Пятница
19.04.2024
23:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
Дневник сержанта Осинцева »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа

    ДНЕВНИК СЕРЖАНТА ОСИНЦЕВА

    В рдейских болотах холмские поисковики обнаружили обломки советского бомбардировщика ДБ‑3 А, не вернувшегося во время минувшей войны с задания в свой авиаполк.

    Два года назад в разговоре с командиром поискового отряда «Пирамида» Михаилом Брынёвым один из горожан подсказал ему ориентировочное место падения в болото нашего самолёта, сбитого фашистами. Информация заинтересовала поисковиков, а их лидер из разных источников, в том числе из архивных документов, получил много дополнительных сведений о невозвратных потерях нашей авиации в районе рдейских болот.

    – В начале Великой Отечественной войны над Рдеей проходил воздушный коридор, по которому наши бомбардировщики направлялись на бомбёжку фашистских войск. Для немецких истребителей тяжёлые и неповоротливые ДБ‑3 А были лёгкой добычей. Точное количество сбитых советских бомбардировщиков в этом районе неизвестно. Но о том, что в нескольких километрах от деревни Фрюнино «мессеры» сбили два наших самолёта, знали не только местные старожилы, но также охотники и ягодники, которые до создания государственного природного заповедника «Рдейский» постоянно посещали здешние болота и видели там остатки этих бомбардировщиков. Мы поставили себе задачу отыскать место падения одного из самолётов, чтобы затем поднять его обломки на поверхность и по возможности узнать как можно больше о погибшем экипаже,– ввёл в курс дела Михаил Борисович.

    Разрешение на проведение поисковой работы на территории заповедника отряду выдал директор ГПЗ «Рдейский» Владимир Кроликов. Владимир Васильевич и его коллеги с пониманием отнеслись к благородной цели поисковиков, помогли им с техникой (спасибо им, особенно Александру Морозову, за это от всего отряда «Пирамида»), чтобы доставить в болото необходимое для работы снаряжение и самих бойцов.

    – Вначале летом мы провели разведку местности. В течение двух суток в 15 километрах от берега отыскали и запомнили место падения одного из самолётов, на что указывали многочисленные рваные куски алюминия. Очистили от них поверхность территории, где планировали зимой вести поисковые работы. И как только морозы сковали болото, начали поиски. Выпилили прорубь, поставили треногу (на снимке) и стали углубляться вниз, вытягивая крюками обломки самолёта на поверхность. Сначала работали на глубине около 80 сантиметров, потом опускались всё глубже и глубже. В тяжелейших условиях, по уши в грязи – понадобились даже водолазные костюмы – упорно вели подготовительные работы для подъёма экипажа. Дошли до глубины около шести метров. И вот, наконец, нам улыбнулась удача: были подняты останки одного из трёх членов экипажа старшего сержанта Александра Васильевича Осинцева, – рассказывает о поэтапном ходе поиска командир отряда.

    ВОЗДУШНЫЙ СТРЕЛОК ИЗ ИЖЕВСКА

    Александр Осинцев родился 18 сентября 1917 года. В Красную Армию был призван 15 сентября 1938 года. Эти сведения удалось получить с помощью документов, найденных вместе с останками воздушного стрелка. Многие из документов и спустя десятки лет нахождения в болоте хорошо сохранились.

    Поисковикам удалось обнаружить при нём записную книжку с адресами, личный дневник (в котором в лаконичных записях, сделанных в 1940–1941 годах на листках размером чуть больше спичечного коробка, о войне не сказано ни слова, автор больше иронизировал над своими ошибками и шутил о пропадающей молодости), профсоюзный билет, водительское удостоверение на мотоцикл с фотографией, по которому, кстати, установили личность погибшего. Дело в том, что в обнаруженном смертном медальоне образца 1925 года что-либо прочитать поначалу было нельзя. Спустя время данные медальона удалось прочесть: они подтвердили ранее полученные сведения о старшем сержанте Осинцеве. Из личных вещей Александру Васильевичу принадлежали карманные часы, солдатские рукавицы, а также талоны на питание и две облигации на 10 и 25 рублей, справка с Ижевского завода.

    ЗНАМЯ ЭКИПАЖА

    Из других находок в самолёте несомненный интерес представляет красное знамя с чёткой надписью золотыми буквами «Умножим ряды отличников РККА». По мнению поисковиков, такому бесценному экспонату был бы рад не один музей истории.

    Запросы в Архив Министерства Обороны РФ в городе Подольске, контакты с коллегами из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов частично пролили свет на судьбу дальнего бомбардировщика, найденного поисками на Рдее. Экипаж ДБ‑3 А входил в состав 22‑го дальнего бомбардировочного авиаполка. Других сведений из Подольского архива не дали, ссылаясь на закрытость информации.

    – Но нам и без архивных данных из различных источников информации было известно, что двухмоторные бомбардировщики этой серии с экипажем три человека имели дальность полёта 4000 километров при скорости полёта 390 километров в час. Масса бомбовой нагрузки составляла 1000 килограммов. Самолёт имел на вооружении три пулемёта. Лишь в первые два дня войны ДБ‑3А пытались применить по прямому назначению – для ударов по объектам в тылу противника. В частности, они бомбили Кенигсберг, Тильзин, Данциг, Краков и другие цели. Затем главными целями для них стали колонны и скопления войск противника. Собственного истребительного прикрытия у ДБ‑3 А не было, действовали группами по 20–25 самолётов. Соединения дальних бомбардировщиков несли большие потери от истребителей врага. На 22 июня 1941 года в западных военных округах числилось около 550 этих бомбардировщиков, а к концу июля на советско-германском фронте их осталось всего 75 единиц. Экипаж, в котором воевал старший сержант Осинцев, был сбит 7 августа 1941 года. В марте 1942 года, к моменту образования авиации дальнего действия, таких самолётов на фронте практически не осталось. В бомбардировке Берлина с марта 1942 года участвовали уже модифицированные ДБ‑3 А – самолёты ИЛ‑4, – рассказал Михаил Брынёв.

    Командир отряда «Пирамида» также сообщил, что поисковые работы у самолёта на болоте в связи с потеплением были прекращены до следующей зимы. Подняты останки второго члена экипажа, но установить личность лётчика пока не удалось. Нужно время. Что касается останков Александра Осинцева, то его родственники хотят перезахоронить их в Ижевске. Выяснилось, что на малой родине у воздушного стрелка были три сестры – Валентина, Александра и Любовь. Сам Александр Васильевич женат не был. Поисковики сейчас готовятся к весенней вахте в честь Дня Победы. Возможно, что 9 мая на перезахоронении останков погибших воинов им доведётся встретиться с родственниками Осинцева, которые ничего не знали о месте его гибели 77 лет.

    Сергей ЦВЕТКОВ

    Фото автора


    (Опубликовано в газете "МАЯК". Март 2018)

    Источник: https://pressa53.ru/mayak/13254-dnevnik-serzhanta-osintseva.html