворы священнослужителей, «детей боярских» (служивых из числа уездных землевладельцев), стрельцов, пушкарей и других ратных людей.

    Середина XVI века была наиболее благоприятным периодом в истории средневекового Холма. В городе функционировала крепость, пушечный и ямской дворы, выборные органы местного самоуправления, работали ремесленные мастерские, в гостином дворе на Спасской стороне шла оживлённая торговля местными и привозными товарами, кипела жизнь на переправе. В праздничные дни храмы не вмещали всех желающих, а на площадях скоморохи развлекали посадский народ.

    По заключению Т.И. Осьминского и других, по числу дворов в середине XVI века «Холм превосходил большинство новгородских городов..., уступая лишь Великому Новгороду и Старой Руссе». Для сравнения, в это же время в соседнем уездном Кур-городе на Ловати (д. Старо-Курско) было 76, а в Старой Руссе – 1500 тяглых посадских дворов. Наиболее заселённым был административный центр города – Спасская сторона: крепость, посад и Такилова (может быть Татилова?) гора, а также стрелецкая и пушкарская слободы. Здесь находилось более половины всех дворов города. Четверть дворов находилась на Никольской стороне и примерно столько же на Клину.

    О земской избе

    Земская реформа Ивана IV в середине XVI века «заменила наместничье управление в городах... выборным самоуправлением и завершила перестройку местных органов по принципу сословного представительства». Одним из таких учреждений стала Земская изба. В Обыскной книге Третьяка Репьева о её учреждении в Холме прямого ответа нет. Но есть одно очень важное указание на  должность «земского диячка» (писаря, делопроизводителя) Епимаха Карпова сына, который «писал пустотные книги Холму города».

    Упоминание должности земского дьячка можно рассматривать как один из косвенных аргументов существования в Холме Земской избы. Иначе, откуда бы мог взяться «земской диячок»? Кроме того, это соображение вполне согласуется с проведённой в 1555 – 56 годах Земской реформой. И Холм как уездный город не мог обходиться без соответствующего органа самоуправления. Поэтому с определённой долей вероятности можно утверждать, что в Холме во второй половине XVI века могла быть Земская изба как орган местного самоуправления. Земской она называлась потому, что относилась к гражданской власти, а посадских людей и крестьян в то время называли земскими людьми. Администрация Земской избы состояла из старосты, двух-трёх целовальников и дьячка, которых выбирали из числа посадских людей на общем сходе общины.

    В оригинале писцовой книги 1575 года есть помета: «К сим книгам староста Холму города Васка Нестеров...» (руку приложил – прим. авт.), т.е. поставил свою подпись, подтверждающую достоверность указанных в описи сведений. На основании этой записи нельзя однозначно сказать, что староста города был старостой Земской избы. Однако, в начале XVIII века, по утверждению первого историка Холма А.А. Войнакуринского, посадский староста и староста Земской избы – это была одна и та же должность.

    В обязанности старосты входило: обустройство жизни посадской общины, раскладка податей, развёрстка тяглой земли, сбор и доставка в казну платежей и некоторые функции полицейского характера. Целовальник выполнял различные финансовые операции. А назывался он так потому, что давал клятву («целовал крест») честно выполнять свои обязанности. В числе помощников по переписи Третьяка Репьева, кроме старосты и земского дьячка, указаны также «соцкий (сотский) Кирилка Овдакимов сын», пятидесяцкий Лушка Якимов сын, да десяцкие Якуш Степанов сын, да Офанасей Иванов сын, да Опимах Степанов сын». Из этого следует, что посадская община Холма подразделялась на сотни – объединения из ста дворов, фактически их могло быть меньше или больше.

    Сотня представляла особую территориально-административную единицу города во главе с соцким, который избирался для выполнения общественных, а также и полицейских обязанностей. В свою очередь сотня делилась на две части во главе с выборным пятидесяцким, а каждая полусотня – на пять хозяйственных единиц во главе с выборным десяцким.

    Такой была во второй половине XVI века структура местного самоуправления в Холме. Что же касается функционирования Земской избы, то этот вопрос требует дополнительных документальных подтверждений. А пока на основании вышеизложенных аргументом можно предполагать, что в соответствии с Земской реформой Ивана IV в Холме должна была быть Земская изба. Как орган местного самоуправления она дожила до петровских реформ, когда в 1721-24 годах была заменена магистратами и ратушами.



     Деревская пятина в конце XV – начале XVI века.
    Карта-схема из книги «Аграрная история Северо-Запада России» (Л. 1971.)



    Губная изба

    Другим выборным органом земского самоуправления в Холме была Губная изба, неоспоримым доказательством бытия которой во второй половине XVI века является упоминание в Разрядной книге 1475 – 1598 годов губного старосты Меншика Измайлова и жилого двора на Никольской стороне губного целовальника Васюка Котла в Обыскной книге Репьева.

    Губные избы в северо-западных землях Московского государства появились в середине XVI века в результате реформы Ивана IV по изменению существовавшего судопроизводства по уголовным делам. Согласно реформе судейско-полицейские функции, ранее находившиеся в руках наместников, переходили в ведение Губной избы во главе с выборным старостой.

    На открытие Губной избы каждый город получал специальную царскую грамоту. В соответствии с ней создавался особый судебный округ – губа, территория которой, как правило, совпадала с уездом. По всей вероятности, Губная изба в Холме была учреждена после «Губного наказа Новгородской земле 1559 года». Как и Земская, Губная изба состояла из тех же должностных лиц. Однако, староста избирался из местных «Детей боярских» (с 1566 года – дворян), а целовальники – из посадских людей для выполнения различных судебно-полицейских обязанностей. Избранный губной староста приносил присягу в Разбойном приказе в Москве, который ведал сыском и судом, контролировал деятельность Губных изб и утверждал их приговоры.
    Губные старосты и целовальники проводили сыск, преследование, следствие, суд и наказание разбойников и татей. При этом в грамотах на открытие Губных изб предписывалось «пытать разбойников накрепко..., бив кнутьём да казнить смертью». При Губной избе было помещение для содержания арестованных. Отсюда и дошедшее до нашего времени выражение «посадить на губу». Бесспорный факт Губной избы в Холме – ещё один косвенный аргумент в пользу существования в Холме Земской избы, ибо это были две ипостаси Земской реформы, положившей начало выборному местному самоуправлению. И если в Холме была Губная изба, то, по логике вещей, должна была быть и Земская изба. Губная изба как орган судебно-полицейской власти в уезде продержалась до реформ Петра I.

    Ремесло и торговля

    Средоточие в городе ремесла и торговли – один из важнейших признаков средневекового города. Торговцы и ремесленники составляли большую часть населения посада.

    В Обыскной книге Третьяка Репьева при описании посадских дворов, кроме имени и фамилии их владельца, к сожалению, только иногда  отмечается их ремесло. Например: «двор Ондрюши рыболова», «двор Романа кожевника» и т.д. В книге упомянуты виды профессиональных занятий посадских людей Холма: гончар, гребенники (2), замочник, кашевар (артельный повар), кожевники (2), колпачник, кузнецы (7), кровопуск, масленик, пастух, перевозник, плотник, портные мастера (2), проскурни (две женщины, занимавшиеся выпечкой проскур или просвир), рогозник и рогожник (мастера по заготовке сырья и выделке рогож из витых мочальных лент, торговцы рогожами), рыболов, сапожный мастер, свечник, серебреник, скоморох и ямщик.
    Эти, далеко не полные данные, всё же дают общее представление о распространённости видов профессиональных занятий холмских посадских людей. Как видно, одним из самых распространённых было кузнечное дело. Обращает на себя внимание наличие мастеров редких специальностей – серебреников, кровопусков (лекарей, владеющих приёмом кровопускания как видом врачебной помощи) и даже скоморохов, хотя их «шутовское ремесло» не одобрялось ни властью, ни церковью. Для сравнения, по данным писцовых книг второй половины XVI века в Новгороде значились: один знахарь, 4 кровопуска, 17 лекарей и 8 скоморохов. Отсутствие в списке других ремесленных профессий вовсе не означает, что их в Холме вообще не было, они просто не указаны в писцовой книге Репьева. В действительности, ремесло и промыслы посадских людей были значительно шире указанных в книге профессий.

    Развитие ремесленного производства непосредственно связано с реализацией произведённой продукции. Холм по оценке Т.И. Осьминского и других был значительным торгово-промышленным центром, обслуживавшим большой сельский район. Одним из показателей этого является гостиный двор на посаде, упоминаемый в писцовой книге Репьева.

    Словарь русского языка XVI века определяет гостиный двор как «обнесённое стеной место в городе, где останавливались купцы, хранились их товары, и велась торговля». Это был комплекс строений, включавший торговые ряды и лавки, гостиницу, склады и амбары, конюшни и каретные сараи. Как и все другие строения в Холме того времени, они были деревянными.

    Владельцами лавок, как правило, были сами ремесленники. Здесь они и работали, и торговали. При этом одну лавку могли занимать несколько мастеров одной специальности. Часть лавок принадлежала торговым людям, продававшим привозные или скупленные товары. Владельцами лавок могли быть и посадские крестьяне, и стрельцы, и духовенство, которым также разрешалось заниматься торговлей. Однако, надо заметить, что торговля в Холме, равно как и в других малых городах того времени, всё же не получила ещё широкого развития. Зарождавшиеся промыслы были рассчитаны в основном на удовлетворение потребностей своего хозяйства. Торговля носила преимущественно меновой характер: каждый ремесленник был одновременно и продавцом и покупателем. Он или обменивал свои изделия на другие, или, продав их, приобретал на эти же деньги необходимые ему товары.

    Разразившийся в семидесятые годы XVI века экономический кризис в Новгородской земле не способствовал развитию торгово-ремесленного производства. Гостиный двор в Холме пострадал от большого пожара 1569 года и судьба его после этого неизвестна.

    Храмы Холма 1575 года

    Из книги Репьева следует, что в Холме было три церкви: Спасо-Преображенская на левобережье, Никольская на правобережье и Козмодемьянская. По названию первых двух именовались и соответствующие части города.

    Храм во имя Спаса Преображения – древнейшая церковь Холма, которая впервые упоминается в «Переписной оброчной книге Деревской пятины» 1495 года. надо полагать, что находилась она на старом городище, где был административный центр погоста. А когда здесь в 1535-36 годах построили крепость, церковь стала крепостной, ибо без храма крепости не возводили. Функционирование Спасо-Преображенской церкви в 1575 году подтверждается упоминанием в Обыскной книге дворов «спасского диячка Самсона» и «спасские проскурни Екатерины» на посаде.
    После набега на Холм литовского отряда в феврале 1581 года Спасская церковь выжила, так как крепость в следующем году была восстановлена и действовала до конца XVI века. В самом начале XVII века в годы польско-шведской интервенции, вторичного захвата Холма поляками и «смутного времени» крепость была утрачена, а вместе с ней и, видимо, навсегда церковь во имя Спаса Преображения, так как в последующих документах она уже не упоминается.

    Никольская церковь. В Обыскной книге Третьяка Репьева неоднократно упоминается Никольская сторона «за рекою за Ловотью» и имя «никольского попа Софонтея», двор которого находился в Никольском приходе. А на полях указанной книги есть помета: «К сим пустотным книгам... никольский поп Дмитрей Иванов сын... в детей своих духовных и в прихожан место руку приложил». На основании этих сведений можно утверждать о существовании в Холме Никольской церкви уже в 1575 году и считать этот год годом её первого упоминания в исторических документах.

    Козмодемьянская церковь. До публикации Обыскной книги холмичи мало что знали об этом храме. В указанной книге дважды упоминается имя «козмодамиянского попа Софонья Стефанова сына». Один раз в списке помощников Третьяка Репьева, а другой раз – в подписи, подтверждающей достоверность сведений обыскной книги: «вместо детей своих духовных и в прихожан место руку приложил» козмодамиянский поп Софоней Стефанов сын. Уточнение, что священник поставил свою подпись «вместо детей своих духовных и в прихожан место», является неоспоримым доказательством функционирования в Холме Козмодемьянской церкви. Однако текст писцовой книги не позволяет установить место её расположения. В других, известных на сегодняшний день документах Козмодемьянская церковь не упоминается, и её судьба пока что остаётся неизвестной. Возможно, она, как и Спасская церковь, была утрачена в начале XVII века.

    О церкви на Клину. В книге Третьяка Репьева читаем: «... за рекою за Ловотью в Троицком приходе на Клине... двор троецкого попа Андрея...» Эта информация сомнений не вызывает. Сомнения возникают в связи с её интерпретацией. Некоторые исследователи считают: раз Клин относился к Троицкому приходу, то здесь же на Клину находилась и сама приходская церковь, но не Никольская, как полагал Н.В. Затейщиков – Второй, «а скорее деревянная Троицкая церковь». Такое заключение является достаточно спорным. С ним можно было бы согласиться в том случае, если бы Троицкий приход ограничивался только одним Клином. Но, как известно, приход включал десятки поселений. Поэтому мне представляется более корректной иная трактовка известия о Троицком приходе на Клину.

    Клин, как и другие окрестные селения на Кунье, входил в состав Троицкого прихода. Но центром прихода была церковь во имя Святой Троицы, находившаяся не на Клину, а в селе Медово, в одной версте от Холма. Ныне здравствующие старожилы Холма А.Т. Гусева и А.М. Николаева подтверждают: «Все наши деревни (Краськово, Зехны, Михали, Князево, Шоболдино, Осиновка и другие) относились к Медовскому приходу. И мы, будучи подростками, ходили в Медово в церковь на причастие». Упоминание двора троицкого священника  на Клину – также малоубедительный аргумент, подтверждающий  нахождение Троицкой церкви на Клинской стороне. Двор священника мог быть в любом другом месте, независимо от местонахождения самой церкви, где он служил. Таким образом, Троицкий приход и приходская одноимённая церковь, хотя и взаимосвязаны друг с другом, но, тем не менее, это не тождественные понятия. По моему убеждению, на Клину вообще никогда не было никакой церкви, кроме часовни. И предание о некогда якобы существовавшем в устье реки Куньи Дворицкого Николаевского монастыря не находит документального подтверждения.

    Экономический кризис семидесятых годов XVI века

    XVI век был временем наиболее благоприятных условий развития Холма, но к 1757 году всё коренным образом изменилось. В семидесятые годы в Новгородской области разразился глубочайший экономический кризис, начало которого совпало с походом Ивана Грозного на Новгород и его погром. В жизни Холма наступила чёрная полоса. Причин тому было много. Продолжалась изнурительная Ливонская война (1558 – 83 годы) за выход к Балтийскому морю и освобождение русских земель на западе. Холмская земля находилась в непосредственной близости от театра военных действий. Мобилизация пеших и конных людей не из военного сословия, рост «государевых податей» и дополнительных воинских повинностей тяжелым бременем ложились на земское население. Усугубляло положение разделение территории государства на земские и опричные земли (1566 – 72 годы) с особым устройством, управлением и войском. За годы опричнины в Деревской пятине стали пустыми 60 процентов всех запустевших земель.

    Только от пожаров 1567 – 69 годов в Холме запустело 52 двора и 9 полудворов и осталось 46 пожарных дворовых мест. Наконец, голод и чума 1569 – 71 годов унесли половину населения Северо-Запада. Всё это и было главными причинами упадка торгово-ремесленной деятельности и запустения посадов.

    В этих условиях правительство Ивана IV предприняло сплошной обыск пустых земель и посадских дворов новгородских пятин. Писцовая книга Третьяка Репьева зафиксировала в Холме три четверти тяглых посадских дворов и полудворов (от общего числа четырёхсот жилых дворов), которые запустели в 1567 – 74 годах. По сравнению с докризисным периодом к 1575 году в Холме осталось только четвёртая часть жилых чёрных посадских дворов (без учёта белых). В абсолютных цифрах это составляло 80 дворов и 44 полудвора, а в пересчёте последних на дворы – всего 102 двора. По отдельным сторонам города они распределялись следующим образом. На Спасской стороне (посад и Токилова гора) осталось 36, за Ловатью на Никольской стороне – 42, а на Клинской стороне – 24 двора.

    В феврале 1581 года Холм был захвачен литовским отрядом польской армии Батория. Но даже после подписания перемирия в январе 1582 года, как сообщал царю воевода Ф.М. Ласкирев, литовские люди «Луцкой и Холмский уезд воюют беспристани... и такое кровопролитие чинят, чего и в ратное время не бывало». В этом же году Холмскую крепость восстановили и по росписи Разрядной книги на 1582 год сюда были назначены воеводой «Дмитрей Борисов сын Салтыков, а осадной головой (комендантом крепости) Иван Оничков». Крепость продолжала действовать до конца XVI века. По росписи Разрядной книги городовым приказчиком (осадной головой, начальником гарнизона крепости) в 1590 – 98 годах значится Фёдор Шамшев, а губным старостой в 1593 – 98 годах – Меншик Измайлов.

    По данным Энциклопедического словаря издания Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона со ссылкой на писцовую книгу 1596 года, в Холме значилось 103 двора, т.е. оставалось на уровне 1575 года. Таким образом, Холм пережил разруху последней трети XVI века и, вопреки понесённым утратам, выжил.
    От XVI века Холм унаследовал уникальный историко-археологический памятник – Городище с сохраняющимися валами бывшей крепости. Это главная и единственная рукотворная достопримечательность средневекового Холма, дошедшая до нашего времени и заслуживающая иметь статус памятника регионального значения. Наша задача – сохранить этот памятник для будущих поколений. Не за горами 500-летие основания Холмской крепости. Надо подумать, как отметить это историческое событие. Одним из вариантов может быть установка на Городище Поклонного Креста в память всех защитников Холмской земли от иноземных захватчиков во все времена.




    Городище. Здесь в XVI веке стояла крепость

    Фото Анатолия ПИМАНОВА