Воскресенье
24.11.2024
23:13
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ ХОЛМСКОЙ ЗЕМЛИ »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Форма входа


ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ ХОЛМСКОЙ ЗЕМЛИ

 

(Из книги В. В. Котова "Холм на Ловати и его земля"

История первых храмов Холмской земли уходит в глубокую древность. Естественно, что все они были деревянными. По окончании строительства церкви престол (главная святыня храма, знаменующая престол Пресвятой Троицы, находившаяся в алтаре) освящался во имя священного лица или события. От этого получал название и сам храм. На Руси было два типа церковных построек: так назгшасмые клетские и шатровые (до XVII в.). Как правило, церкви имели приделы – боковые пристройки. Как и храм, придел имел свое наименование.

Во второй половине XVII в. наиболее широкое распространение получили ярусные храмы, основой которых был четверик, над ним располагался один или несколько последовательно уменьшавшихся четвериков или восьмериков. Верх церкви венчался главкой на цилиндрической шейке и крестом. Представление о шатровых XVI в. и более поздних ярусных храмах из дерева могут дать чудом сохранившиеся и дошедшие до нашего времени новгородские церкви, находящиеся ныне в музее деревянного зодчества "Витославлицы" под Новгородом.

Упоминание о самой древней церкви на Холмской земле относится к 1011 г. В Уставе князя Владимира упоминается Троицкая церковь на р. Хлавице (совр. Подберезье). Другая древнейшая Успенская церковь в Михайловом погосте (ныне Локнянский район) основана в 1392г. на месте явления иконы Успения Богородицы.

В конце XV в. развернулось широкое строительство церквей на средства сельского населения. В писцовых книгах Деревской пятины 1495 г. упоминается погост Спасский в Лазаревском стане и Холмский погост с церквами во имя Спаса Преображения и Успения Пресвятой Богородицы. В той же книге при описании Хлавицкого стана отмечено: "… за Ф.Б. Борисовым полсела Бор, а в нем церковь Николая Чудотворца да приделы Святыя Мученицы Пятницы, да другой храм Ивана Предтечи, а в храме образы и книги и ризы и свечи и колокола". Однако указанные писцовые книги не дают нам полного представления о всех храмах, так как описание Холмского уезда не было доведено до конца.

Литовская война 1580-1582 гг. и польско-шведская интервенция 1606-1617 гг. разорили и разрушили большую часть храмов. По писцовой книге Дм. Воейкова и Фед. Протопопова (1628-1629), в Холмском уезде значилось девять погостов, однако часть церквей была "сожжена литовскими людьми", а часть разорена и "стояла пуста, без пения". В книге указано: деревянная церковь во имя Ильи Пророка в Холме сожжена; церковь во имя св. Николая Чудотворца в с. Бор "пуста, без пения"; церковь во имя Покрова Святыя Богородицы да Нила Чудотворца в с. Ровном "сожгли литовские люди"; церковь во имя Преображения Господня и другая во имя Рождества Пречистая Богородицы с приделом Николая Чудотворца да мученицы Христовой Пятницы (деревянные) в с. Морхове "стоят без пения"; церковь во имя св. Сергия в с.Темный Бор… церковь во имя Благовещения Святыя Богородицы близ Бедринского городища (ныне Ветошки) "стоит пуста, без пения"; церковь во имя Спаса Преображения в сельце Ельне "пуста, без пения" и церковь во имя св. Николая Чудотворца в с. Жуковичи Морховского стана. Есть также упоминание о том, что в с. Сербиче (?) Кунейского стана осталось только место от бывшей церкви св. мученицы Параскевы Пятницы.

Во второй половине XVII в. храмы начали восстанавливаться или строиться заново. Так, в г. Холме в 1670 г. была построена деревянная Воскресенская церковь.

В XVIII в. в Холме было уже три церкви: деревянная Ильинская, действовавшая до 1795 г., на месте которой затем была построена соборная Богоявленская, каменная Воскресенская (1795) и деревянная Никольская (1796) – и в уезде 27 храмов.
К 1879 г. в уезде было 46 церквей, из них 26 каменных и 20 деревянных.

В конце XIX и начале XX вв. возводились новые и перестраивались прежние обветшавшие храмы.

С самого начала XVIII столетия церкви вели ведомости о родившихся и умерших, а позже метрические записи. Другим очень важным учетно-статистическим документом были книги учета исповедовавшихся и причащавшихся с поименным указанием всех членов семьи и их возраста. Эти документы хранятся в архивах, их изучение может дать чрезвычайно интересный материал по истории родного края.

Первые христианские монастыри на Северо-Западе Руси появились в ХП-ХШ вв. Так, в Новгородской летописи под 1234 годом упоминается Спасский монастырь в дельте Ловати. Монастырь (греч. "место уединения") – это община людей, которые пытаются строить свою жизнь в соответствии с христианскими идеалами справедливости и братской любви.

С конца XIV в. усилилось строительство монастырей (пустыней) на окраинах и в отдаленных от городов местах среди болот и лесов, где иноки жили трудом своих рук, молитвами и вели аскетический образ жизни. Просуществовав век-полтора, они бесследно исчезали (горели, разрушались, разорялись), оставляя после себя одно-два упоминания в исторических источниках. Так было и с холмскими монастырями, о них сохранились лишь отрывочные сведения.

Немчинов Успенский мужской монастырь, на Ловати, в 62 в. от Холма (совр. Гришино), вошел в историю церкви как один из центров новгородско-псковской ереси стригольников. "Ересь" заключалась в нежелании признавать авторитет ставленника Москвы новгородского архиепископа Геннадия и вольнодумстве в трактовке священного писания. Старец Немчинова монастыря (иногда в литературе он именуется Немцовым) игумен Захарий, сторонник движения нестяжательства, выступал против крупного церковного землевладения, высказывал сомнение относительно "воскресения мертвых", чудотворности святых и их мощей и др. крамольные мысли. Кроме того, архиепископу Геннадию стало известно, что Захарий постриг детей боярских "от князя от Вельского да причастия три года не давал, а сам, деи, не причащал же ся", т.е. и сам не причащался и других не причащал. По тем временам это было неслыханной ересью, и Захарий был вызван в Новгород к архиепископу. В беседе с Геннадием старец стоял на своем: "А у кого, деи, ся причащатися? Попы, деи, по мзде ставлены, и митрополиты, деи, и владыки по мзде же ставлены". И тогда игумен был объявлен еретиком и предан суду собора епископов в 1490 г. На суде в Москве он решительно отказался покаяться и отстаивал свою приверженность православию. По решению суда с немчиновского игумена содрали иноческое одеяние и заточили в один из суздальских монастырей.

Отметим, что состоявшийся позже, в феврале 1551 г. "Стоглавый собор" осудил продажу церковных должностей, вымогательство и взятки в церковной среде, против чего в свое время и выступал немчиновский "еретик".

Медовский Троицкий девичий монастырь, в устье Б. Тудра, до захвата литовцами в 1581 г. находился в полном благоустройстве, но захватчики опустошили обитель, а храм сожгли. Однако святыня Троицкой церкви – образ Пречистой Богородицы "Скоропослушницы", присланный, по преданию, в X в. с Афонской горы, чудесным образом сохранился. Свое название икона получила в честь того, что якобы насельницы монастыря услышали от нее такие слова: "Пусть православные обращаются ко мне в нуждах, и Я не оставлю никого. С этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений".

Спасово-Клинский мужской монастырь, в 67 в. от Холма, южнее оз. Цевло, упоминается в писцовой книге 1628-1629 гг., а по переписи 1756 г. за ним числилось 313 ревизских душ.

Троице-Хпавицкий мужской монастырь, в устье р. Хлавицы (ныне Подберезье), известен по писцовым книгам 1495 и 1628-1629 гг. В начале XVII в. монастырь был захвачен ляхами. В 1609 г. объединенный русско-шведский отряд Чулкова-Горна освободил монастырь от захватчиков.

По писцовой книге Деревской пятины 1495 г. в Спас-Прилуках на Кунье в 46 в. от Холма значился погост. По преданию, прежде здесь был мужской монастырь, неизвестно когда упраздненный.

Рдейская пустынь (см. очерк "Рдейско-Полистовский край") известна по документам XVII в. Под ее управлением и духовным наставлением находились Троице-Хлавицкий и Николо-Хлавицкий монастыри.

В петровское время в выживших после литовской войны и "смутного времени" монастырях количество братии не превышало 3-10 иноков. По манифесту 1764 г. земли у монастырей были конфискованы, мелкие обители упразднены, а братия переведена в более крупные. Так прекратили свое существование все монастыри Холмской земли. В 1867 г. была восстановлена Успенская Рдейская женская обитель, однако она относилась тогда к Старорусскому уезду. В 1898 г. на Холмской земле появилась новая женская община в с. Воронцове на Кунье, в двух километрах от с. Галибицы.

Воронцовский женский Благовещенский монастырь.

Основателем обители был св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский Чудотворец (протоиерей о. Иоанн Ильич Сергиев, 1829-1908). На ее строительство он пожертвовал 6 тыс. руб. при общих затратах в 9173 руб. Он же освящал и ее первый храм. Его же стараниями Воронцовско-Благовещенская община была преобразована в монастырь. По отзыву благочинного 4-го округа Холмского уезда, о.Иоанн Сергиев относился к общине как к своему детищу, во всем было видно его особенное молитвенное попечение о ней.

Воронцовская женская община с наименованием ее Благовещенской была учреждена Указом Св. Синода 5 сентября 1898 г. на земле вдовы капитана Софьи Прейфер и ее сестры Клавдии Перепечиной, которые подарили свое воронцовское имение со всем хозяйством, постройками, службой и инвентарем о. Иоанну Кронштадтскому. Начальницей общины была назначена монахиня Леушинского монастыря Новгородской епархии Таисия, которая энергично принялась за устроение новой обители.

Уже в феврале 1899 г. она доносила псковскому владыке об окончании строительства деревянного двухэтажного на каменном фундаменте корпуса (келий для сестер, трапезной и смежной с ними домовой церкви) по плану петербургского епархиального архитектора г. Никонова. Здание строил подрядчик Климент Калинин, крестьянин д. Святово Галибицкой волости за пять тысяч рублей.

23 февраля 1899 г.о. Иоанн Сергиев сообщал из Холма псковскому епископу Антонину: "По Вашему благословению святительскому церковь в с. Воронцове во вновь открытой женской общине мною, в сооружении многих священников местных окольных церквей, освящена в честь Казанской иконы Богоматери; при чем произнесено составленное Мною приличное слово. О сем имею честь донести Вашему Преосвященству".

Через четыре года, 4 декабря 1902 г. о. Иоанн Сергиев направил псковскому владыке ходатайство о преобразовании женской Воронцовской общины в монастырь, в котором писал: "В 1898 г. … устроена мною в пожертвованном мне… имении "Воронцове" женская Благовещенская община. Имеет она около 200 десятин плодородной земли, довольно упорядоченное хозяйство, около 30 голов скота и пр…. В 1901 г. в г. Холме приобретено подворье: часовня, дом и хозяйственные постройки. В текущем 1902 г. я предоставил общине подаренный мне участок в Петербурге на Очаковской улице с домом и надворными постройками… Так как все означенные угодья неоспоримо могут быть признаны источниками обеспечения обители, то думал бы я, своевременно ходатайствовать о возведении  Воронцовско-Благовещенской  общины  в монастырь… с возведением начальницы общины монахини Таисии в сан игуменьи. О сем покорнейше прошу Ваше Преосвященство ходатайствовать пред Св. Синодом".

В этом же году при Воронцовской женской общине была открыта церковно-приходская школа. (См.: Псковские епарх. ведомости, 1902, № 15).
10 апреля 1903 г. последовал Указ Св. Синода о преобразовании Воронцовской Благовещенской общины в женский общежительный монастырь.

Весной 1907 г. игуменья Таисия просит архиепископа Псковского Арсения разрешить крестьянину Михаилу Волкову построить на его же средства каменную ограду длиною 306,5 саж. вокруг монастыря. Разрешение было получено, и уже 27 ноября этого же года ограда с четырьмя угловыми башнями и аркой над святыми воротами была закончена.

Поскольку в монастыре не было отдельной церкви, то игуменья Таисия направила 31 мая 1910 г. псковскому архиепископу прошение о разрешении крестьянину Ярославской губернии Пустошкину Василию Федоровичу построить на его собственные средства каменный пятиглавый храм о трех престолах в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в память основателя Воронцовской обители отца Иоанна Ильича Сергиева. А 27 июня архиепископ Арсений по утвержденному Строительным отделением Псковского Губернского Правления плану освятил закладку нового храма. При этом он сказал: "Доколе будет существовать этот храм, всегда будут помнить вас, создателей святого храма сего. Еще не так давно здесь, среди этих лесов и мхов, ничего не было. А ныне красуется святая обитель, над основанием которой много потрудился угасший недавно светильник земли русской, незабвенный молитвенник о. Иоанн Кронштадтский. Им освящено и место настоящей закладки храма…"

Пятиглавый каменный храм во имя Благовещения Пресв. Богородицы был построен. Однако строители храма занесли в монастырские стены сектантские взгляды иоанитов - последователей Мальтийского католического ордена. (См.: Псковские епарх. ведомости, 1912, № 8, с.102). Слухи об этом дошли до Псковской консистории. Исполняющей должность настоятельницы монастыря была назначена монахиня Алексия, а 20 августа 1912 г. Воронцовскую обитель посетил псковский епископ Евсевий. Приветствуя владыку, священник о. А. Федосов сказал: "…Недавно обитель переживала тяжелые времена сектантского владычества. В настоящее время… обитель освободилась от сектантства…".

После 1917 г. на базе монастырского хозяйства была образована сельскохозяйственная коммуна, которая, впрочем, вскоре распалась. Двухэтажный дом сестринских келий и трапезной был перевезен в пос. Плоскошь, и в нем размещалась средняя школа, а в 70-е годы он был разобран за ветхостью. До 2002 г. Благовещенский храм находился в разоренном состоянии. В настоящее время он восстанавливается. (См. фото О.В. Константинова).

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Митрополит Евгений. Псковская летопись. – Псков, 1993, с.24.
2. См.: Затейщиков-Второй Н.В. Город Холм… с.67.
3. См.: Памятная книжка Псковской губернии на 1879 г. – Псков, 1879. Указанные даты постройки храма не всегда являются датой его основания, ибо храм мог перестраиваться или строиться заново на месте ранее существовавшего.
4. См.: Памятная книжка Псковской губ. на 1879 г. – Псков, 1879.
5. См.: Скрынников Р.Г. Святители и власть. – Л., 1990, с. 108.
6.  Стяжательство (стяжание) – обогащение, накопление богатства, земных владений, денег и драгоценностей.
7. Кн. Ф. Вельский после присоединения Новгорода к Москве выехал из Литвы в 1482 г. и получил в Холмском уезде часть конфискованных у новгородских бояр земель.
8. Цит. по: Скрынников Р.Г. Указ. соч., с. 177.
9.  См.: Затейщиков-Второй Н.В. Медово Холмского уезда Псковской губ. // Псковские Губернские ведомости, 188S, №29,35 и 36.
10. Все цитаты приводятся по: Воронцовский женский Благовещенский монастырь // Псковские епархиальные ведомости, 1912, № 6.
11. См.: Псковские епархиальные ведомости, 1912, № 17.


Церковь иконы Тихвинской Божьей матери

РДЕЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ