Четверг
25.04.2024
04:20
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
БРЕНД, да не тот: почему новгородский Холм до сих пор не «Родина российского пропагандистского кино »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа


    БРЕНД, да не тот:
    почему новгородский Холм до сих пор не «Родина российского пропагандистского кино»

    Экономика России сегодня такова, что промышленного роста ждать долго и ненадежно. Поэтому управленцы бросились искать позитивные показатели в новорожденных явлениях из разряда так называемых креативных индустрий. Действительно, не было у мест и местечек России брендов, а теперь — появились!

    Скажем, согласно открытым источникам, до 32 пунктов в 2020 году и до 43 в 2021 м вырос «Реестр региональных, муниципальных, территориальных брендов Новгородской области». Согласитесь, славно региональным чиновникам такими показателями отчитываться в столицу! Что не ¬так-то? Например, вот что.

    ХОЛМ НА ЛОВАТИ ВМЕСТО ХОЛМА ЭЙЗЕНШТЕЙНА

    «Холм на Ловати» — муниципальный бренд, зафиксированный Протоколом № 1 от 22.07.2020 Постановления администрации Холмского муниципального района от 31.07.2020 № 403. Что успел дать городку этот бренд как инструмент продвижения, узнать не удалось. Холм — административный центр Холмского муниципального района Новгородской области, действительно, разделен рекой Ловать на две части. И что? Торговая марка «Холм на Ловати» никак не помогает потенциальным туристам и инвесторам выделить это место из ряда других и заинтересоваться им. Капитализации территории, соответственно, тоже. Для чего рожден такой бренд, неужто только для отчетов чиновников?

    Поставь рядом с малоизвестным наименованием имя великого человека — и оно заиграет! Шляпа Канта, трость Достоевского, Холм Эйзенштейна — и все, нет нейтральных объектов, есть раритеты, которые открывают своим владельцам перспективный рынок.

    Так вот, Холм в самом деле обладает головокружительным брендовым потенциалом, которому может если не позавидовать, то стать полноценным партнером (а почему нет?) сам Голливуд. Шутки в сторону. Город может претендовать и на бренд «Родина российского пропагандистского кино». Обоснование: в Холме, в 1919 году относившемся к Псковской губернии, Сергей Эйзенштейн творил как фортификационный строитель и, судя по его дневникам, именно здесь делал первые шаги в осмыслении театра, инсценировок и будущих киноприемов. «Дозревал как художник…» — в этом искусствоведы единодушны.

    Известно, что порой для создания бренда достаточно мифа. Но в истории Холма есть немало интересных фактов, чтобы претендовать на звание «Родина российского пропагандистского кино». Фактура местности повлияла на творения киногения.

    ЭЙЗЕНШТЕЙН В ХОЛМЕ — ЭТО «БРОНЕНОСЕЦ ПОТЕМКИН» НА ЛОВАТИ


    В Холм Эйзенштейн мог и не попасть, тут новгородцам несказанно повезло. Отец ориентировал сына на карьеру архитектора. Но после революции 1917-го и в эпоху Гражданской войны Сергею Михайловичу пришлось выбирать не кем, а с кем ему быть. По свидетельству киноведа Виктора Шкловского, Эйзенштейн мог доучиться в Петроградском институте гражданских инженеров или уехать в буржуазную Латвию к отцу. Однако со словами «предпочитаю быть 21-м в России, чем 1-м в Латвии» 19 летний парень вступает в Красную армию и летом 1919-го в составе 6-й армии и организации под названием «18-е военное строительство» оказывается в Холме.

    Мемуары Сергея Эйзенштейна, в том числе о пребывании в Холме, опубликованы в 1997 году — то есть город ровно на четверть века опоздал с тем, чтобы заявить свои права на использование имени великой фигуры. В главе «Вот и главное» второго тома мемуаров есть много строк, прямо или косвенно указывающих на «холмские истоки» сцен будущих фильмов режиссера.

    «Мы строили там укрепления: окопы, блиндажи, блокгаузы… Вдоль реки Ловать строятся позиции, роются окопы. Здесь проходит глубокий тыл. Такой глубокий, что строить здесь укрепления надо по гораздо более глубоким мотивам, нежели стратегическим, — иронизирует Эйзенштейн. — Как всякая добрая русская река, Ловать имеет два берега. Один — высокий, другой — низкий… На высокий берег реки Ловать ведет вверх бесконечно длинная крутая деревянная лестница. Лестница поднимается вверх зигзагом с перилами. По лестнице девушки волокут вверх полные ведра — по два на коромысле. Встреча с ведрами здесь вряд ли служит приметой полноты полноценной жизни. Слишком часто встречаются здесь полные ведра. Парням — развлеченье. Девушке дают дойти до верхней ступеньки. Затем выворачивают ведра… Непременно стараясь при этом еще и облить визжащую девицу».

    Ну как тут не вспомнить знаменитую лестницу из немого исторического фильма «Броненосец «Потемкин»?! Динамичные кадры — вниз по лестнице бесконтрольно летит коляска с младенцем, крупный план — искаженное криком и ужасом женское лицо, общие планы — кругом трупы расстрелянных в Одессе. Кто-то скажет — натяжка, а мы скажем — это художественное решение явлено миру Эйзенштейном ровно через 5 лет после лестницы новгородского Холма.

    В XXI веке Потемкинскую лестницу официально признали «сокровищем европейской кинокультуры», на ней даже организуют фестивальные кинопоказы под открытым небом. Но все это Украина. Холм свою причастность к киношедевру успешно замалчивает вот уже 25 лет.

    «Через реку живут Красильниковы… Одна семья на одном пивоваренном заводе. Он же производит и квас», — словно подсказывает Эйзенштейн современным холмичам идею возрождения квасного производства. А хорош был бы квас «Броненосец «Потемкин» или «Иван Грозный»!

    Эйзенштейн в Холме осознавал, что напитывается впечатлениями для чего-то большего, нежели мемуары. Он писал о городе: «Это читается как дислокация для возможного рассказа или романа? Река. На разных берегах… В Холм вступает революция. Въезжает военное строительство… в эту глушь… Однако романов и рассказов я не пишу. Для чего же все это описано? Для чего?» Как пишут биографы Сергея Михайловича, «именно это время повлияло на формирование творческого мировоззрения автора мировых киношедевров «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», «Александр Невский», «Иван Грозный».

    ХОЛМ ВСЕ-ТАКИ НЕМНОГО С ЭЙЗЕНШТЕЙНОМ

    Под боком у Холма целая «Родина российской государственности» — Великий Новгород с его вече. И казалось бы, чего стесняться, самое место по-соседски быть Холму «Родиной российского пропагандистского кино». Но воли взять Эйзенштейна себе на щит, на бренд у города нет.

    До сих пор нет информации, где возводились военные сооружения и о чем именно Эйзенштейн, 20 летний военный строитель, писал матери слова «созидаем театр». Театр военных действий или театр Мельпомены? В годы Великой Отечественной войны Холм был полностью разрушен и в послевоенные годы отстроен заново. Здание, где проживал Эйзенштейн, не сохранилось. А что есть? Есть холмичи, которые чтят память о режиссере как могут.

    В архиве (!) музея истории Холмского района хранятся копии писем, которые Эйзенштейн посылал из Холма своей матери в Петроград, и оформлена скупая экспозиция. Ежегодно сотрудниками музея и Холмской районной библиотеки проводятся уроки истории для учащихся и лекции для взрослых, посвященные жизни и творчеству Эйзенштейна с демонстрацией отрывков из его кинофильмов. Холмичи отмечали 120- летний юбилей известного кинорежиссера. В районной газете «Маяк» выходят статьи о нем.

    Некоторое время назад администрация района предложенный нами тезис «Холм — родина отечественного пропагандистского кино» не отвергла, но и действий никаких не произвела, не считая учреждения невнятного муниципального бренда «Холм на Ловати».

    Как видно, Эйзенштейн сегодняшнему Холму не ко времени, не по плечу, не по карману, не по зубам…

    НЬЮ-ВАСЮКИ… В ХОЛМЕ С ЭЙЗЕНШТЕЙНОМ

    Между тем на Новгородчине медленно, но верно выстраивается некий кинотренд, который, возможно, когда-нибудь сможет придать энергии и бренду «Родина отечественного пропагандистского кино». И самый крупный игрок на этом поле — правительство региона, сформировавшее для кинокомпаний привлекательные условия. Если съемки ведутся на Новгородчине — часть трат возмещает региональный бюджет. Это подтягивает к киноиндустрии и многих новгородцев, как творчески, так и экономически. Одних телебригады нанимают для перевозки оборудования и персонала, других — аж в артисты. Рыжебородый соавтор этого материала снимался в сериале «Паромщица» на реке близ Новгорода. Эпизод со словами получил после коротких «смотрин», на которые пришел по объявлению буквально с улицы. Сложилась уже целая тусовка новгородцев-киношников, быть актерами попробовали и дети. А им самое время присмотреться к профессиям техников, осветителей, сценаристов, режиссеров, шоуменов, почему нет? Смогли же новгородцы «присвоить» Виктора Цоя с группой «Кино», проведя в Окуловском районе масштабный рок-фестиваль «КИНОпробы 2018».

    Еще один игрок на кинополяне — частный Киномузей в Великом Новгороде. Он полюбился не только туристам, но и кинопрофи. Кинокритик Антон Долин сотрудничает с музеем. Сам его основатель Валерий Рубцов в 2021 году вместе с молодежью снял фильм о том, как в 1938 году режиссер Сергей Эйзенштейн создавал кинокартину «Александр Невский». В Великую Отечественную войну она выступила буквально пропагандистом. Если предки наши били немцев на льду Чудского озера, то и мы фашистов побьем! И к маю 1945-го побили! В частности, на днях новгородцы отмечали 78 летие освобождения Новгорода.

    В областном центре на Большой Московской улице, 70, есть сквер с киношным названием «Любовь и голуби». Когда уходят из жизни актеры, сыгравшие в этом любимейшем народном фильме, новгородцы несут цветы в сквер. Он требует ремонта, пять тысяч голосов отдали новгородцы в поддержку этого. Но курируемая чиновниками программа благоустройства общественных территорий вот уже пятый год подряд выбирает для ремонта другие городские объекты. И в сквере десяток лет не работает фонтан «Птицы» известного российского скульптора Эдуарда Курылева. Он, кстати, подавал заявку в США на конкурс памятников башням-близнецам, в 2011 году взорванным террористами. Был награжден дипломом, часть его идей отозвалась в возведенном американцами монументе. Так вот Голливуд. Он сходил с ума по Эйзенштейну, принимал режиссера у себя, продолжает учиться у русского кинохудожника… и ничего не знает о Холме в судьбе Сергея Михайловича. Что, если бы холмские школьники прибегли то ли к авантюре, то ли к тренировке в английском — написали бы в Голливуд о роли Холма в творчестве Эйзенштейна. Глядишь, стали бы побратимами. Можно задружиться и с Ригой, где родился кинодеятель. И если взрослая Россия не особо умеет сейчас вести дело международной дружбы, дети это поправят. А там, глядишь, и инвестиции для «Холма Эйзенштейна» найдутся.

    Да, сейчас идея Холм — «Родина отечественного пропагандистского кино» выглядит брендом «протянутой руки». Под эту марку можно с чистой совестью просить дотации хоть от международного культурно-киношного сообщества. Но такая разновидность брендовой стратегии имеет право на существование, она жизнеспособна, потому что содействовала бы новой интересной самореализации холмичей и новгородцев. Попробуем?

    Авторы: Елена Михайлова, Владимир Львовский

    Источник:  МКRU »