Археологические памятники –
спутники заселения Холмской земли(Из книги В. В. Котова "Холм на Ловати и его земля")
Селища и городищаПо мере заселения приловатских земель славяне селились или отдельными дворами, или малочисленными деревнями в составе 2-3 дворов. Эти неукрепленные поселения назывались селищами, они, по мнению В.В. Седова, и были основным типом славянских поселений VIII-IX вв. Как правило, селище занимало площадь размером от 120х30 до 150х60 метров, однако известны и более крупные поселения.
Одновременно на Новгородской земле возникли и первые древнерусские города – городища, как укрепленные поселения. Они возникали в наиболее густонаселенных местах. Одни из них, например Березовское и Торопецкое, располагались на холмах у озер, другие, например Клинское и Курское, на высоких мысах (клинах) в месте слияния двух рек. Последние имели форму треугольника. Незащищенная сторона такого городища укреплялась искусственным рвом и земляным валом, на котором возводился тын из врытых в землю бревен. По устройству все городища были похожи.
Кроме того, на Ловати было более 35 открытых торгово-ремесленных поселений, корабельных стоянок, сторожевых острожков, визуально взаимосвязанных и контролировавших значительные отрезки водной магистрали.
Из некогда существовавших на Ловати городищ известны Городище у Великих Лук, Курско (Старо-Курско), Клин (Холм), Веряско (Шелгуново) и др. Их основным населением были ремесленники – кузнецы, гончары, кожевники, косторезы, плотники и др. Все они сохраняли тесную связь с сельским хозяйством, держали скот и обрабатывали землю.
Городище у В. Лук располагалось у дер. Городище на правом берегу Ловати в 4-х км южнее современного города. По преданию, три брата, приехавшие из Холма, построили на этом месте в VII в. небольшую крепость и хоромы. В IX-X вв. Городище было уже известным поселением в составе Новгородско-Киевской Руси, оно упоминается в летописях. В 961 г. здесь останавливалась княгиня Ольга, устанавливавшая погосты по Ловати. Городище имело оборонительные сооружения, в том числе земляной вал.
Курско находилось на правом берегу Ловати, в 40 км ниже Холма, у современной дер. Старо-Курско. Археологи датируют его VIII-X вв. Городище имело форму клина, образуемого впадением в Ловать Безымянного ручья (см. план по обмерам В.Знаменского). Это был хорошо укрепленный городок: с запада его защищал обрывистый берег Ловати длиною около 80 м, с севера – ручей длиною около 60 м и высокий откос, с востока – ров длиною около 50 м. Таким образом, городище занимало площадь около 1200 кв.м. С внутренней стороны городища вдоль рва шел земляной вал трехметровой высоты. В южном углу находился пруд, а в северо-восточном – колодец. Расцвет городища связан с периодом функционирования Великого торгового пути "из варяг в греки".
В пределах бывш. Холмского уезда известно несколько городищ: на юго-востоке Буец и Лучин в Лучано-Бросненской волости, Лопастицы, Бедринск (совр. Ветошки) в верховьях М.Тудра, Захоломье по старому торопецкому тракту и городище на берегу оз. Цевло.Городище Буец (Буицы) располагалось на берегу Лучанского озера. Здесь же, по мнению Н.П. Барсова, находился и Лучин. В 1130 г. волость Буец со всеми данями, вирами и продажами была передана вел. князем Мстиславом Владимировичем и его сыном, новгородским, а затем псковским князем Всеволодом, новгородскому Юрьеву монастырю.
Лучин упоминается в Уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича в 1150 г. Буец и Лучин выросли в среде многочисленных деревень. О том, что это была густонаселенная местность, говорит обилие здесь курганов.
Лучано-Бросненская волость Холмского уезда в XVII в. именовалась Буецкой. В настоящее время Лучане на одноименном озере входят в состав Андреапольского района Тверской области.
Городище Лопастщы располагалось на берегу пролива, соединяющего озера Лопастицы и Витбино. В свое время это был новгородский городок-крепость на волоках в районе истоков Полы, Волги, Зап. Двины и других рек. Городище известно тем, что еще в конце XIX в. на его вершине стоял крест, вытесанный из огромного камня. К сожалению, он не сохранился, но представление о нем может дать аналогичный Стерженский, весом. 57 пудов и хранящийся ныне в Тверском краеведческом музее. А поставлен он был новгородцами в 1133 г. на берегу одноименного озера при впадении в него Волги. Позднее крепость Лопастицы стала погостом, а посад – деревнями Старая и Новая Переволока. По переписной оброчной книге XV в. в Лопастицкую волость входила деревня над оз. Бологом (совр. поселок Сережино-Бологово).
Городище Захоломье находилось в 40 км от Холма. По наблюдению П. Кособрюхова, еще в 1911 г. здесь хорошо просматривался земляной вал круглой формы длиною более одной версты, который местами прерывался.
Судьба холмских городищ различна: часть из них бесследно исчезла, от других остались лишь названия (Городище, Городок, Городня и др.), и только одно из них - Клинское (Холмское) – переросло в современный город.
Селищам и городищам сопутствовали погребальные сопки, курганы и жальники. Где есть последние, там надо искать еще не открытые селища и городища.
Сопки VIII-IX вв.Археологические памятники в виде погребальных насыпей являются историческим свидетельством существования поселений славян и местных угро-финских племен на территории Холмской земли.
Всякая погребальная насыпь, сделанная руками человека, является курганом большим или малым. Современный могильный холмик – это тоже курган. Курганы различаются размерами, устройством и обрядом захоронения. Для их различения используются понятия: сопка, круглый курган и длинный курган.
Холмская земля находится на территории плотного распространения новгородских сопок, которые относятся к VIII-IX вв. Однако наряду с ними здесь много и длинных курганов. В.В. Седов считает сопки погребальными памятниками новгородских словен, а длинные курганы -памятниками кривичей. Все археологи сходятся на том, что появление в Приильменье сопок связано с приходом сюда словен. Что же касается длинных курганов, то последние данные археологии дают основание связывать их с погребальным обрядом местного угро-финского населения.
Сопка – это не индивидуальная могила, а своеобразный некрополь наших предков под одной наземной погребальной насыпью с большим числом захоронений по обряду сожжения умершего. Она имеет форму усеченного конуса с горизонтальной площадкой наверху и с кольцом из камней в основании. Иногда встречаются сопки с полусферическим и коническим верхом. По определению В. Седова, сопка – это "кладбище большой патриархальной семьи, а поскольку она использовалась в течение длительного времени, насыпи время от времени подсыпались в высоту".
По размерам сопки разнообразны – от небольших, высотой 2-2,5 м до 10 м и более и диаметром около 40 м. В Половатье примерно половину всех сопок составляют насыпи высотой от 3 до 5 м, сопки высотой до 3 м – 8 %, от 5 до 7 м – 27 %, от 7 до 10 м – 11 % и свыше 10 м – 3 %."
Сопки могут быть расположены и в одиночку, и в составе могильника из 4-12 насыпей. Наличие одиночных сопок объясняется малодворными поселениями того времени и необходимостью смены местожительства в связи с особенностями подсечного земледелия.
Сопки в групповом могильнике, как правило, располагаются вдоль берега реки или озера цепочкой на расстоянии от 20-30 до 100 м и более друг от друга. Однако встречается и бессистемное их расположение.
На основании раскопок ловатских сопок в Коровичине (Коровитчине), Марфине и Сепяхе, проведенных Л.КИвановским в 1873 г., их сооружение представляется следующим образом. Сначала выкладывалось кольцо из крупных камней по периметру сопки. Иногда встречается два концентрических кольца из валунов. У некоторых сопок они не всегда заметны, так как могли не сохраниться или зарасти дерном. Основание сопки с целью освящения места захоронения выжигалось костром, от которого до сего времени сохраняется темный зольно-угольный слой.
Затем насыпали нижнюю часть сопки (около четверти ее будущей полной высоты), в которой и совершали захоронение праха от сожжения умершего в небольших ямках. Как исключение, встречаются погребения в урнах – глиняных и берестяных сосудах.
Когда площадка заполнялась, насыпь увеличивали в высоту на 1,5-3 м (делали второй ярус) и в ней совершали новые захоронения. Наконец сопку подсыпали в третий раз и совершали новые погребения. После каждой очередной подсыпки сопка обкладывалась дерном.
Таким образом, сопка сооружалась в 2-3 приема. Таковы три коровичинских, две марфинских и одна сопка при д. Селяха на нижней Ловати (см. разрез ловатских сопок из книги В.Седова "Новгородские сопки"). Вместе с тем, встречаются и сопки, насыпанные в один прием.
Для ловатских сопок характерны каменные вымостки, отделяющие один ярус от другого, под или над которыми и проводились захоронения. Пришедшие на ловатские земли словены сосуществовали с населением местных угро-финских племен, поэтому сопки содержат отдельные элементы их погребальной традиции. Это касается прежде всего отмеченных каменных конструкций, а также ритуала жертвоприношения животных. Поэтому сопки, считает В. Седов, можно рассматривать как памятники смешанного славяно-финского населения.
Поскольку захоронение проводилось по обряду сожжения умершего, то свыше 70% раскопанных сопок не содержат каких-либо предметов, а остальные – единичные, мало о чем говорящие вещи. Захоронения в сопках прекратились в IX-X вв., когда родовые связи распались, а отдельной семье оказалось не под силу воздвигать большую насыпь. Итак, сопки – это сложные сооружения из песка и камня, достигающие высоты 10-12 м. От них надо отличать городища, которые ничего общего не имеют с погребальными насыпями.
Круглые курганы IX-X вв.В конце IX в. на смену сопкам приходят насыпи, которые получили название круглых курганов, потому что в их основании был круг, а сама насыпь имела полусферическую форму. Захоронение в них продолжалось по обряду сожжения умерших.
Круглые курганы, как и сопки, – это памятники дохристианского обряда погребения, который сохранялся у славян до принятия христианства, а местами и значительно позднее.
Круглые курганы существенно отличаются от описанных выше сопок. Во-первых, в отличие от сопки круглый курган содержит обычно одно, изредка два захоронения и, по мнению В.В. Седова, является индивидуальным погребением. С.Н. Орлов полагал, что это еще не индивидуальная могила, а кладбище одной, но уже индивидуальной семьи. Во-вторых, круглый курган не имеет ярусных погребений и каменных вымосток. В-третьих, он имеет полусферическую форму, а не форму усеченного конуса, высотой 1-2 м, диаметр основания от 3 до 12 метров.
Круглые курганы новгородских словен, как и сопки, имеют в основании кольцо из камней, что является их специфической особенностью. Вместе с тем встречаются и курганы без каменного кольца в основании. В.В. Седов считает их памятниками кривичей.
Захоронение останков кремации проводилось в верхней части уже готовой насыпи и находилось сразу под дерном. Поэтому со временем в результате естественных разрушений многие курганы оказываются "пустыми".
Круглые курганы известны и в виде одиночных, и в составе могильников из нескольких насыпей (от 4 до 12-19). На Холмской земле имеется несколько могильников, включающих круглые курганы: Яновищи на берегу одноименного озера в 4-х км от Наговья, Бологово (пос. Сережино), Рождественское в истоке р.Сережи, Васюково в 1,5 км от Наговья, Б. Ельно и Осиновка в устье М. Тудра. Все они, кроме курганов, включают и сопки.
Круглые курганы являются достоверными и неоспоримыми памятниками славян, ибо они связаны с аналогичными памятниками южных районов Нижней Руси."
ЖальникиВ начале XI в. в связи с распадом патриархальных • родовых отношений и распространением христианства в Приильменье наблюдается "всеобщий переход к новому погребальному обряду – трупоположению". И хотя погребение проводилось уже в грунтовой могиле, над ней про¬должали возводить насыпь полусферической формы прежних размеров. К курганам такого типа В.В. Седов относит могильники в Бобынине, Ильинском, Стрешене, Осиновке, Куловке (ниже Холма) и др. Постепенно высокие насыпи над грунтовой могилой исчезли, а такой могильник получил название жальника (от древнерус. "жаль" – гробница).
Жальник – это кладбище из грунтовых могил, каждая из которых обложена по поверхности камнями в виде кольца или прямоугольника (см. рис. жальника у д. Бор).
Все ранние жальники имели кольцевую обкладку могил из крупных валунов или по периметру, или по всей площади ямы, или даже каменный курган. Со временем кольцо камней заменилось прямоугольником по периметру могилы. При этом в головах и ногах, т.е. с западной и восточной сторон могилы, ставились валуны более крупных размеров, а обкладка могил исчезла. Еще позднее большой камень стал ставиться только в головах, а на смену ему, в свою очередь, пришел каменный крест. Исследованные грунтовые могилы имеют размеры от 2,0 х 1,75 м до 1,85 х 0,7 м и глубину от 0,65 до 1,0 м."
На карте новгородских жальников, составленной Н.И. Репниковым в начале 30-х гг. нашего века, зафиксировано четыре жальника в бывш. Холмском уезде: дер. Кузнецово в двух км от устья Сережи, с. Козлово в трех км севернее Захоломья, дер. Игнатово в километре от с. Шапкино и дер. Демидово в полутора км южнее с. Ратно (см. карту-схему археологических памятников.)
Месторасположение и распространение сопок, курганов и жальников указывает на плотность заселения и наличие раннеславянских поселений словен и кривичей на Холмской земле. На основе данных археологической карты можно утверждать, что наибольшая концентрация поселений была по Ловати от Хлавицы до Холма, по берегам М. Тудра и Сережи, а также в их междуречье и в округе Наговского озера на отрогах Валдайской возвышенности. Археологическая карта отражает седую старину и древнюю историю материальной культуры Холмской земли.
Примечания1. См.: Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. – М.. 1982.
2. См.: Лебедев Г.С. Северная часть пути "из варяг в греки" // История и археология Новгородской земли. – Новгород, 1987.
3. См.: Иванова П.Е. Великие Луки. - Л., 1978.
4. План воспроизводится по кн.: Вязинин И.Н. Старорусский край. - Новгород, 1958.
5. См.: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Под ред. С.Н.Валка. -М.-Л..1949.
6. См.: Переписная оброчная книга Деревской пятины Новгородской области конца XV в. Под ред. П. Савваитова. – СПб., 1862.
7. См.: Кособрюхов П. Могильные курганы и городища Холмского уезда Псковской губернии // Труды Псковского археологического общества. Вып. 7.- Псков, 1911.
8. См.: Конецкий В.Я. Население Приильменья в этнических процессах на Северо-Западе в VHI-XIII вв. // История и археология Новгородской земли. – Новгород, 1987.
9. Седов В.В. Новгородские сопки. – М., 1970, с.32.
10. Седов В.В. Восточные славяне… с.59.
11. Седов В.В. Новгородские сопки… с.10.
12. Седов В.В. Восточные славяне… с.64.
13. Седов В.В. Новгородские сопки… с.32.
14. Седов В.В. Новгородские сопки… (Карта распространения сопок).
15. Булкин В.А., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Археологические памятники Древней Руси IX-XI вв. – ЛГУ, 1978.
16. Конецкий В.Я. Указ. соч., с.20.
17. Седов В.В. Восточные славяне… (Карта 30).
18. См.: Введение христианства на Руси. Отв. ред. А.Д. Сухов. -М., 1987.
19. См.: Буров В. А. Жальники в бассейне р. Шлины на Валдае // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. – Новгород, 1994.
20. Репников П.И. Жальники Новгородской земли//Известия Государственной Академии истории материальной культуры. Т.ГХ, вып. 5. -М., 1931.
21. Карта-схема археологических памятников Холмской земли составлена на основании перечня сопок Холмского уезда П.Кособрюхова (1911), указателя и карты местностей с жальниками в бассейне р. Ловати П.И. Репникова (1931), перечня памятников и карты из кн. В.В. Седова "Новгородские сопки…" (1970), составленных с учетом данных Ф.А.Ушакова (1897), В.Н.Глазова (1903), Н.Ф.Окулича-Казарина(1914), М.И.Артамонова (1928), Н.Н.Чернягина (1941), "Материалов обследования памятников археологии Холмского района" (Новгородский отдел культуры, 1962), а также археологических карт В.В. Седова из кн. "Восточные славяне…" (1982).
На карте-схеме археологических памятников в границах бывшего Холмского уезда отмечено 54 различных объекта, однако нет никакой уверенности, что учтены все имеющиеся памятники погребальных насыпей. Так, на карту впервые нанесен не зафиксированный ранее в литературе круглый курган в Бончаровском бору по правому берегу р. Сережи. Нет сомнения в том, что краеведы найдут еще не один новый курган, сопку или жальник.